130
131
132
КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА ПРИСАДКИ К ДИЗТОПЛИВУДИЗЕЛЬ И ФЛАКОНЧИКИПодозрительные дизельные заправки стоит обходить стороной, но в жизни всякое бывает… Спасением дизеля, хлебнувшего некачественного топлива, озаботились Михаил Колодочкин и доцент кафедры ДВС СПбГПУ Александр Шабанов.СЛОЖНАЯ ЖИДКОСТЬДизель куда более своего бензинового собрата чувствителен к составу топлива. Более того, если для бензинов различия по ключевым параметрам (октановое число, фракционный состав, содержание разных углеводородов и кислорода) составляют считаные проценты, то для дизельного топлива (ДТ) картина куда хуже. Недавняя плановая проверка солярки на АЗС ведущих брендов в одном большом северном городе показала, что цетановое число, важнейший параметр топлива, гуляло от 46 до 55 единиц, то есть различалось почти на 20%! Температура перегонки 95% образцов менялась от 290 до 360 ºС! Известно: чем выше температура перегонки, тем хуже испаряется топливо, а чем ниже цетановое число, тем труднее его воспламенить. Вот вам и дым, и нежелание мотора крутиться. Но это еще цветочки. Даже в образцах, отобранных на «суперзаправках», содержание серы лежало в диапазоне от менее чем 7 ppm до 4000 ppm и выше! Показатель смазывающей способности, так называемый диаметр пятна износа, менялся от 245 до 460 мкм. А самое смешное в том, что вся эта солярка была кондиционной! Такие у нас лукавые ГОСТы и прочие регламенты.ГРЯЗНОЕ ДЕЛОТРЕБУЕТСЯ КОРРЕКТОРСлучилось: нарвались на дрянное топливо! Об этом скажет сам мотор – дымом из выпускной трубы, своей «тупостью» и нежеланием пускаться с полутыка, как было еще вчера. Причем все произойдет не сразу, ведь какое-то время после заправки мотор работает на доброкачественных остатках предыдущей кормежки. Что делать-то? Самое лучшее – слить, вымыть и прочистить! Однако в 99% случаев это нереально – по разным причинам. Но если производители чего-то «недоложили» в свое топливо, то, может быть, сделаем это сами? Вон сколько красивых флакончиков на полке… Дрянной соляр способен навредить малым цетановым числом, низкой смазывающей способностью и плохими низкотемпературными свойствами. Ухудшенный пуск, к примеру, может быть следствием чего угодноиз перечисленного – добавим сюда же игрища с превращением летнего дизтоплива в зимнее путем добавления керосина. То же относится и к дымности, и к «тупости». Поэтому возьмем «каждой твари по паре»: цетан-корректоры, смазывающие присадки, антигели и универсальные составы. Последние гордо называют себя корректорами топлива: там все обещанные радости смешаны в одном флаконе. Все составы – из числа наиболее известных. Цетан-корректоры: российский препарат BBF и «американец» «Цетан-плюс SMT2». Со смазывающими присадками: наш «ТОТЕК для ЕВРО-4» и французская «Энергия-3000». Антигели: американский Hi-Gear Diesel Antigel и российский «Астрохим Антигель diesel». Комплексные универсальные препараты: немецкий Liqui Moly – Super Diesel Additiv и европейский Castrol TDA.Для начала мы взяли топливо кондиционное, но проходящее по самой грани наших либеральных правил. Осталось только добить его – разбавить изрядным процентом керосина. В итоге цетановое число упало до 41, а вот смазывающая способность – всего до 402 мкм (что, кстати, соответствует требованиям регламента). Низкотемпературные свойства летнего ДТ с вводом керосина немного улучшились, но до настоящей зимней солярки было еще очень далеко. Температура фильтруемости составила минус 9 °C, застывания – минус 25 °C. Пришло время откупорить флаконы! Итог – в сводных таблицах. Специализированные препараты свои основные заявленные функции выполнили. Цетан-корректоры повышают цетановое число, смазывающие присадки – соответственно смазывающую способность, антигели улучшают низкотемпературные свойства. Универсальные корректоры тоже работоспособны, но в эффективности уступают специализированным составам по каждому параметру. Особенно это заметно на примере смазывающей способности – сравните «ТОТЕК для ЕВРО-4» и Liqui Moly – Super Diesel Additiv.130 За рулем 02/2011 ГРУППА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОРРЕКТОРОВМодификатор дизельного топлива Liqui Moly – Super Diesel Additiv, Германия Многофункциональная при‑ садка к дизельному топливу Castrol TDA, EUГРУППА СМАЗЫВАЮЩИХ ПРИСАДОК«Энергия‑3000», Франция (расфасовано в России) «ТОТЕК для ЕВРО‑4», РоссияОриентировочная цена Объем290 руб.