112
113
114
115
АВТОРЫНОК | ВОЕНТОРГБРОНЯ – МОЯ!Хватит перебирать черно-белые фотографии, вспоминая юность в сапогах. Тот самый танк или БТР, который вы некогда холили и лелеяли все годы армейской службы, теперь можно запросто купить. Прайс на демилитаризованную технику с интересом изучал Максим Приходько. Фото Константина Якубова.Купил танк и не жалею. Никого…Военный склад – волшебное словосочетание для любого, кто вознамерился прикупить что-либо весомое из армейских излишков для себя любимого. Наберите в интернет-поисковике «купить танк» – волосы дыбом встанут от количества предложений! Это наши легковушки всегда вызывали вопросы насчет качества – но все, что предназначалось для защиты родного Отечества, делали на совесть. Дажегрузовики, которые родина щедро штамповала миллионами экземпляров, наш народ выбирал те, что с военной консервации. Цена/качество, знаете ли. А сколько дивных историй до сих ходит в народе о нулёвых генеральских «двадцатьчетверках» и майорских «уазиках», купленных за десяток тысяч в связи с окончательным «затариванием» склада? А всепогодное шасси, заточенное под дьявольской мощи ракету, но все еще годное для сбора грибов на любой широте и тоже по цене седана В-класса? А на Западе? Тамошние вояки не то что фельдфебельские«ленд-роверы» – танки и крейсера продают своим гражданам с пометкой «Самовывоз обязателен»! В канун славного праздника 23 Февраля я решил посмотреть, что можно приобрести из военного в личное пользование.БРОНЕПОЕЗД С ЗАПАСНОГО ПУТИПервым делом, конечно, решил пройтись по крупным формам. МАЗ-537 «Ураган»: четыре моста, полный привод, дизель размером с кухню хрущевской однушки, на платформу грузи 15 тонн чего захочешь, плюс прицеп до 65 тонн. И запаска новая в подарок. Правда, расход топлива будет под 130 литров солярки на холостых оборотах, зато какой панорамный вид112 За рулем 02/2011 открывается с высоты. Цена вопроса – от полутора миллионов за шасси без пробега. Если на его базе найдете модуль передвижной столовой, ценник возрастет еще на 300–400 тысяч. В общем, я пока не готов. И финансово, и морально. Да и с парковками в Москве сами знаете… Если пускаться в авантюру, так по-взрослому: танк. Не какой-то почти тыловой тягач МТЛБ – хочу настоящую боевую машину. Пусть и без башни. Я и сам без нее, раз захотел такого монстра сторговать. Мониторинг предложений показал, что за средний советский танк Т-72 просят примерно 2,5 миллиона рублей. Правда в объявлении уточнялось, что демилитаризованный красавец продается с башней, но без двигателя. Э-э, а как быть с мотором? «Мы продаем танк без двигателя – по документам он проходит как монумент или памятник», – ответили мне в торгующей организации. Воображение тут же нарисовало посреди дачного участка пятнистую громадину, которую никто никогда не сопрет по причине ее тотальной неподвижности... Да меня жена прибьет за такую покупку! За танк в люксовой комплектации, то есть с мотором, просили на миллион больше. Дороговизна объяснялась тем, что модель действительно легендарная – Т-34. Прав был собака Шариков: и у нас револьверы найдутся! И находятся до сих пор, но все-таки нет, не куплю – из бюджета сильно выйду. С гигантоманией покончено, перехожу к технике размерами поменьше. Как вам бронированный кабриолет БТР-152? За транспортер 1950 года выпуска 880 тысяч рублей – цена вполне подходящая. Запчастей навалом, ведь многое подходит от старых зиловских грузовиков, на чьей базе и построено это армейское ретро. И по габаритам вполне подходящий. Правда, его бензиновый аппетит способен доконать в два счета, но и здесь есть варианты. Скажем, в кино можно сниматься или свадьбы катать по пересеченной местности. Другой вопрос, что его, как «Форд-Фокус» по программе утилизации, без долгой очереди не купить. А хочется-то прямо сейчас. Ну и ладно, пацаны не плачут! БТР-80, командно-штабной вариант, 2 миллиона с торгом. Можно и подешевле найти, с пробегом, благо на рынке демилитаризованной техники их как грязи на танковом полигоне. Естественно, никакого вооружения, зато отменная плавучесть, живучесть, пассажировместимость и суперремонтопригодный камазовский мотор. Слушайте, все хорошо, но цена! За эти деньги можно такой навороченныйЭти бронекорпуса – на ответственном хранении. Самые плохие пойдут на переплавку, из остальных будут делать ТС‑1.Промежуточ‑ ный этап: корпус с небольшими изменениями готов к окраске. Клиент заказал боковое осте‑ кление и люки по бортам – в оригинальной версии их нет.Водитель‑ ское место ТС‑1 дис‑ циплинирует. За рулем такой машины шалить на дороге не хочется.За рулем 02/2011 113 | ВОЕНТОРГДвухцветная окраска кабины, рассчитанной на четверых, позволяет весьма сносно считывать показания множества приборов даже при закрытых люках. В ходе тест-драйва рекомендую прокатиться и на броне – вспомнить армейское прошлое. Даже глушители у этой машины будут новые. Запах обгорелой краски – лучший знак качества.