КОМПОНЕНТЫГОСТЕВАЯ КНИГА НАУЧНЫЙ ЦЕНТР TOTALТотальное соответствиеНаучный центр «Тоталь» расположен в городке Солез близ Лиона. Подразделение небольшое, всего 550 человек из стотысячного штата компании, рассредоточенного по 130 странам. Но именно здесь рождаются заготовки новых масел, которые выйдут на рынок через пять, а то и десять лет. Тонкости рецептуры познавал Алексей Воробьев‑Обухов.Сроки, прямо скажем, сродни тем, что характерны для фар мацевтов, годами проверяю щих новые лекарства. Требова ния к маслам постоянно ужесточают ся в связи с модным нынче даунсай зингом – уменьшением рабочего объ ема двигателей при сохранении или да же росте мощности. Другой «вызов» – распространение систем «стартстоп» и сажевых фильтров (им противопока заны сера, зольность и фосфор). На моторных стендах масло про веряют в максимальных режимах в те чение 45 тыс. км «пробега», и оно обя зано это выдержать. (Судите сами, сто ит ли паниковать, если до замены про ехали лишнюю пару тысяч верст…) А можно ли верить надписям ти па Full Synthetic Oil? Как нам рассказа ли в центре, полностью синтетическо го масла в продаже не бывает. Ибо, ес ли понимать термин буквально (имея в виду масло с синтезированной, а не извлеченной из нефти основой), такой продукт обошелся бы в заоблачИсходя из соображений секретности, сфо‑ тографировать позволили лишь этот рабочий стол химиков‑аналитиков.ную сумму, доступную разве что ко мандам Формулы1. На самом же деле основа что синтетики, что полусинте тики представляет собой смесь опреде ленных компонентов. От их соотноше ния и зависит цифра на ценнике. Еще одна хитрость – указывать впечатляю щие проценты экономии топлива или прироста мощности. Формально это не обман, но не хватает уточнения мел ким шрифтом: «...по сравнению с ми неральным маслом 15W40». Делайте выводы. Заметим, что, однажды разработав то или иное масло, фирма не почивает на лаврах, а в рамках специальной про граммы ANAC отслеживает состояние свыше 300 тыс. двигателей в реальных автомобилях, анализируя периодиче ски отбираемые и присылаемые в Со лез пробы. Микрочастицы металлов многое расскажут об износе мотора, а уникальная, собранная за 30 лет база данных из более чем 3 млн. анализов – бесценный кладезь информации для разработчиков.162 За рулем 12/2010