114
ЗР РЕСУРС СВЕЧЕЙ КОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОДОРОГАЯ ИСКРАЕсть ли смысл использовать «долгоиграющие» свечи, если можно купить обыкновенные? Свое мнение высказывают Михаил Колодочкин (ЗР) и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета к.т.н. Александр Шабанов.Нелегко выложить за комплект свечей около 3000 рублей, зная, что сосед заплатил за похожие меньше сотни! Все плюсы от дорогой покупки – только в будущем: обещанный рекламой долгий пробег, какие-то проценты ежедневной экономии топлива, легкость пуска… Кроме того, отпадает необходимость частой замены: на современном моторе эта процедура трудоемкая и дорогая. Мы решили оценить две полярные конструкции одной солидной фирмы, дабы сопоставлять не технологию различных производителей, а саму идею, воплощенную в металле, при прочих равных условиях. Выбор пал на «Денсо». Иридиевые IW20 – очевидные лидеры по миниатюризации центрального электрода: всего 0,4 мм. Именно тонкий электрод способствует лучшему самоочищению и соответственно продлению срока службы. Им составили компанию обычные W20 EPR. Исходная разница в стоимости – примерно пятикратная.Поведение свечей обоих типов в одинаковых условиях проследили в течение 360 моточасов. С учетом режимов накатки это равноценно почти 35 тыс. км пробега в специально подготовленных моторах – с увеличенными зазорами в цилиндропоршневой группе. Это позволило провести ускоренные Denso IW20 Denso W20 EPRресурсные испытания при повышенном расходе масла и накопленных отложениях в камере сгорания. Обычные свечи по мере старения медленно, но верно ухудшали показатели двигателя. Замеры, проведенные через 180 моточасов, показали 4-процентный рост расхода топлива и прирост токсичности отработавших газов. Еще через 60 моточасов рост расхода стал существенным: около 9%! При этом лямбда-зонд наконец почувствовал пропуски вспышек и уже не мог его компенсировать корректировкой продолжительности впрыска. На этом этапе испытания обычных свечей посчитали законченными. Иридиевые же свечи проявили первые признаки старения только на подходе к 300-му часу испытаний. И по окончании цикла, то есть после 360 моточасов, ухудшение среднего расхода топлива составило всего 3,0%. Чуть больше увеличилась токсичность по СО и СН – на 10…15%, тоже не так уж страшно. По ресурсу счет в моточасах – 360:240. По всем эксплуатационным параметрам – от расхода до уровня токсичности – иридий так же уверенно впереди. Отсюда вывод: если у вас дорогой современный автомобиль и вы совершаете на нем большие пробеги, есть смысл потратиться на иридий. В противном случае вряд ли вы окупите вложение.Так растет топливный аппетит мотора по мере старения свечи. За ноль отсчета принято исходное состояние новых свечей соответствующего типа. А так – падает мощность…По мере старения свечей растет число пропусков вспышек, с ним и токсичность отработавших газов. А контроллер воспринимает лишний, неиспользованный кислород как сигнал к обогащению смеси. Рост токсичности по СН говорит о нарушениях в процессе сгорания.114 За рулем 01/2011