192
193
194
195
ЗВЕЗД «ЗА РУЛЕМ» СПОРТ | ГОНКАРЕЙС-МАШИНАКогда инструкторы притянули меня ремнями в кокпите, пульс подскочил, наверное, до двухсот. Я еще не верю в происходящее – через несколько секунд полечу на самой что ни на есть настоящей формуле по самому настоящему формульному кольцу «Хунгароринг». Фантастика! Механик подкатывает электростартер к коробке передач: сейчас пустит мотор и нужно немедля вылетать на трек! Спешно вспоминаю конфигурацию трассы. Первый правый – широкий, небыстрый, за ним прямая метров триста, дальше левый немного вниз – ходовой, по-моему, даже вираж с отрицательным уклоном, потом метров сто – и плавный правый в гору. Будут ли там держать холодные покрышки, какую скорость выбрать? Пока мысли бешено крутились в голове, подошел самый главный инструктор – пилот команды Renault F1 Team Виталий Петров: «Боишься? Не дрейфь, главное – на второй передаче в повороте не открывай резко дроссель, а то не заметишь, как улетишь в стену. Лучше катись, не дергай машину. Нажимай до пола, когда руль поставишь прямо, это хоть и не новая формула, но самая настоящая, боевая: 10 цилиндров, 850 «лошадей». На ней проехали бурный сезон.Даже посидеть в настоящем автомобиле Ф-1 многие почитают за счастье, а уж промчаться на нем по треку – просто невероятная удача. Партнер «Гонки звезд «За рулем» компания «Рено» подарила Вячеславу Субботину несколько счастливых минут.минимальные холостые обороты, но даже они создают такое звуковое давление, что захотелось немедленно выпрыгнуть из болида и бежать прочь. Почему я не вставил беруши? Несколько секунд приходил в себя. После, как положено, прогазовал и немного успокоился. Поднял обороты до 7 тысяч – ниже гидравлика не разовьет нужного давления и передачи не включить. Инженер, словно руководитель полетов, жестами выводит меня с пит-лейна на трассу. Ловко тронуться на формуле и не заглохнуть – для этого требуется определенный навык! Недаром старт в Гран-при выделяют в особый вид искусства. Специально для журналистов управление сцеплением перевели с руля на привычную педаль – хотя Полагал, что второй круг на «Рено-Ф1» проехал необычайно быстро. Был горд, пока не увидел телеметрию Виталия Петрова. Я отстал от него на несколько десятков секунд…НА РАЗОГРЕВЕЧереду простеньких, но очень важных советов прервал оглушительный рев мотора. Вроде192 За рулем 01/2011 Тренировочные заезды на Формуле-«Рено 2,0». Автомобиль показался более требовательным к пилотированию, чем Ф-1. пользоваться им придется всего два раза: когда стартуешь и заезжаешь на пит-лейн. В остальное время диски размыкаются автоматически, передачи переключают последовательно подрулевыми лепестками. На буксующем сцеплении немного добавил оборотов, отпустил педаль – и машина, дернувшись пару раз, покатила на трек.Машины «Рено-Меган Трофи» чрезвычайно быстрые. Без таких серий и им подобных не создать чемпионскую команду Формулы-1. было. Я еще привыкал к неистовому ускорению, бодрящему высокочастотному вою мотора, страшно цепким тормозам и огромным, вращающимся прямо перед глазами с бешеной скоростью колесам. Со стороны мои метания по всей ширине дорожки были похожи на бег напуганного зайца, улепетывающего от погони.