159
ЮРИСТА БЕЗОПАСНОСТЬ | ОТВЕТЫНОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ, СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫВ сентябре прошлого года вступил в силу новый Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Его особенности раскроет Сергей Смирнов.ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ТЕХОСМОТРдать, что оранжевый указатель пово­ рота безопаснее красного. Скорее все­ го, нет. Ведь в ту же Европу ввозят аме­ риканские авто – и ничего, никто не за­ ставляет менять поворотники. У нас же многочисленные владельцы амери­ канских автомобилей будут вынужде­ ны менять стекла указателей поворо­ тов (если есть аналоги для европей­ ского рынка) или попросту покупать талон ГТО (если аналогов нет). А ес­ ли сделать поворотник самостоятель­ но, из подручных средств, с формаль­ ной точки зрения это будет считаться «изменением конструкции», что без со­ ответствующего разрешения не допу­ скается. личился со 100 до 500 рублей. А раз увеличился штраф, то усилится и кон­ троль – не только на дорогах, но и при прохождении ГТО. Когда в сентябре 2009 года проект до­ кумента был представлен на обсужде­ ние, поднялась целая волна возмуще­ ния. В первоначальном виде в черный список запрещенных к эксплуатации попали и «праворукие» автомобили, и модели с американского рынка. В те­ чение года в объемный документ вно­ сились поправки, и три месяца назад владельцы «нестандартных» автомо­ билей вздохнули с облегчением. Пря­ мых запретов на эксплуатацию машин с правым рулем и «американок» регла­ мент не установил. Тем не менее про­ блемы начали возникать, как и пред­ полагалось, при прохождении техниче­ ского осмотра. До принятия документа во власт­ ных структурах, в том числе и в МВД РФ, говорили, что действие регламента будет распространяться только на автомобили, которые толь­ ко что ввезены на территорию РФ либо произведены после вступления в силу новых правил. Как оказалось, предста­ вители власти лукавили. Действитель­ но, основная часть требований касается только новых автомобилей (либо вво­ зимых), и это понятно, ведь регламент в первую очередь написан для произво­ дителей и импортеров. А как же быть с теми машинами, которые уже не один год колесят по нашим дорогам?КЕНГУРЯТНИКИПОКА ТЕХОСМОТР ЛИШЬ ФОРМАЛЬНОСТЬ, КОТОРУЮ ПРИ ЖЕЛАНИИ МОЖНО ОБОЙТИ ВОВСЕ, НИ О КАКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ РЕЧИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!Более лояльно поступили с владельца­ ми праворульных машин. С одной сто­ роны, имеющаяся в регламенте норма, по которой категорически запрещено использовать фары, предназначенные для дорог с левосторонним движением, ставит на «японках» крест. С другой – документ позволяет использовать опти­ ческие элементы для коррекции све­ та. Но тут опять же возникает вопрос: а не будет ли это считаться изменени­ ем конструкции со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости получения одобрений и свидетельств? Тем не менее возможность использо­ вать праворульные авто остается.В первой редакции регламента запре­ щалось использование любых защит­ ных приспособлений, которые так лю­ бят владельцы вседорожников. Даже на микролитражки «Ока» некоторые умудрялись поставить что­то подоб­ ное! После вступления документа в си­ лу запрет на использование кенгурят­ ников, или кенгуринов, остался только для легковых автомобилей и неболь­ ших грузовиков с максимальной мас­ сой до 3,5 т. Вседорожникам и большо­ му грузовому транспорту возможность пользоваться защитой все же оставили. Еще разрешили всем без исключения устанавливать металлические решетки (весом не более 0,5 кг) для защиты фар. Но они не должны выступать за линию бампера!ПРАВОРУЛЬНЫЕ МАШИНЫКУПИ-ПРОДАЙКРАСНЫЕ АМЕРИКАНЦЫВ Приложении № 7 к техническому регламенту перечислены все условия, которым должен соответствовать авто­ мобиль. Первыми, кто столкнулся с проблемой честного получения та­ лона ГТО, стали владельцы бэушных американских машин, произведенных для тамошнего рынка. Согласно ре­ гламенту указатели поворотов долж­ ны быть оранжевого или, как указано в документе, «автожелтого» цвета. По­ этому красные поворотники «амери­ канцев» придется менять. Уж не знаю, проводились ли какие­нибудь иссле­ дования, чтобы однозначно утверж­ТОНИРОВКАТеперь светопропускание ветрового и боковых стекол должно быть не ме­ нее 70%. И дело не в том, что факти­ чески подобные требования существо­ вали ранее. Не забудьте, что штраф за слишком тонированные стекла уве­Большинству автовладельцев новый технический регламент не добавил ни­ каких неудобств. Ведь фактически в нем продублированы требования раз­ ных ранее действовавших стандартов – они просто сведены воедино. Предпо­ лагается, что при прохождении техос­ мотра (именно во время этой проце­ дуры контролирующие органы обяза­ ны проверять строгое соответствие ав­ томобиля регламенту!) будут выбрако­ вываться не соответствующие требова­ ниям безопасности транспортные сред­ ства. Но ведь ни для кого не секрет, что прохождение техосмотра часто пре­ вращается в пустую формальность, ча­ сто талон ТО попросту покупают. При­ ведут ли новые требования к уменьше­ нию количества небезопасных автомо­ билей на дорогах? Сомневаюсь. Зато, по неофициальной информации, уже сейчас цены на покупку талона вырос­ ли на треть. Так что, как мне кажется, начинать надо было с другого – с наве­ дения порядка в проведении ТО.За рулем 01/2011 159