Ориентировочная цена ОбъемОриентировочная цена 350 руб. Объем90 руб.Ориентировочная цена Объем250 руб.250 мл (на 75 л ДТ) Неплохие моторные эффекты по экономичности и экологии, заметное увеличение цетанового числа.250 мл (на 250 л ДТ)250 мл (на 40 л ДТ)Хорошие моторные и экологические эффекты при невысокой стоимости обработки литра топлива. По-русски ни слова! Невысокий эффект повышения основных физико-химических свойств топлива. Препарат европейский, а там, видимо, уверены, что с этим у топлива все должно быть в порядке.Препарат достаточно эффективно повышает смазывающую способность топлива. Дорого и никаких других бонусов – ни экономии, ни экологии.500 мл (на 250 л ДТ) Увеличение смазывающей способности в сочетании с неплохими моторными эффектами. Посредственная упаковка и обилие громких терминов.Незначительно увеличивает смазывающую способность и мало улучшает низкотемпературные свойства. Очень дорог!Обещано все сразу: увеличенная мощность, лучший расход, смазывающая способность, снижение шума и износа. Но дизель все равно шумит (то есть работает), зато по мощности и расходу топлива эффект действительно обнаружен. Возможно, сработало увеличение цетанового числа. А вот влияние на смазывающую способность невелико. И цена слишком высока – почти 4 рубля за обработку литра солярки.Увеличение смазывающей способности и цетанового числа – в пределах погрешности измерения. Но по моторным и экологическим показателям весьма неплохо. Цена приемлемая. Да и возможность точного дозирования дает препарату бонус в тесте.Надпись на флаконе сообщает о соответствии требованиям стандарта Евро-4. Интересно – какого? Неужели на автохимию уже выпустили такой стандарт? Узкоспециализированный препарат, реально повышающий смазывающую способность солярки. По моторным показателям никаких бонусов мы не заметили. Да и дороговато – более 2 рублей платы за облагораживание каждого литра топлива.«Суперкомпонент», «нанотехнологии управления горением» – красиво и непонятно. Но он показал рост смазывающей способности и одновременно «нанопоуправлял» горением. В ходе испытаний получены значения, близкие к обещанным. Удорожание топлива – на рубль за литр, что вполне сопоставимо с разницей в цене между хорошей соляркой и не очень хорошей на разных АЗС.Аналогичная картина с коррекцией низкотемпературных свойств и цета‑ нового числа. Впрочем, «универсалы» всегда проигрывали «специалистам»! Зато они выигрывают в удобстве и простоте использования: вместо трех флаконов можно возить с собой один. Пробирки и мензурки – дело хорошее, но что скажет сам мотор? На те изме‑ нения, которые внесли в топливо уни‑ версальные корректоры Castrol TDA и Liqui Moly, он реально отозвался снижением расхода топлива и дымно‑ сти. Кстати, в этом случае дымность – значительно более чуткий индикатор улучшения условий смесеобразования. А вот узконаправленные составы типа «Энергии‑3000» и антигелей моторных характеристик практически не улучшили. Впрочем, в описании пре‑ паратов этого и не обещали – они ведь направлены на решение лишь однойспецифической проблемы. Так что все честно. Приятно наблюдать успех отечественной автохимии. «ТОТЕК для ЕВРО‑4» и смазывающую способ‑ ность повысил, и про расход топлива с экологией не забыл, причем сработалдаже эффективнее титулованных «немцев‑англичан»! Итак, все зависит от ситуации. Летом стоит держать про запас банку универсального корректора топлива и использовать его по необходимости – когда мотору стало нехорошо послеА ЧТО ПОНЯЛ ДИЗЕЛЬ?УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ ПРЕПАРАТОВ ГРУППЫ КОРРЕКТОРОВ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА*Усредненный эффект, % относительно базы Добавляемый препарат Liqui Moly – Super Diesel Additiv Castrol TDA «Энергия‑3000» «ТОТЕК для ЕВРО‑4» «Цетан‑плюс SMT2» «Цетан‑корректор BBF» «Астрохим Антигель diesel» Hi‑Gear Diesel Antigel Расход топлива –2,4 –2,9 0,4 –3,2 –1,7 –0,9 0,2 0,6 КПД 2,5 2,8 –0,3 3,4 1,9 1,0 0,3 0,8 СО –17,0 –12,4 –0,1 –17,5 3,2 –4,5 0,6 4,5 СН –20,0 –16,4 –1,5 –18,4 –16,3 –12,9 –4,2 6,5 NOx 0,0 –2,7 –4,5 3,2 –4,6 4,9 –3,2 5,2 Дым –18,8 –14,1 –2,1 –24,7 14,5 –18,6 0,6 9,2*Зеленым цветом выделено улучшение параметра, синим отмечены результаты в пределах погрешности измерения.