ПИЛОТНАЯ СЕРИЯТолько выскочил на разгонную полосу – и тут же как следует нажал газ. Дикийвосторг! Сразу забыл все предостережения: «Парни, для вас это не гонка, просто получите удовольствие». В правый поворот уже зашел на третьей передаче. Пока следил за оборотами (им соответствует определенное число горящих светодиодов на верхней части ступицы руля), стараясь вовремя переключиться, прозевал начало входа в поворот и не дотянулся до апекса – точки, где машина должна прижаться к бровке, чтобы пройти по самой короткой траектории. Промазал и во втором, и в третьем поворотах – не до тогоЛУЧШИЙ КРУГНа второй круг заходил, думаю, не хуже Алонсо. Финишная прямая – самая головокружительная: длинная,На правах рекламыЗа рулем 01/2011 193 ЗВЕЗД | ГОНКА «ЗА РУЛЕМ»Сейчас раздастся взрыв – пустят мотор. Щиток на заднем антикрыле защитит механика от ударной волны.Инженер команды еще раз напоминает: трогаемся на 5 тысячах, переключаемся на 7 тысячах и выше.широкая, скоростная. Передачи щелкаю одну за другой, лечу далеко за двести, и все равно не покидает ощущение, что смотрю очередной Гран-при с бортовой камеры болида. Мелькают ограждения, трибуны, линии стартовой решетки, словно и не я за рулем. Но в действительность возвращаюсь быстро: время тормозить. Хорошо, что техники «Рено» предусмотрительно поставили конусы, обозначив начало замедления, иначе вылета не избежать. Теперь осмелел совсем. Газ в пол, обороты до красной лампы, торможение перед виражом чуть не до блокировки, крутой заход по самой бровке, выход в интенсивном разгоне. Начал чувствовать, как напрягаются мышцы шеи, стараясь удержать голову на плечах. Тормозить в формуле приходится не как в обычном авто. Сначаланужно что есть сил ударить по педали и подержать секунду-другую – за это время разогреются тормозные диски, и только тогда аппарат начнет замедляться как следует. Теперь, плавно отпуская педаль, можно искать оптимальное замедление. Пока бил, давил, отпускал, поворот налетел катастрофически быстро. Я уже висел на ремнях, но шансов остаться на полотне практически не было. Ужас! Даже примятые шлемом волосы, кажется, встали дыбом. Сейчас начну косить траву за пределами трассы. Уже не рассчитывая вписаться, довернул руль на больший угол, и машина заскользила задней осью. Теперь не просто вылечу, а закручусь волчком. Поребрик ближе, ближе… Удивительно – подвеска формулы словно не заметила высокой кромки края трассы, уверенно и мягко прошласьпо ней, ни на секунду не потеряв контакта с дорогой! Это меня спасло и позволило остаться на трассе. Пограничные возможности машины (а точнее, пилота) теперь понятны – можно ехать более уверенно. Остаток трассы промчал вихрем: смело атаковал невысокие поребрики и активно ускорялся еще в повороте. На пит-лейн заезжал в тишине. Мотор заглушил заранее: так меньше риск его перегреть, – но сам я еще кипел. Усталость навалилась позже, когда отошел от бешеного скакуна метров на десять. Я плюхнулся на вовремя подвернувшийся стул словно подкошенный. Теперь я понимаю Виталия Петрова, утверждающего: ездить в Формуле-1, что в космос летать. Я не только слетал, но и сумел вернуться…Несколько полезных советов от фирменного пилота Виталия Петрова пришлись как нельзя более кстати.194 За рулем 01/2011 СПОРТ | ПАДДОКОПРЕДЕЛИЛИСЬ ЗАРАНЕЕРалли Кипра, заключительный этап серии IRC, на распределение призовых мест не влияло. И потому команда «Шкоды», лидер серии, сюда просто не приехала. Катарец Нассер аль-Аттия на «Фиесте S2000» уверенно выиграл, хотя ехал здесь скорее ради удовольствия, ибо предыдущие этапы IRC пропустил. А вот двумя неделями ранее на Ралли Шотландии стартовали почти все заинтересованные лица. Финн Юхо Хяннинен («ШкодаФабия») в сложнейшей борьбе переиграл норвежца Андреаса Миккельсена («Форд-РЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ 13‑й этап, Ралли Уэльса 1. С. Лоэб (Франция, «Ситроен-С4») 3:14.54 2. П. Сольберг (Норвегия, «Ситроен-С4») 0.19 3. Я.