СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ WTCCКОРОНАЦИЯ В МАКАОДля заводской команды «Шевроле» победа в WTCC – не только жирная точка в конце сезона. Впервые в истории автоспорта модель с корейскими корнями стала чемпионом мира! О том, каким был путь к титулу, рассказывает Вадим Крючков. Фото автора.ЗОЛУШКААвтомобильный вариант сказки Шарля Перро стартовал в 2005 году. Именно тогда на туринговом чемпионате мира среди благородных марок с солидной гоночной родословной появился новичок. На фоне «Альфа Ромео», БМВ, «Хонды», «Пежо», СЕАТа и «Форда» команда «Шевроле» с моделью «Лачетти» корейского происхождения выглядела, прямо скажем, неубедительно. Подбор пилотов поначалу тоже казался спорным. Отдуваться за всех, похоже, должен был опытнейший Алан Меню. Экс-пилот Формулы-1 Никола Ларини претендовал на роль скорее известной личности, чем первой скрипки команды. А молодой англичанин Роберт Хафф был и вовсе темной лошадкой, чьи результаты не поддавались прогнозированию. Так и вышло – первый сезон провели в роли мальчиков для битья: четвертое место в зачете производителей из пяти возможных. Меню и Ларини набрали по 9 очков, Хафф – три. На подиуме никто из пилотов «Шевроле» не засветился. Следующий сезон не принес подвижек в командном зачете: у «Шевроле» последнее место. Зато все пилоты заработали по два десятка очков, а Меню и Хафф по разу поднялись на верхнюю ступень пьедестала почета. Третий год стал переломным. В отсутствие стоящих результатов туринговая программа «Шевроле» могла бесславно завершиться. Но никто не суетился под угрозой расформирования. Ключевые люди сохранили рабочие места. Не претерпел изменений и состав пилотов. И слаженный коллектив «выстрелил»! По итогам чемпионата стабильный финишер Ларини стал пятым, Меню – шестым с пятью победами на этапах, Хафф – девятым с одной победой. Явный прогресс. «ШевролеЛачетти» научился обгонять БМВ, СЕАТ и «Альфа Ромео», и это тут же отразилось на продажах. В «Шевроле» подсчитали: каждый доллар, вложенный в автоспорт, окупился и принес еще 20 центов. Мальчики для битья превратились в крепких середняков, которые не собирались останавливаться на достигнутом. В 2008 году Роберт Хафф опередил своих товарищей по команде и завоевал бронзу по итогам сезона. Пришел час «Лачетти» сразиться за золото? Оказалось, нет. В 2009-м «Шевроле» вывел в свет новую модель – «Круз». Автомобиль лечили от детских болезней в ходе сезона. Итог – шесть побед на этапах: три у Хаффа, две у Меню, одна у Ларини. Вот теперь можно сразиться и за корону.186 За рулем 01/2011 В составе команды «Шевроле» Иван Мюллер заработал свой второй чемпионский титул в «Туринге». В 2011 году тремя заводскими «шевроле» будут управлять те же пилоты: Иван Мюллер, Роберт Хафф, Алан Меню. О заезде, в котором шла борьба за медали, Роберт Хафф рассказывал коллегам весьма эмоционально.ПРИНЦЕССАНамерение взять титул команда про‑ демонстрировала еще в межсезонье: впервые за пять лет в «Шевроле» поменяли пилота. На покой отправился Ларини, его место в 2010 году занял бес‑ компромиссный Иван Мюллер. Теперь под знаменами «Шевроле» выступало мощное и, что важно, равноценное трио гонщиков. «Крузы» взяли с места в карьер. За десять этапов минувшего сезона Мюллер побывал на подиуме 13 раз, Хафф – десять, Меню – семь.И получилось так, что к последнему, 11‑му этапу в Макао судьба командного и личного золота уже была решена: команда «Шевроле» опередила СЕАТ и БМВ, а Мюллер заработал очередной титул в «Туринге». Намечалась гонка‑прогулка с коронацией на финише? Конечно нет! Мюллер стал подыгрывать товарищу. Поэтому первую гонку выиграл Хафф, а прикрывающий его тыл Мюллер стал вторым. Итог – великолепные шансы Хаффа сразиться за серебро по итогам сезона с самим ГабриэлеТарквини. Заезд получился воистину драматичным. Хафф буквально просо‑ чился мимо неуступчивого пилота БМВ Аугусто Фарфуша. После чего Мюллер связал последнего борьбой, чтобы не мешал Хаффу догонять Тарквини. Через три круга Роб настиг Габриэле. На борьбу за позицию осталось всего несколько поворотов. Как атаковал Хафф! Как оборонялся Тарквини! Будь в запасе еще один круг, англичанин обошел бы итальянца. Но его не было… В результате при одинаковом количе‑ стве очков Тарквини получает серебро,На правах рекламыЗа рулем 01/2011 187 | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ WTCCЧемпион 2009 года Габриэле Тарквини не смог отстоять титул. Но стать вицечемпионом в 48 лет – тоже достижение. Помогая товарищу по команде, Иван Мюллер (№ 6) навязал борьбу Аугусто Фарфушу (№ 10). Гонки поддержки. В Кубке «Гран Туризмо» стартовало 30 пилотов из Гонконга, Макао, Японии и Австралии.Это не ложа прессы. Даже обычные болельщики в Макао пользуются исключительно зеркальными фотокамерами. Паддок. Красивые азиатские девушки привлекают не меньше внимания, чем известные гонщики. а Хафф бронзу – в активе итальянца больше побед в ходе сезона. Дополнительные показатели распределили места, а в памяти зрителей осталась очень зрелая езда Хаффа. Недалек тот день, когда он сразится за золото. В стане «Шевроле» не особо горевали. Командный и личный титулы, третье и шестое места по итогам сезона – отличный результат. С наскока принцессами в автоспорте не становятся. Невзирая на неудачи на старте, финансовый кризис, проблемы «головной конторы» и прочие объективные причины, команда упорно тащила «Шевроле» вперед. И эти усилия полностью оправдались. С любых точек зрения. А вот заводская команда «Лады» прожила на чемпионате мира всего год…188 За рулем 01/2011