За рулем 02/2011 131 | ЭКСПЕРТИЗА ПРИСАДКИ К ДИЗТОПЛИВУГРУППА ЦЕТАН-КОРРЕКТОРОВОчиститель «Цетан-плюс SMT2», США «Цетан-корректор BBF», РоссияГРУППА ДИЗЕЛЬНЫХ АНТИГЕЛЕЙ«Астрохим Антигель diesel», Россия Hi-Gear Diesel Antigel, СШАОриентировочная цена Объем580 руб.Ориентировочная цена ОбъемОриентировочная цена 40 руб. Объем55 руб.Ориентировочная цена Объем135 руб.240 мл (на 480 л ДТ) Хороший эффект увеличения цетанового числа совмещен с небольшим улучшением смазывающей способности.325 мл (на 50–60 л ДТ)Самая низкая цена при неплохой эффективности. Узкая специализация.300 мл (на 60–120 л ДТ) Невысокая цена, самый эффективный в улучшении низкотемпературных свойств.325 мл (на 160–640 л ДТ)Улучшает и смазывающую способность, и низкотемпературные свойства. Недорого! Сложность дозировки.Дорого! Да и отдельные моторные эффекты невысоки.Очень узкая специализация, сложность точной дозировки.Очищающие свойства мы не проверяли, но рост цетанового числа налицо. Да и смазывающая способность улучшилась – не очень сильно, но заметно. Мотору это явно понравилось. А еще – самая удобная и продуманная упаковка с дозатором. Но цена высоковата.Препарат самый дешевый, узкоспециализированный. Цетановое число увеличивает, все остальное не портит – уже хорошо. После этого корректора дизельный мотор стал дымить заметно меньше. А вот фасовка явно неудобна при наличии большого дизеля – не возить же с собой коробку флаконов…Недорогой узкоспециализированный состав. И весьма эффективный в своей области. Моторные показатели дизеля практически не изменились – значит, на другие характеристики топлива, кроме низкотемпературных, препарат не подействовал! Но этого и не обещали, так что все честно.Обещают улучшение и низкотемпературных свойств, и смазывающей способности. Проверили – улучшает! Но вот как пользоваться, когда табличка применения предлагает диапазон концентраций с четырехкратной (!) разницей между нижней и верхней границами, а сам флакон непрозрачный и без дозаторов? Зато цена доступная.заправки. Зимой ситуация сложнее! Качество топлива в холодный период года куда больше влияет и на пуск дизеля, и на его ресурс. Потому мы добавили бы в бардачок еще специализированную смазывающую присадку, которая поможет компенсировать проблемы, связанные с «керосиновым» методом получения зимнего топлива, и применяли бы ее через каждые 3–5 заправок. Антигели нужны в переходный период: осенью и в начале зимы. Мало ли случаев, когда при устойчивом минусе на улице еще распродают остатки летнего топлива! Советуем заливать антигель всякий раз, заправляясь на подозрительных и неизвестных АЗС. Цетановая присадка нужна в любое время года в дальних поездках. Это вблизи столиц проблем с цетановым числом мы не видели, а вот в далеком Замкадье они здорово осложняют жизнь. Все препараты можно использовать как для профилактики, так и для лечения: если уже «попал». Исключение – замерзшая система: тут нужны не флакончики, а теплый бокс. Наши комментарии результатов работы с разными препаратами – в таблицах. Мы намеренноне расставляли баночки по местам – они РАЗНЫЕ, потому сравнивать их эффективность было бы просто безграмотно. Да и проверяли мыне столько составы, сколько возможности тех или иных технологий спасения топлива. Будем рады, если наши исследования пригодятся вам.ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБРАЗЦОВ ДТ ПРИ ВВОДЕ ПРЕПАРАТОВ ИЗ ГРУППЫ КОРРЕКТОРОВ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА*Цетановое число, ед. Базовое топливо Универсальные корректоры С добавкой Liqui Moly – Super Diesel Additiv С добавкой препарата Castrol TDA Смазывающие присадки С добавкой «Энергия‑3000» С добавкой «ТОТЕК для ЕВРО‑4» Цетан-корректоры С добавкой «Цетан‑плюс SMT2» С добавкой «Цетан‑корректор BBF» Антигели С добавкой «Астрохим Антигель diesel» С добавкой Hi‑Gear Diesel Antigel*Проверялись лишь заявленные свойства.41,0 42,3 41,6 – – 43,6 43,4Физико-химические параметры топлива Смазывающая Предельная способность, диаметр температура пятна износа, мкм фильтруемости, ºС 402 –9 363 383 263 245 335 – –11 –12 – – – –Температура застывания, ºС –25 –28 –37 – – – –– –– 345–26 –18–42 –44132 За рулем 02/2011