22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
34
АВТОМОБИЛИТЕСТ KIA SPORTAGE, TOYOTA RAV4, FORD KUGAВсе на фитнес!FORD KUGA2,0 л, 140 л.с., 6‑ступенча‑ тый робот, полный привод, Trend, 1 306 700 руб.22За рулем 12/2010 Полтора десятка лет назад выбор «паркетных» вседорожников ограничивался тройкой японских моделей. Сегодня этот сегмент переживает бум: классике жанра «Тойоте-RAV4» дают бой не только «европейцы», как «Форд-Куга», но и свежеиспеченный «КИА-Спортидж». Найти сильные стороны каждого – спортивный интерес, которым загорелся Михаил Гзовский. Фото Александра Батыру.KIA SPORTAGE2,0 л, 150 л.с., 5‑ступенчатая механика, полный привод, Luxe, 1 059 000 руб.TOYOTA RAV42,0 л., 158 л.с., вариатор, полный привод, «Престиж», 1 290 000 руб.За рулем 12/201023 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ KIA SPORTAGE, TOYOTA RAV4, FORD KUGAKIA SportageПервое поколение модели появилось в 1993 году. Второе явление «Спортиджа», созданного на одной платформе с «ХёндайТуссан» состоялось в 2004-м. Новый «Спортидж» собирают на калининградском АВТОТОРе с 2010 года. ДВИГАТЕЛИ: бензиновый, 2,0 л (150 л.с.); дизельный, 2,0 л (136 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 5-ступенчатая механика, 6-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: Classic, Comfort, Luxe, Prestige, Premium. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 829 900–1 359 900 руб. Достойная плавность хода, простор на заднем сиденье, хорошая звукоизоляция, четкая работа механической коробки передач. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Плохая обзорность, недостаточная эластичность двигателя, скромный багажник. ОБЩАЯ ОЦЕНКА8,0полная оценка по категориям в конце статьиОн в целом дорос до уровня сильнейших игроков в «паркетном» классе. Основной недостаток автомобиля в тестовой комплектации – вялая динамика.РАЗУМНОЕ ТЕЛО Так на  фитнес-языке называется серия программ, направленных на снятие стресса и достижение гармонии души и тела. Глядя на фото предыдущих поколений «Спортиджа», удивляюсь, как у  КИА повернулся язык назвать те машины столь спортивным именем. Спорт в  их предпенсионных профилях (да  простят меня корейские художники!) не просматривается. То ли дело новинка: наглый взгляд фар с  россыпью светодиодов, подкачанные бока и  лихо очерченная крыша… Вот теперь дисгармонии с  именем нет! КИА разом объехала по яркости экстерьера RAV4, насупившийся в стиле седана «Кэмри», и даже готова отодвинуть на второй план видного франта «Кугу». Опасаясь разочарования, снимаю с  конфеты фантик  – открываю водительскую дверь «Спортиджа». Но  и  во  внутренннем мире все отлично: двухуровневая панель с мягким пластиком радует эргономическим порядком, неплохи в  меру жесткие сиденья, хорош и  руль с  удобными приливами в местах хвата. А главное – в интерьере витает пресловутый дух качества, за который не грех попросить лишний рубль. С  некоторых пор, пересаживаясь из корейской машины в «японца» (и, что важнее, наоборот), не  испытываешь культурного шока. Корея постигла почти все тонкости автомобильной йоги – знает, что хочет потребитель. И «Тойота» не  промах. Здесь также двухъярусная передняя панель (собственно, КИА пошла по  стопам «японки»), оригинальные кругляши, собравшие кнопки климат-контроля, эффектные двер-ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАДля любителей независимости – полностью отключаемая система стабилизации. Рядом кнопка помощника при спуске с горы Downhill Brake Control – он работает до 8 км/ч.24За рулем 12/2010 ные ручки-бумеранги с  перфорированной текстурой, классные приборы и  русифицированная навигация (покупателям «корейца» придется подучить иностранный). Но  с  эргономикой похуже. Кнопки регулировки зеркал вынесли в основание центрального подлокотника, а спортивный режим вариатора включается внизу панели, слева. Не лучше ли сделать наоборот? Не  очень понравилось и  бесформенное сиденье с традиционно короткой подушкой. Говорить по-русски умеет и «Форд». «Куга» покоряет безупречным удобством посадки в  кресле с  хорошей боковой поддержкой. Да, она поджимает бока крупным водителям… Ну  так сходите в  спортзал, господа! Жаль, дисплей климатконтроля мелковат и  перегружен информацией, а пластики разномастны по фактуре и цвету. Задние пассажиры предпочтут КИА. Во-первых, в «Спортидж» удобно садиться – не рискуешь обтереть одежду о  порог.  