152
153
154
БЕЗОПАСНОСТЬ | ВИДЕОФИКСАЦИЯПОПАСТЬ В КАМЕРУПревысил скорость и попался? Бывает… Как фиксируют нарушения и каким образом за них следует расплачиваться, выясняют Игорь Моржаретто и Михаил Колодочкин.Есть народная примета: радар в руках инспектора – это к деньгам. В том смысле, что их, возможно, придется отдать. А вот комплексы фотовидеофиксации, тупо собирающие в единую базу видеоданные по «гонщикам», взятки брать пока что не обучены. Хочется верить, что и не научатся… По способу использования на дороге такие комплексы сегодня делят на три основные группы: мобильные («стрелялка» у инспектора в руках), передвижные автоматизированные (треножник152 За рулем 01/2011 на обочине) и стационарные автоматизированные (например, камера в тоннеле). Совершенно ясно, что цивилизованная оплата штрафа сегодня в любом случае должна проходить только по квитанции. Тогда роль человеческого фактора в общении на дороге не просто снизится, а будет исключена. Собственно, зачем же автоматика, если к каждой камере приставлять сборщика податей при погонах? То же в полной мере относится к мобильным постам в машине ДПС, скромно скучающей в полутора километрах «по течению» от места съемки. Кто не видел – стоит себе спокойно тренога (как правило, на выезде из населенного пункта, когда уже хочется нажать на педальку…), а чуть поодаль тебя ждут для «беседы»? Наше мнение: эти посты вредны, поскольку, опять-таки, любой контакт инспектора с нарушителем способен свести к нулю ценность всей задумки. Поэтому в ряде регионов (Казань, Московская область и т. д.) такой подход уже редкость. Другое дело, что иногда возникает потребность в охране вредныхМобильные комплексы фотовидеофиксацииПередвижные автоматизированные комплексыПример исполнения Мобильный видеофиксатор «БИНАР» Режим работы В руках инспектора или в салоне патрульной ма‑ шины. Общение с инспектором Неизбежно. Есть возможность для «дискуссии» и решения взаимных материальных проблем. Оплата штрафа Инспектор имеет право на месте выписать поста‑ новление и выдать квитанцию на оплату штрафа. В этом случае он обязан внести на флешку элек‑ тронную метку – тогда новое постановление этому нарушителю выписано не будет. Но если такой мет‑ ки нет, то нарушителю гарантированно придет но‑ вая квитанция: придется бегать по инстанциям.Пример исполнения Комплекс «КРИС»П Режим работы Автоматический. Не требуют постоянного вмеша‑ тельства оператора. Общение с инспектором Возможно – если нарветесь на мобильный пост. Оплата штрафа Инспектор имеет право на месте выписать поста‑ новление и выдать квитанцию на оплату штра‑ фа. Но данные флешки из комплекса в конце сме‑ ны обязательно загружают на сервер, а потому ин‑ формация о нарушении пойдет «выше». Наложе‑ ние вторичного штрафа в принципе не исключено.Сохраняет все данные в энергонезависимой памяти. В комплекте поставки – программа для скачивания на компьютер и распечатывания материала с доказательствами нарушения. Инспектор в конце смены должен загружать сведения в центральную базу данных.Передают в режиме реального времени информацию на ноутбук мобильного поста по беспроводному каналу связи на расстояние до 1,5 км, а также автоматически сохраняют данные на энергонезависимом флеш-накопителе. Устанавливаются, как правило, на обочинах или разделительной полосе.Мобильные комплексы фотовидеофиксацииСтационарные автоматизированные комплексыПример исполнения Лазерный измеритель скорости и дальности ЛИСД‑2Ф Режим работы В руках инспектора или на штативе рядом с па‑ трульной машиной (автоматический режим). Общение с инспектором Практически неизбежно. Оплата штрафа Сотрудник милиции (полиции?) имеет право выпи‑ сать постановление и выдать квитанцию на опла‑ ту штрафа на месте. Но не забудет ли он поставить соответствующую метку? Поэтому возможность вто‑ ричного штрафования не исключена.Пример исполнения Стационарный фоторадарный комплекс типа «КРИС»С Режим работы Автоматический. Общение с инспектором Исключено. Оплата штрафа По почте высылается «письмо счастья» с требова‑ нием уплатить штраф.При работе в ручном режиме данные записываются в ОЗУ прибора, при автоматическом – в ПЗУ. На практике практически всегда используется ручной режим, хотя возможность загрузки данных в компьютер предусмотрена.Устанавливаются на специальные инженерные сооружения (опоры, арки, виадуки и т. п.) как над дорожным полотном, так и на обочине. Передают данные о скорости и распознанных госномерах по цифровым каналам связи на сервер центрального поста.