-М. Латвала (Финляндия, «Форд-Фокус») 1.35 4. М. Хирвонен (Финляндия, «Форд-Фокус») 1.53 5. Д. Сордо (Испания, «Ситроен-С4») 2.12 6. Х. Сольберг (Норвегия, «Форд-Фокус») 6.26 ИТОГИ Пилоты 1. С. Лоэб 276 2. Я.-М. Латвала 171 3. П. Сольберг 169 4. С. Ожье (Франция, «Ситроен-С4») 167 5. Д. Сордо 150 6. М. Хирвонен 126 Команды 1. «Ситроен» 456 2. «Форд» 337 3. «Ситроен Юниор» 217 4. «М-Спорт Форд» 176 ЗАЧЕТ PRODUCTION CAR (PC-WRC) 1. А. Арайо (Португалия, «Мицубиси-Лансер») 126 2. П. Флодин (Швеция, «Субару-Импреза») 100 3. Х. Паддон (Новая Зеландия, «Мицубиси-Лансер») 97 ЗАЧЕТ SUPER 2000 1. Х. Понс (Испания, «Форд-Фиеста») 2. П. Санделл (Швеция, «Шкода-Фабия») 3. М. Прокоп (Чехия) ЗАЧЕТ JUNIOR WRC 1. А. Буркарт (Германия, «Сузуки-Свифт») 2. Х. Вейс (Голландия, «Ситроен-С2») 3. Т. Славов (Болгария, «Рено-Клио») ЧЕМПИОНАТ МИРА WTCC, итоги Пилоты 1. И. Мюллер (Франция, «Шевроле-Круз») 2. Г. Тарквини (Италия, «СЕАТ-Леон») 3. Р. Хафф (Великобритания, «Шевроле-Круз») 4. Э. Приоль (Великобритания, БМВ-320) 5. Т. Монтейру (Португалия, «СЕАТ-Леон») 6. А. Меню (Швейцария, «Шевроле-Круз») Команды 1. «Шевроле» 2. СЕАТ 3. БМВ 123 111 104 80 76 59Фиеста»). Британец Крис Мик на «Пежо-207 S2000» финишировал третьим, уступив им более двух минут. Третьим он стал и по сумме этапов, а Хяннинен отпраздновал победу в серии. Второй призер – ЯнКопецки, также представитель «Шкоды». В зачете марок первая, естественно, чешская. Затем британская частная команда «Пежо UK», далее «М-Спорт», защищающая в IRC интересы «Форда». стьеном Лоэбом, он одержал две победы в трех заездах и стал победителем! Между тем Фелипе в этой звездной компании чуть ли не наименее титулованный: на его счету скромная победа в серии Формулы«Рено 2,0», а минувший сезон он провел в итальянском чемпионате GT. Также на арену выходили такие гранды, как Михаэль Шумахер, Ален Прост, трехкратный чемпион WTCC Энди Приоль. Схема состязаний традиционная: парные дуэли на одинаковых машинах («Порше-911 GT3», «ФольксвагенСирокко», КТМ X-Bow, багги ROC и другие).ГРОЗА АВТОРИТЕТОВВ Дюссельдорфе очередной розыгрыш «Гонки чемпионов» (ROC) принес сенсацию. Выбив из борьбы в по-луфинале Себастьяна Феттеля, в финал вышел 25-летний португалец Фелипе Альбукерке. Сразившись с Себа-331 276 276 246 177 173 715 641 580ТРИУМФ С ИНЖЕКТОРОМЗахватывающим вышел финал Кубка России по кроссу на УАЗах. Сезон прошел под диктовку двух пилотов – двукратного чемпиона СССР, победителя Кубка в течение последних лет москвича Петра Дрофичева и гонщика с УАЗа Вадима Новикова. Поскольку в турнире разрешили моторы с системой впрыска, заводчане, имевшие соответствующий опыт, вооружились именно такими. На последней гонке сезона в Ульяновске это преимущество стало определяющим. Вадим Новиков впервые за свою долгую карьеру выиграл высшую награду. Дрофичев – серебряный призер, ульяновец Олег Коротков – третий.КАЛЕНДАРЬРАЛЛИ 13–14.01 «Старая Шуя», Ивановская обл. 21–22.01 Кубок России, «Ураласбест», Свердловская обл. 29–30.01 чемпионат России, «Лахденпохья», Карелия ТРЕКОВЫЕ ГОНКИ 4–5.01 традиционная гонка (А-1600, «Ока-Юниор»), Тверь 22–23.01 чемпионат России (N-1600), Самара 29–30.01 чемпионат Татарстана (А-1600), Усады ЛЕДОВЫЕ ГОНКИ 7.01 «Рождественская гонка», Тольятти 16.01 Кубок России, Екатеринбург 16.01 Кубок России, Луга, Ленинградская обл. 23.01 Кубок России, Великий Новгород 30.01 Кубок России, Ирбит, Свердловская обл. За рулем 01/2011 195