Во-вторых, здесь самый большой запас для ног и неплохой профиль дивана. «Тойота» чуть просторнее в  ширину, спинки отклоняемые, а  сиденья сдвигаются ради увеличения багажника. Но  сам «диван» расположен слишком низко, а  места для коленей впритык. Но  оказалось, может быть и хуже – в «Куге». Самая тесная «галерка», самый узкий дверной проем. На сей раз аргумент «ктото слишком много ест» уже не пройдет. С гармонией в статике все более или менее понятно. А что с координацией движения?Механизм выбора передач КИА точен и короткоходен. А вот добавить еще одну передачу для снижения шума на высоких скоростях не мешало бы.На правах рекламы АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ KIA SPORTAGE, TOYOTA RAV4, FORD KUGAToyota RAV4Родоначальник «паркетного» жанра появился в 1994 году и создан на платформе «Короллы». Второе поколение сходило с конвейера с 2000 по 2005 год. Машина третьей волны претерпела рестайлинг в конце 2008‑го. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 2,0 и 2,4 л (158 и 170 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 6‑ступенчатая механика, 4‑ступенчатый автомат, вариатор. КОМПЛЕКТАЦИИ: «Стандарт», «Комфорт», «Комфорт плюс», «Элеганс», «Престиж», «Престиж плюс». ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 899 000–1 385 000 руб. Объемистый багажник, бодрый разгон в ре‑ жиме «спорт», неплохая проходимость. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Звучный при ускорении мотор, неудобное водительское сиденье. ОБЩАЯ ОЦЕНКА8,1полная оценка по категориям в конце статьиПосвежевший после рестайлинга, RAV4 привлекателен внешне, предлагает лучшие скоростные характеристики и экономичность.За рулем 12/2010СТРЕТЧИНГ Так называют работу над растяжкой. Современ­ ный автомобиль обязан проявлять гибкость  – быть максимально универсальным и комфортным в  каждодневной жизни. Характер КИА  – что кар­ диограмма: с пиками сильных сторон и ущельями слабостей. К  последним отнесу обзорность. Вы­ сокая линия остекления в  сочетании с  широки­ ми передними стойками ограничивает видимость по  бортам. А  поджатое стойками и  крышей зад­ нее стекло урезает картину происходящего. Хоро­ шо хоть, зеркала крупные. У «Форда» все наоборот: дизайнерские зеркала оставляют желать больше­ го, зато соседи по потоку просматриваются непло­ хо. У  «Тойоты» своя специфика: висящее на  «спи­ не» запасное колесо съедает видимость по центру, в остальном порядок. Аутсайдер по  объему багажника  – КИА. Рас­ кладывается его сиденье и  из  салона, и  из  багаж­ ника, но  ровной площадки не  получается, а  ли­ траж наиболее скромный. Задняя дверь RAV4 от­ крывается вбок, причем традиционно слева напра­ во. Это удобно в Японии с ее левосторонним дви­ жением, а вот в России не очень: приходится оги­ бать «калитку» при погрузке. Зато сиденья пада­ ют по  команде из  багажника и  вы получаете ров­ ный пол. А под ним здоровенный тайник, сэконом­ ленный запаской. С «Фордом» придется повозить­ ся: сначала откинуть подушку сиденья, а затем уже складывать спинку. Но усердие будет вознагражде­ но – ровный пол и совсем не лишние в данном слу­26ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАРабота вариатора RAV4 особенно понравилась в режиме «спорт». Правда, шум от поющего на верхах мотора быстро надоедает. чае 16 л объема (целая спортивная сумка!) по срав­ нению с КИА. Кроме того, у «Форда» составная зад­ няя дверь  – удобнее забрасывать в  машину крос­ совки, выйдя с занятий. После тренировки хочется максимального рас­ слабления, в  том числе за  рулем. Вот тут­то кар­ диограмма «Спортиджа» и  стреляет позитивны­ ми пиками. В  первую очередь это