134
135
ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯБОРЦЫ С ТИШИНОЙНа автосалоне в Лос-Анджелесе «Инфинити» представила гибридную модель M35h, оснащенную внешним источником звука Водитель может отключить «свисток», но тогда в комбинации приборов загорится предупреждающий сигнал.для предупреждения зазевавшихся пешеходов. Ведь гибрид в режиме полностью электрической тяги порой движется совершенно бесшумно! Система VSP (Vehicle Sound for Pedestrians) состоит из бортового синтезатора и расположенного за передним бампером динамика. Интересно, что VSP отключается, как только скорость превысит 35 км/ч, и включается снова, когда спидометр показывает менее 25 км/ч. Такое решение продиктовано тем, что при увеличении скорости проявляются собственные шумы автомобиля, например шуршание шин. Довольно много времени заняли поиски наиболее приемлемого звучания системы VSP, которое легко улавливалось бы пешеходами, но не раздражало окружающих. В итоге остановились на синусоидальном тоне с частотой между 600 и 2500 Гц. Изменение высоты звука привязано к ускорению или замедлению авто. Наибольшая громкость выбрана для троганья с места. Новая опция войдет в серийный пакет безопасности уже весной 2011 года.КУЗОВ‑БАТАРЕЙКАКомпания «Вольво», раздумывая над электромобилями, намерена отказаться от традиционного блока аккумуляторов. Лондонский Имперский колледж вместе с шведской фирмой и еще восемью участниками разработал совершенно оригинальный проект: стальные наружные панели кузова заменяются аналогами из многослойного наноматериала, способного накапливать и хранить электричество. Если посмотреть на схему, становится понятно, что речь идет скорее не об аккумуляторе, а о конденсаторе большой емкости, обкладки которого выполнены из наночастиц углеволокна, а изолятор – из фибергласа (стекловолокно). «Энергетический» кузов обещают представить через три года. Но вначале будет проведен эксперимент меньшего масштаба – в накопитель электричества превратится кожух ниши запасного колеса. Его емкости должно хватить для многочисленныхИ никаких аккумуляторов под капотом!пусков обычного двигателя в режиме старт-стоп. А уж когда из нового материала сделают крышу, капот и двери, то запасенная энергия обеспечит пробег электромобиля до 130 км. ваше расположение глаз. Eye Tracker сам найдет зрачки и будет обновлять картинку в своей памяти 200 раз в секунду.СТЕРЕОСОНУстройства под общим названием «Антисон» работают по-разному, но цель у них одна: поймать момент засыпания водителя и разбудить его громким сигналом или вибрацией. В системе Eye Tracker, представленной Фраунгоферовским институтом цифровых технологий на выставке Vision 2010 в Штутгарте, использован принцип стереоскопического наблюдения за глазами водителя. Как только объективы видеокамеры распознают замедление движения век, 3D-«Антисон» активируется и включает сирену и вибратор в руле. Преимущество этого устройства заключается именно в стереоэффекте – он позволяет не настраивать предварительно систему подПока прототип Eye Tracker еще громоздок, но авторы убеждены: сделать его компактным удастся в течение года.134 За рулем 01/2011 И ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИТКомпания «Фойт» (Voith) решила заняться энергией, заключенной в выхлопных газах. Ее там немало: до 36% всей энергии, высвобождающейся при сгорании топлива! Cистема SteamTrac теоретически выглядит как классическая паровая установка: внутри глушителя Так распределяется энергия сгорающего в ДВС топлива.находится змеевик теплообменника с жидкостью, получающийся пар направляют в поршневую паровую машину, затем он охлаждается и конденсируется. Реальное представление, о каких величинах идет речь, дают параметры экспериментальной установки: рабочее давление 10–60 бар, температура пара на входе 300–400 °C, мощность 40 кВт при 2700 об/мин.Принципиальная схема системы SteamTrac.ШЛАНГОМ ПО НОГАМСовременные системы защиты пешехода уже научились в случае наезда приподнимать капот автомобиля, создавая спасительный зазор между ним и двигателем. Но датчику наезда мало быть быстродействующим (на все про все у системы не более 15 мс) – чтобы система работала максимально эффективно, он должен распространять свою чувствительность на всю ширину бампера. Компания «Континенталь» предложила использовать в качестве воспринимающего удар элемента обыкновенный шланг, наполненный воздухом. Его прячут внутри энергопоглощающего блока из пенополиуретана. Концы шланга заглушены стандартными датчиками давления, какие применяют для активации эйрбегов. При наезде шланг сжимается и давление в нем нарастает, что регистрируютсенсоры. Электронный блок вычисляет по характеру сигнала, идет ли речь о пешеходе и надо ли активировать подъем капота. Новая система проста и надежна, что позволяет использовать ее практически для любых автомобилей. Внешний вид одного из концов Поперечный разрез через бампер. датчика. Второй – точно такой же.В ВИРТУАЛЬНОМ КОНТАКТЕПоговаривают, что вскоре электромобили станут повседневностью. Так что же, пора ставить на каждом углу столбики с розетками для подзарядки? В компании Delphi, так же как и в WiTricity Corporation, полагают, что энергию можно передавать и бесконтактным способом. Идея не нова, но от этого не менее привлекательна. Специалистам WiTricity удалось запатентовать систему, объединяющую явленияэлектромагнитной индукции и резонанса. Это сочетание необходимо для эффективной передачи энергии при значительном (в десятки сантиметров) зазоре между передающей и приемной катушками. Как утверждает руководитель проекта Эрик Джилер, уже удается почти без потерь передавать 3300 Вт, а этого вполне достаточно для относительно быстрой зарядки батарей электромобиля. Сами зарядные устройства компактны и подключаются к обычной для США сети напряжением 120 В. Их можно разместить в полу гаража или в слое асфальта на парковке.абПодобные схемы можно найти даже в очень старых книгах, но реально они пока не работали.Так, по мысли разработчиков, будут выглядеть общественные парковки (а) и частные гаражи (б).За рулем 01/2011 135