джип купить!.. А кстати, не одно же наше ГАБТУ балует граждан милитаристским техно – может, что из натовских запасов подойдет? Увидел я эту машину и закричал, как Семен Семеныч Горбунков: «А есть точно такой же, только без крыльев?». Это я про «Мерседес-Гелендеваген». Как идет ему этот военный матовый оттенок. Ну и пусть без пулемета, но люк-то остался! Да что люк, один противопехотный кенгурятник чего стоит! Опять же, с запчастями ноу проблем, хватает у нас в стране разборок по «геликам». Просто непонятно, как на таком богатстве «бундесы» планировали с нами воевать? Да мы бы их голыми руками, всех, чтобы машину зазря не портить. Красавец, но… 2 миллиона, однако. Просматривая аналогичные западные сайты, наткнулся на еще одно выгодное предложение: минобороны Великобритании реализует населению авианосец «Инвинсибл» 1977 года выпуска, не перевертыш, на хорошем ходу, цена договорная. На всякий случай уточнил карту промеров глубин рек и озер Центральной России – есть в редакции мужики, что во флоте служили. И в авиации тоже.Однако не думайте, что я так ничего себе и не нашел. Родной ВПК столько всего наворотил, что уйти без покупки с этого рынка просто невозможно. Вот и я, поглядев на танки безмоторные да «шишиги» со знаком советского качества (ГАЗ-66 с тентом), решил пойти ленинским путем. И присмотрел себе броневичок.БОЙКИЙ ТОВАРВот он, мой сознательный выбор. БРДМ-2, а ныне ТС-1, транспортное средство, одно. И пусть одно, зато какое! Тут вам и лобовая броня в 10 мм (привет ЕuroNCAP), и водомет, и полный привод вкупе с ассистентами для преодоления всяких рвов. И даже экранированное электрооборудование на самый последний случай. Все это будет работать, если вы купите машину из первых рук, то есть с военного склада. Я такой нашел, на 22-м Бронетанковом ремонтном заводе. Официально из всей милитаритехники можно приобрести лишь БРДМ. Если найдете такой броневик в профильной организации, то получите полностью откапиталенную машину: двигатель, подвески, мосты, коробка и раздатка – все этос гарантией. Вдобавок сам бронекорпус будет отпескоструен и выкрашен в любой цвет по желанию. Естественно, такую «бээрдэмку» можно найти гораздо дешевле с рук, но тут уж никто никакой гарантии не даст. Так называемая базовая комплектация, армейская, стоит 800 тысяч рублей. В заводских условиях по желанию установят другой мотор, ибо родная газовская «восьмерка» хотя и разгоняет пятитонную махину до сотни, но не радует топливной экономичностью. Зато сколько радости получит владелец в движении! Потенциального покупателя ждет тестдрайв под руководством инструктора, ведь самому разобраться с этими рычагами, кранами, задвижками и внушительными кнопками с обязательным трафаретом «Водитель, помни!» – невозможно. Забудьте про кресло с поясничной поддержкой, вашу спину обнимает военное седло, которое всегда будет немножко грязным – вход в эту посудину сверху, через люк! (Заодно такой «фитнес» поневоле заставит похудеть.) Некоторые вандалы заказывают дверь по борту – но зачем же хорошую вещь портить? Этим-то машина и ценна, что тут все не как у людей. Обзор через114 За рулем 02/2011 два лобовых люка только вперед, что вполне естественно для броневичка. Ну, втыкаем первую, слегка погазовали на месте – родная «шестерка» энергичным сержантским рыком огласила подмосковный лес. Вперед! Поверьте, минут через двадцать вы влюбитесь в этот неказистый армейский вседорожник, как и я. Да что там эти «лексусы» с «хаммерами»! За рулем такого аппарата, который, кстати, всего-то на 40 сантиметров выше «Ленд Крузера» и на метр длиннее, любые дороги нипочем. А уж внимание вашей персоне будет обеспечено сразу и навсегда. Единственное «но» – за такой машиной придется побегать. В свободной продаже их пока негусто: Минобороны жадничает. Если военные поймут, что армии этот вездеход (а он до сих пор стоит на вооружении!) не нужен, вот тогда с этим транспортным средством станет посвободнее. А тот, на котором ездил я, не продается: это заводская демоверсия. Нельзя же, понимаешь, на пальцах объяснять клиентам, какую мощь и красоту они выбирают. Лучше один раз увидеть. И немедленно купить. Благодарим 22‑й Бронетанковый ремонтный завод за помощь в подготовке материала. Что предпочесть, я решил сразу. И навсегда.1СЛУЖИВЫЕ423Из многообразия демилитаризованной техники чаще всего встречается БТР‑80 (1): от миллиона с хвостиком за заезженный вариант до 2 миллионов за новую машину с консервации. Среди колесных боевых машин лидирует, естественно, БТР‑152 (2). Роскошный экземпляр без пробега потянет на 800 тысяч рублей. Если пла‑ нируете ездить вообще вне всяких дорог, обратите внимание на тягач «Ураган» (3). Это, по сути, трехкомнатная квартира на колесах с вместительной антресолью в виде безразмерного кузова. Желаете 100‑процентную военную экзотику – выбирайте танк. Т‑34 на ходу – 3,5 мил‑ лиона (4). Всевозможные гусеничные тягачи заметно дешевле – от миллиона за экземпляр с дополнительными гусени‑ цами. Из зарубежного в большом почете военные версии «Гелендевагена» (5), которые стóят, как их гражданский аналог. А на сладкое – английский авианосец, принимавший участие в войне за Фолк‑ лендские острова (6). Продается он без авиагруппы, и цена на сей «чудесный пароход» не объявлена, чтобы не спугнуть настоящих покупателей, которых ждут из любой страны мира.56За рулем 02/2011 115