касается шумо­ изоляции. При спокойном передвижении по  горо­ ду и  на  крейсерских скоростях в  КИА ощущаешь себя, словно в  спа­салоне. Чуть слышно шуршат шины, разглаживая морщины видавшего виды ас­ фальта, еле различимо шепчет под капотом мотор. Подвеска довольно плотная, но, что удивительно, не  вытрясает душу даже на  откровенной «терке». А по шоссе и вовсе плывешь себе в полном штиле, словно в бассейне. С ходу перепрыгиваю в  «Тойоту»  – разница не в ее пользу. Во­первых, заметно шумнее и навяз­ чивее мотор, вариатор держит его на  перекрестье мощности и  момента. Во­вторых, RAV4 дотошно повторяет профиль дороги и при этом скачет с бо­ ку на бок. Машина жестче проходит мелочь и буха­ ет амортизаторами на ходе сжатия, попадая в более серьезные ямы. Какая­то степ­аэробика! А  что «Форд»? На  холостом ходу его тря­ сет, как руки атлета после взятия веса. Вибрации от дизельного мотора гуляют по салону, передают­ ся на руль и сиденье. Тихим «Кугу» тоже не назвать: мотор рыкает уже на  3500  об/мин, шины громкоРучное переключение виртуальных передач вариатора «Тойоты» возможно рычагом или подрулевыми лепестками.На правах рекламы АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ KIA SPORTAGE, TOYOTA RAV4, FORD KUGAFord KugaМодель 2008 года создана на базе минивэна C-МАХ. В 2009-м автомобиль получил роботизированную трансмиссию PowerShift. В начале 2011 года в продажу пойдет машина со слегка освеженной внешностью. ДВИГАТЕЛИ: бензиновый, 2,5 л (200 л.с.), дизель, 2,0 л (140 и 164 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 6-ступенчатая механика, 5-ступенчатая автоматическая, 6-ступенчатая роботизированная. КОМПЛЕКТАЦИИ: Trend, Titanium. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 990 000–1 239 000 руб. Точная управляемость, великолепное сочетание дизеля и бесступенчатой трансмиссии. Тесный задний диван, жесткая подвеска, вибрации на холостом ходу. ОБЩАЯ ОЦЕНКАВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАшлепают по  выбоинам и  гудят на  ровном полот‑ не. Правда, с  ростом скорости «Форд» не  стано‑ вится назойливее в акустическом плане да и плав‑ ность хода выправляется. А пробить подвеску «Ку‑ ги» сложнее, чем на RAV4. Что  же, мышцы прогреты. Самое время по‑ смотреть, кто выносливее других на  предельных нагрузках.СИЛОВАЯ ТРЕНИРОВКА «Чем слоняться по  округе руки в  брюки, разви‑ вай мускулатуру физкультурой», – хит 1990‑х при‑ вязался ко  мне после поездки за  город на  КИА. Машина легко стартует благодаря внятной, хотя и  длинноходной педали сцепления, механическая коробка приятно удивляет четкими и  короткими ходами. Напольная педаль газа – со ступенькой, ко‑ торую нужно продавить, чтобы увеличить подачу топлива до  максимума. Все это настраивает на  ак‑ тивную езду. Увы, разгон у  «Спортиджа» не  фон‑ тан! Мотор вроде бы тянет с 3500 об/мин, но стоит стрелке тахометра опуститься ниже этой отметки, падает и настроение. Для динамичной езды и обго‑ нов вплоть до 100 км/ч чаще использую первые две‑ три передачи, вколачивая их с риском пробить син‑ хронизаторы. На пятой «Спортидж» готов поддер‑ живать заданную скорость по горизонтали и норо‑ вит замедлиться, едва дорога пошла в гору. Обидно тем более, что возможности шасси неплохи и даже система стабилизации провокационно отключается полностью. Прикатавшись, понимаю: крены ощу‑ тимы, а руль хотя и наливается усилием в поворо‑ тах, но грешит искусственностью обратной связи.Мотор «Форда» пускают нажатием кнопки под аварийкой.РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА8,2полная оценка по категориям в конце статьиБлагодаря выходу на рынок модификаций с автоматизированной трансмиссией и пересмотру маркетинговой политики, «Куга» получает еще один шанс на покорение сердец и кошельков покупателей.