За рулем 01/2011 153 | ВИДЕОФИКСАЦИЯКОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТАВладимир КУЗИН,генерал-майор милиции, заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФПример распечатки с мобильного видеофиксатора. В одном документе (на компьютере) автоматически собирается несколько последовательных кадров, демонстрирующих развитие ситуации на дороге, на которых явно видно, кто самый шустрый, и один кадр, крупно, – тот, на котором отчетливо виден номер «гонщика». Все настолько убедительно, что если дело доходит до суда, то обсуждать практически нечего. треножников от не менее вредных нарушителей, но в той же Казани для этого нанимают охранников! Отдежурил, вынул флешку, привез ее в центр, скачал в компьютер, затем вновь зарядил – вот и всё. Разговоры о возможных стираниях, подменах и т. п. официально опровергаются. Аргументов в подтверждение этого действительно хватает – цифровая подпись, кодировка, нечитаемые форматы… Да и сама флешка привязана к конкретному фоторадару: не подменишь. Не сегодня-завтра появится беспроводной канал связи мобильной камеры с центром, тогда и флешку возить не придется. В народе, однако, есть большие сомнения насчет того, будто бы нельзя в «ручном режиме» убрать информацию с флешки. Высокие милицейские генералы уверяют: ни боже мой, – но их подчиненные на местах, по слухам, уже нашли способ… Картинку из жизни прислал в редакцию наш читатель Игорь Кузьмин. Его интересовало, намного ли превысил скорость трактор. Встречаются и другие комплексы – эдакое сочетание распознающей камеры и отдельно купленного радара. Главное отличие подобных систем от вышеперечисленных в том, что метрологический сертификат на весь комплекс (а не только на радар) у них, как правило, отсутствует. А ведь именно он может дать юридическую гарантию того, что изображение автомобиля и измеренная скорость принадлежат одному и тому же нарушителю! Штрафная квитанция в этом случае должна считаться недействительной. Что касается прочих камер, например установленных на железнодорожных переездах, то в их функции замер скорости не входит. А вот описанная выше автоматика реально может повлиять на «гонщиков» самым понятным для них способом. Достаточно представить себе удивление водителя, который получил с десяток штрафных квитанций, выписанных в один день… Cразу и не понять, то ли это камера, то ли пришелец с Марса. В любом случае квитанцию такая конструкция вам не пришлет.С развитием систем автоматической видеофиксации законодатели продолжают совершенствовать нормы закона, чтобы оперативно решать возникающие проблемы. Ряд таких поправок вступил в силу в 2010 году. Основное нововведение – изменение места рассмотрения правонарушения. Раньше дело рассматривалось по месту его совершения, теперь – непосредственно в том центре видеофиксации, куда поступила информация с прибора. В самых продвинутых регионах все действия автоматизированы. Более того, закон вводит новое понятие – электронный документ. Учитывая довольно большой объем выявленных правонарушений (например, в Московской области 50 камер за сутки фиксируют 4000–5000 нарушений), понятно, что подписать все документы невозможно. Поэтому материалы будут оформлять в виде электронного документа, под которым должностное лицо поставит электронную подпись. В остальных регионах инспектор расписывается в постановлении (ведь в любом случае его выносит человек, а не машина!), запечатывает конверт, надписывает адрес. И заказное письмо летит к адресату. В соответствии с поправками, внесенными в часть 3 статьи 28.6 и часть 2 статьи 29.11 КоАП, копия постановления по делу об административном правонарушении высылается в течение трех дней со дня вынесения постановления. Отметим, что в большинстве регионов страны камеры фиксируют пока только один вид нарушений – превышение скорости, но перечень будет расширяться по мере совершенствования техники. В Краснодарском крае, Московской области, Татарстане приборы уже фиксируют нарушения при проезде железнодорожных переездов и выезд на встречную полосу. Тем более что под это недавно подведена юридическая база: установлен штраф за подобные нарушения – 5000 рублей.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙВас уже наказывали с помощью видеофиксации?26% да 74% нет154 За рулем 01/2011