146
РЕМОНТ И СЕРВИС | КОНКУРСВ ПОЛЕ ВЕТЕР…За прекрасный ответ на задачу № 34 «Динамика полета»  (ЗР, 2010, № 10) Виктор Кириллов из Тольятти  получает приз – комплект препаратов для обработки     двигателя и трансмиссии от НПТК «Супротек». В! З И Р Пувеличении скорости растет динамический напор, а статическое давление падает. Что такое динамический напор, читатель наверняка знает хотя бы из статей, в которых мы не раз говорили о связи между аэродинамическим сопротивлением автомобиля (ограничивает максимальную скорость движения) и необходимой мощностью двигателя. Высуньте на ходу руку в поток воздуха – вы ощутите напор. С ростом скорости динамический напор увеличивается пропорционально ее квадрату. А статическое давление столь же быстро падает. Что касается капота, установленного под отрицательным углом к дороге, то струи воздуха не бьют в него сверху! Расходясь перед машиной, они здесь сами отклоняются кверху – и в этом косом потоке капот работает именно как крыло: стремится взлететь. Чтобы заставить набегающий поток прижимать капот, последний, как антикрыло на «формулах», пришлось бы сильно выдвинуть вперед. Или поднять выше, в невозмущенный поток. Ну а что творится под капотом? Реально поток воздуха здесь не особенно силен. Его ограничивают «сито» радиатора, множество деталей двигателя и т. п. К тому же ветер, продувающий машину снизу, способствует отсосу воздуха, так что статическое давление, от которого сломался бы замок, маловероятно. Но если замка уже нет, от скоростных заездов лучше воздержаться. Многие знакомы с поведением капота вазовской «классики» (кто-то ради эксперимента даже снимал замок). На больших скоростях кромка капота у ветрового стекла несколько приподнимается, но ничего страшного в том нет. А вот при случайном подскоке «аллигаторного» капота к подъемной силе добавляется динамический напор, о котором говорилось выше. От такого порыва ветра спасает только замок! Ведь подъемная сила капота, как показал наш победитель, при большой скорости может достигать 220 Н. Благодарим всех, кто принял участие  в конкурсе. Виктора Кириллова  поздравляем с победой!основе задачи № 34 – реальный случай. Владелец «девятки» считал, что встречный поток воздуха прижимает похожий на зубило передок машины (включая капот) к дороге, как некое антикрыло. Когда замок капота сломался, еще несколько дней ездил, но однажды на высокой скорости капот взметнулся вверх и ударил по ветровому стеклу… Куда же делась прижимная сила? Когда автомобиль исследуют в аэродинамической трубе, потоки воздуха проявляют, подмешивая к ним струйки дыма. Перед машиной в невозмущенном потоке они параллельны, потом, встретив препятствие, начинают его обтекать с разных сторон. Эти струи будто протискиваются между кузовом и отдаленными прямыми (невозмущенными) струями, на которые автомобиль не влияет. С приближением к поверхности кузова струи все тоньше, что хорошо видно по дымовым шлейфам. Но воздушный поток неразрывен, к тому же при обычных автомобильных скоростях его сжимаемость очень мала. Значит, сужаясь у кузова, струйки воздуха вынуждены увеличивать свою скорость – массовый-то расход должен остаться неизменным! Авторы многих писем напоминают нам, что автомобиль в профиль отдаленно напоминает поперечное сечение самолетного крыла – и так же, как крыло, он не прочь взлететь! (Со скоростными машинами это иной раз случается.) В нашем примере места наибольшего сгущения дымовых линий над капотом соответствуют наибольшей скорости над ним. Авторы ответов высказывают и другие идеи. Например, считают, что воздух, ворвавшийся спереди в моторный отсек, «наддувает высокое давление» – и только в этом причина летучести капота. Кое-кто говорит, что при нормальном расположении капота воздух действительно давит на верхнюю его сторону и прижимает, а в случившейся беде виноват, мол, сломавшийся замок. Это из-за него капот встопорщился, после чего встречный ветер его поднял. Кстати, нас поразило количество писем с реальнымипримерами «улета» «аллигаторных» капотов. Оказывается, «летчиков», ездящих с неисправными замками, на Руси немало! Но в большинстве ответов есть верная мысль. Если, мол, автомобиль уподобить части самолетного крыла, то капот – просто один из его элементов. В ускоряющемся над ним потоке воздуха падает статическое давление, а это порождает подъемную силу. Наш победитель, хорошо знакомый с историей ВАЗа, сообщил: «На капот автомобилей семейства  ВАЗ‑2108 в движении действует  не прижимная, а подъемная сила, и чем  выше скорость автомобиля, тем больше  эта сила. Она разгружает переднюю  ось, а капот выполняет роль своеобраз‑ ного крыла, что доказано результатами  продувки в аэродинамической трубе». А почему, собственно, давление меньше? Этот эффект зависит от скорости движения потока. Согласно закону Бернулли, если к газу в отдельно взятой струйке не подводить энергию (или, наоборот, не отбирать), приЗАДАЧА № 37КАША С МАСЛОММакс купил у знакомого отремонтированную «жигулевскую» коробку передач, готовую к работе, щедро заправленную маслом. Поставили, проверили на ходу – работает отменно. Наутро Макс уехал в деревню, а когда вернулся, удивил странным заявлением: из-под щитка приборов, дескать, капает масло! Загадочную течь Макс обнаружил в дороге и ничего сделать с ней не смог – так и ехал, сокрушаясь об испорченных брюках. Мы отправились к продавцу коробки. Ну и хохотал же он: «Лопухи! Надо было заменить вот эту …»! Так о чем же речь? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 февраля 2011 года по адресу: 107045, Москва, Селивер‑ стов пер., 10, или по e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Победи‑ теля представим в апрельском номере журнала.146 За рулем 01/2011