За рулем 12/201028 Модернизированная «Тойота» с  прибавившим в  мощности мотором и  вариатором понятнее на трассе. Другое дело, что для реализации всего потенциала двигателя нужно активировать спортивный режим, и тогда хоть уши зажимай! Зато разгон бодр, а подрулевые лепестки дают водителю толику свободы в выборе передачи. И руль здесь более человечен и точен при объезде препятствия. Электроника настроена деликатно: незаметно выправляет траекторию, даже когда на  дороге смесь сухого асфальта со льдом. Здорово! Почти как… «Форд». «Ты агрегат, Дуся, ты, Дуся, агрегат. Ты агрегат, Дуся, на  сто киловатт». Точнее, мотор «Куги» развивает 103  кВт  – меньше всех в  троице. Но  максимальный момент превосходит показатели конкурентов на треть и достижим уже с 2000 об/мин. «Давай, давай, Дуся, эх, Дуся, выжимай. Давай, давай, Дуся, эх, Дуся, прибавляй!» И  «Форд» выжимает! Именно «Куга» доставил больше всего позитива при ускорениях и обгонах. Секрет в крутящем моменте и  преселективной коробке с  двумя сцеплениями PowerShift, всегда быстро и  правильно включающей ожидаемую передачу.Управле­ ние тягой с транс­ миссией PowerShift весьма удоб­ но. Даже несмотря на проигрыш в мощно­ сти, «Куга» эффективнее оппонентов на обгонах.На правах рекламы АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ KIA SPORTAGE, TOYOTA RAV4, FORD KUGAГлядя на приборы «Спортиджа», желаешь одного – русификации. Нет ее и у навигации (опция).В КИА чувствуешь себя не хуже, чем в европейских и японских одноклассниках. Уютно, добротно, оригинально. «Спортидж» – лидер по части простора во втором ряду. И садиться назад удобно благодаря широкому проему двери. После модернизации приборы RAV4 стали эффектнее. Исправлен и недочет – в тахометре появилось окошко с индикацией выбранной передачи. Интерьер RAV4 после рестайлинга практически не изменился. Разве что обод руля усекли в нижней части да установили подрулевые лепестки трансмиссии. Задние сиденья в «Тойоте» двигаются в продольном направлении, а спинки можно отклонять. На этот дисплей выводится не только информация с маршрутного компьютера, но и выбранный режим усилия на рулевом колесе. «Форд»: мягкий пластик на передней панели и удобный профиль водительского сиденья.Задний диван в «Куге» удобен, вот только рослому пассажиру места для ног впритык.30За рулем 12/2010 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ KIA SPORTAGE, TOYOTA RAV4, FORD KUGA ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОбщие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота база колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Масса снаряжен./полная, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загородный/городской/ смешанный цикл Двигатель Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н . м Трансмиссия Тип Коробка передач Передаточные числа: I/II/III/IV/V/VI/VII/з.х. Главная передача Ходовая часть Подвеска: спереди/сзади Рулевое управление Тормоза: передние/задние Размер шин KIA SPORTAGE 4440/1855/1645 2640 1614/1615 564/1353 5,3 1450/2030 10,7 182 A95/55 6,3/9,8/7,6 TOYOTA RAV4 4445/1815/1685 2560 1560/1560 410/н.д. 5,1 1580/2110 11,0 185 A95/60 6,4/9,5/7,5 FORD KUGA 4443/1842/1710 2690 1580/1590 360/1355 5,8 1538/2160 10,7 183 ДТ/66 5,8/8,5/6,8спереди поперечно P4/16 1998 10,1 110/150 при 6200 об/мин 197 при 4600 об/мин полноприводная M5 3,64/2,06/1,33/1,06/ 0,82 /–/–/3,46 4,53спереди поперечно P4/16 1987 10,0 116/158 при 6200 об/мин 198 при 4000 об/мин полноприводная вариатор 2,40–0,43/1,67 5,79спереди поперечно P4/16 1997 18,3 103/140 при 4000 об/мин 320 при 2000 об/мин полноприводная A6 3,58/1,95/1,19/0,84/ 0,94/0,78/–/4,84 4,53/3,24типа «Мак-Ферсон»/ типа «Мак-Ферсон»/ типа «Мак-Ферсон»/ многорычажная многорычажная многорычажная реечное реечное реечное с электроусилителем с электроусилителем с электроусилителем дисковые вентилируе- дисковые вентилируе- дисковые вентилируемые/дисковые мые/дисковые мые/дисковые 225/60R17 225/65R17 235/55R17РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Весовые и геометрические характеристики Снаряженная масса, кг 1583 Нагрузка на ось, кг (%): переднюю/заднюю 901 (57)/682 (43) 190 Дорожный просвет, мм 1528 870 (57)/658 (43) 180 1715 1013 (59)/702 (41) 190Жесткость подвески «Куги» логично