ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮПАСКАЛЬ ФЕЛЬТЕН:Паскаль Поль Жиль ФЕЛЬТЕНПОКА МЫ ЕЩЕ ТРОЕЧНИКИКак работающие в Тольятти представители концерна «Рено-Ниссан» собираются улучшать автомобили «Лада» в ближайшем будущем? На вопросы читателей журнала и посетителей сайта www.zr.ru отвечает директор ОАО «АВТОВАЗ» по качеству Паскаль Фельтен.162 За рулем 01/2011Родился в 1968 году. В 1991‑м окончил тех‑ нический университет в Нанте, в 1999‑м – бизнес‑школу в Париже. С 1993 года работал в компании «Рено»; участвовал в разработке моделей «Лагуна», «Вель Сатис» и «Эспас». Затем работал дирек‑ тором по качеству на заводах компании во Франции и Испании. C 2006 по 2008 год занимал аналогичную должность в «Нис‑ сане». С ноября 2008‑го – на АВТОВАЗе. Директор по качеству, член правления ОАО «АВТОВАЗ» с сентября 2009 года. Под его руководством разработана про‑ грамма «ЛАДА КАЧЕСТВО»; предприятие уже приступило к ее реализации. ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ– Как вы оцените качество автомо‑ билей ВАЗ по пятибалльной шкале? – Сложный вопрос! Если срав нивать с тем уровнем, к которому мы стремимся, я бы сказал, что «Калину» и «Приору» сегодня можно оценить на три балла. Если говорить о более ранних моделях, оценка будет ниже – эти автомобили были спроектированы давно, без учета современных требо ваний. – Повысилось ли качество автомо‑ билей «Лада» в последнее время? Сократилось ли количество пре‑ тензий? – Работа идет постоянно. Могу сказать, что число гарантийных рекла маций на 1000 автомобилей снизилось только за последний год на 30%. – Изменилось ли время реакции на обнаруженный дефект? Пом‑ нится, в 1990‑е несколько лет не могли справиться с перекосом рамки заднего стекла у «десятки»… – Мы, конечно, стали реагировать намного быстрее. Но надо различать два типа дефектов: одни возникают на производстве, другие – уже в ходе эксплуатации. В случае производствен ной проблемы время с момента ее обнаружения до принятия мер сократи лось в три раза! Реагировать на дефект, выявленный в ходе эксплуатации, сложнее, но мы внедрили систему ран него предупреждения. Как только воз никают систематические рекламации, мы сразу начинаем работу над устране нием дефекта – таким образом удается сэкономить несколько недель. Но есть возможности сократить и этот срок. – Назовите проблемы, устранен‑ ные в последнее время под вашим руководством. Над чем сейчас работаете? Однозначно ли повыше‑ ние качества означает и рост цены автомобиля? – Памятна вибрация рулевого колеса, связанная с тем, что не был выдержан зазор между рулевой рейкой и упором. Мы ввели вкладыш, который гарантировал стабильность зазора, и сократили количество претензий по этой причине в восемь раз. Вопросы, касавшиеся ремня вспомогательных агрегатов, смогли решить, организовав дополнительные контрольные операции на предприятии поставщика и заменив материал ремня, а также его конструкцию. Улучшение качества в 80% случаев не требует затрат, поскольку достига ется лишь ответственным выполнениемобычной работы (это касается и про ектирования, и производства, и выход ного контроля). В некоторых случаях изменение конструкции повышает стоимость комплектующих, но если при этом устраняются претензии к качеству, то сокращаются и затраты на ремонт по гарантии. То есть исчезает причина для увеличения конечной цены. – А какого рода дефекты пока не удается устранить? – Наиболее сложны в устранении те, которые требуют изменения кон струкции или поиска нового постав щика. Кроме того, решение подобных проблем часто требует серьезных финансовых инвестиций. Если затраты небольшие, мы реагируем сразу же.поставщиков АВТОВАЗа должен быть таким же, как у альянса. – Станут ли автомобили «Лада» дороже после введения единой панели поставщиков? – Цена их не вырастет. Фактически комплектующие, которые мы плани руем закупать, должны быть дешевле, потому что вырастут объемы нашего заказа. – А как изменится качество после запуска новых моделей в 2011– 2012 годах? – Результаты реализации нашей комплексной программы «ЛАДА КАЧЕСТВО» (Lada Quality Program, LQP) и работы по развитию новых поставщиков в полной мере проявятся при производстве модели «Гранта» – оно стартует уже в конце следующего года. На АВТОВАЗе внедрена и уже начала давать эффект процедура обес печения качества на фазе проектиро вания. По нашим ожиданиям, уровень сборки «Гранты» будет очень близок к европейским стандартам. – Не собираетесь ли создать форум по вопросам качества «Лады», где потребители могли бы высказать свои претензии, пожелания? – Хорошая идея! На сайте АВТО ВАЗа в ноябре заработала страница нашей дирекции. А в Интернете есть сайты клубов любителей «Приоры» и «Калины», где наши потребители обсуждают проблемы и дают советы друг другу. Обратная связь с людьми, которые покупают наши автомобили и ездят на них, очень важна для нас.ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПАРТНЕРОВ– Будут ли смежники внедрять ваши методы контроля качества? – В числе новых методик, которые АВТОВАЗ применяет для развития поставщиков, есть внедрение у них спе циального плана управления; этот про цесс отслеживают наши специалисты. От того, как реализуется эта система, зависит, будем мы продолжать работу с партнером или нет. – Другими словами, вы планируете в ближайшем будущем сменить некоторых поставщиков. Как будут изменяться требования к ним? – Что касается действующего про изводства, стратегия АВТОВАЗа в том, чтобы перестать работать со смежни ками, поставляющими заводу нека чественную продукцию, и помочь улучшить показатели тем партнерам, которые готовы модернизировать свое производство. Кстати, хочу отметить, что качество поставляемых АВТО ВАЗу деталей в этом году улучшилось в четыре (!) раза. Как я уже сказал, при освоении новых автомобилей мы выбираем только лучших поставщи ков – по критериям нашего альянса. – Насколько может улучшиться качество благодаря единой панели поставщиков «АВТОВАЗ‑Рено‑ Ниссан»? – Создание такой панели пар тнеров позволит добиться снижения затрат; также мы начнем применять одни и те же методики для оценки смежника, уровня его подготовки к работе с нами. АВТОВАЗ будет помогать в обучении и поддерживать тех поставщиков, которым это необ ходимо, и отказывать в контрактах тем, кто этого не заслуживает. Наша цель: уровень качества продукции«НА АВТОВАЗе ВНЕДРЕНА И УЖЕ НАЧАЛА ДАВАТЬ ЭФФЕКТ ПРОЦЕДУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА... ПО НАШИМ ОЖИДАНИЯМ, УРОВЕНЬ СБОРКИ «ГРАНТЫ» БУДЕТ ОЧЕНЬ БЛИЗОК К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ».– Какие иностранные машины – прямые конкуренты «Лады» на нашем рынке? – Мы считаем, что сегодня это бюджетные модели «Шевроле», «Форда», «Шкоды», «Рено» и машины корейских производителей. – Вы сами на каком автомобиле ездите? – У меня универсал «Лада Приора».За рулем 01/2011 163