174
175
ГРУЗОВИКИ | BUSWAYАВТОБУСУ – ЗЕЛЕНЫЙ!Работу образцового маршрута Владимир Аркуша проинспектировал в Нанте, на западе Франции.21 км/ч. На этом пути устроено пятнадцать остановок, девять из них позволяют пересесть на автобусы других маршрутов. Интервал в часы пик три минуты, в обычное время – шесть. Поскольку маршрут прокладывали из пригорода в центр, одной из задач поставили разгрузку городского ядра от личных автомобилей. Вдоль автобусного пути оборудовали четыре перехватывающие стоянки на 1100 мест. Обладатели билетов на общественный транспорт паркуются на них бесплатно; в то же время подняли плату за парковку в центре города. Немаловажно, что 1 км трассы Busway, построенной за полтора года, обошелся в 7,5 млн. евро против 22 млн. за километр трамвайного пути, прокладка которого заняла бы четыре года. Маршрут обслуживают 18-метровые автобусы «Мерседес-Бенц Цитаро», построенные специально для Busway. Двигатели мощностью 240 кВт/326 л.с. работают на сжатом природном газе. Восемь баллонов на крыше вмещают 1520 л топлива, этого хватает на целый рабочий день. Всего закуплено два десятка машин, пятнадцать из них выходят на трассу, остальные в резерве или проходят ТО. Сданный в эксплуатацию в ноябре 2006-го, Busway в первый же год стал обслуживать до 25 тыс. пассажиров ежедневно, опередив расчеты на три-четыре года. Есть основания говорить об успехе проекта, тем более что на «автобусный путь» вступили 37% тех, кто ранее добирался в центр на личном авто. За счет этого поток легковых машин вдоль маршрута сократился за четыре года с 25 до 18 тысяч.Город на берегах Луары включил в себя 24 муниципальных района, где живут почти 600 тысяч человек. По-настоящему объединить подобный город способен только общественный транспорт, модернизацией которого власти озаботились еще в 1980-х. Сегодня объемы перевозок личным и коммунальным транспортом соотносятся как 60:40, ближайшая задача – достичь паритета. Преимущества коллективного передвижения стали особенно наглядны с появлением современных трамваев. Космического дизайна экспрессы – бесшумные, вместительные, комфортные – ничем не напоминают лязгающие тихоходные поезда прошлого века. Но когда понадобилось связать с центром города еще один важный район, выяснилось, что затраты на прокладку новой линии трамвая несоразмерны ожидаемому количеству пассажиров. Автобус же уступал трамваю как вместимостью, так и скоростью. Тогда нашли третий путь – скоростной автобус. Его главные особенности – обособленная полоса движения, проложенная посередине дороги, и продуманная связь с другими видами транспорта. Помимо порядкового номера 4, маршрут стал известен как Busway – «Автобусный путь». И не только из-за выделенной полосы, приподнятой над уровнем дороги. Благодаря АСУ у «четверки» бесспорный приоритет проезда всех перекрестков: когда к ним приближается автобус, светофор переключается на зеленый, а на развязках с круговым движением «басвей» проложен… по диаметру круга – то есть напрямую! По сути, автобус останавливается только для входа-выхода пассажиров и проходит 7-километровый маршрут со средней скоростьюВ зонах остановок полотно заглубили, так что пассажиры оказываются почти вровень с полом машины. Аппарель из третьей двери выдвигается автоматически.Автобусам постарались придать как можно больше сходства... с трамваем – именно он стал для горожан эталоном комфорта и быстроты передвижения.174 За рулем 01/2011 Настойчивость и последовательность, с которыми в этом да и в других городах Европы развивают общественный транспорт, весьма показательны. Только во Франции одобрено 24 проекта автобусных маршрутов с повышенным уровнем сервиса, 100 км линий уже проложено. Еще более эффективные и протяженные линии скоростного автобуса действуют в таких мегаполисах, как Стамбул, Сан-Паулу, Кейптаун. Как говорится, было бы желание. Бордюр остановки слегка выдвинут вперед, что позволяет вплотную подъехать к перрону, не крутя руль. Отшлифованный гранит не «грызет» боковину шины.К узловой парковке (видна лишь малая ее часть) подходит несколько маршрутов обычного автобуса. «Басвей» проложен по мосту, с которого сделан снимок.На правах рекламы