оборачивается завидной послушностью. «Форд» единственный в  троице позволяет выбирать усилие на  руле из  трех вариантов, хотя для меня выбор «спортивного» – единственно верный. «Куга» чуть нервозно реагирует на  отклонение баранки, однако на уверенности сидящего за рулем это не сказывается. Машина не знает, что такое крены. А неотключаемая система стабилизации железной рукой прихватывает колеса – но лишь когда водитель выходит за грань разумного. Мы не  стали вгонять подопытных по  ступицы в грязь: им там не место. Ни понижающих передач, ни мощных защит моторных отсеков – только хрупкие аэродинамические щитки и  пластиковые пыльнички. Принудительная межосевая блокировка имеется лишь на КИА и «Тойоте». В штатных режимах «Спортидж» переднеприводный. Как только происходит проскальзывание, часть момента уходит назад. У  водителя есть возможность заблокировать муфту, но  фрикционы останутся замкнутыми до  скорости 40  км/ч. Возможности «Спортиджа» ограничены и малой тягой на  низах. Чуть поиграл сцеплением  – в  салоне запахло жареным, так что до пробуксовок и закапывания лучше не доводить. Автоматизированная трансмиссия в  данном случае предпочтительнее, она удерживает мотор на максимуме крутящего момента без последствий для сцепления. «Тойота» упорно ползет по  грунту даже в автоматическом режиме трансмиссии, подключая заднюю ось весьма оперативно. Еще увереннее себя чувствуешь, заблаговременно нажав кнопку Lock блокировки электромагнитной муфты. Но  чудес не  бывает: RAV4 наконец сдается  – машина бережет вариатор, при чрезмерных нагрузках колёса просто перестают вращаться. «Куга» проходит туда, куда добрался «рафик», электроника «Форда» неплохо имитирует межколесные блокировки, прихватывая вывешенное колесо. Муфта «Халдекс», хоть и без принудительной блокировки, работает с  отличной скорострельностью, не давая машине зарыться. К тому же «Куга»Багажник у КИА скромнее. Чтобы открыть его, придется просунуть руку между крышкой и бампером – не самое чистое место.RAV4 – лидер по объему багажника. Расплата за это – висящее снаружи запасное колесо.Багажник «Форда» лишь немногим больше, чем в КИА, но практичнее – меньше колесные арки.32За рулем 12/2010 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ KIA SPORTAGE, TOYOTA RAV4, FORD KUGA ПАРАМЕТРЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОХОДИМОСТИМодель Просвет, мм KIA SPORTAGE 180 200 195 25 28 17 TOYOTA RAV4 195 210 190 25 24 18 FORD KUGA 200 190 210 25 32 16 Модель KIA SPORTAGE TOYOTA RAV4 FORD KUGA L1 965– 1150 955– 1115 930– 1105 L2 H H1 H2 B1 B2 L3min/max B3min 1015 1095 1055 H3 410 490 465 Н4 785 990 820 Vбаг., л 308 412 324РАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙ, мм (замеры ЗР)a b cУгол, ºα β γлучший в  тройке с  точки зрения дорожного просвета и углов съезда-въезда. Вот и  все, пора принять душ  – смыть с  машин грязь. Общее впечатление от всех очень приятное, что и  отразилось на  минимальной разнице в  балльной оценке. Остается сходить на  экскурсию в автосалон и примерить машины на себя. Ведь успехов можно добиться лишь в том спорте, к которому лежит душа.620– 1195 1020 970 1445 1385 880/1725 860 485– 780/ 650– 1225 1045 995 1455 1405 945/ 865 1720 600– 1225 1055 975 1420 1395 875/ 840 1765ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙОбщая оценка Рабочее место водителя Модель Салон Ходовые качества Комфорт Плавность хода Приспособленность к России Геометрическая проходимость ЭксплуатацияСиденье Органы управления Обзор Передняя часть Задняя частьТормоза Поведение на дороге ШумДинамикаБагажникКлиматKIA SPORTAGE Михаил Гзовский: «С появлением «Спортиджа» борьба в сегменте наверняка обострится до предела. А выиграем от этого мы, покупатели. Ведь корифеи вынуждены будут найти новые аргументы в свою пользу – технические или финансовые». TOYOTA RAV4 FORD KUGA8 7 98 8 87 8 88 9 89 8 77 9 87 8 98 8 98 8 99 8 79 8 89 9 98 8 9Сервис7 7 88 8 78,0 8,1 8,2Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин.34За рулем 12/2010