РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВЭЛЕМЕНТАРНО, ВАТСОН!За ответ на задачу № 35 «Так держать» (ЗР, 2010, № 11) Сергей Тарасов из Удомли Тверской области получает от ЗАО «Обнинскоргсинтез» канистру масла «Синтойл» по своему выбору.Напомним суть задачи. Человек отремонтировал подвеску «Нивы», выставил углы колес, но машина отказалась держать дорогу – на неровностях или при порывах ветра стала неожиданно рывками менять курс. Владелец поначалу даже хотел вчинить иск сервису, но спустя некоторое время машина пошла как надо. Чем объяснить эти странности? В условии мы кое-что умышленно опустили. Представим, что после ремонта подвески заменили и шины – кто бы вспомнил о влиянии стертых покрышек на поведение отремонтированного автомобиля? Но о шинах – молчок, что многим дало простор для фантазий. Ведь шины – штука важная, а коли так, от них вполне можно ждать подвоха: «На машине с неисправной подвеской шины были изношены неправильно, косо – но «по месту». Водитель привык. А после ремонта подвески косые шины вызывали увод от прямолинейного движения». А что, версия неплохая! Действительно, если подвеска расшатана, колеса болтаются, углы установки на ходу гуляют, то шины изнашиваются криво, да еще каждая по-своему. Машина реагирует на руль все хуже, однако владелец успевает привыкать к медленным изменениям ее поведения и ездит как ни в чем не бывало. Но вот машина отремонтирована: колеса не болтаются, управление стало острей, но… «косо заточенный» протектор может уводить «Ниву» в сторону. Ну и что! Привыкает же владелец новой «Самары» к тому, что руль при разгоне тянет вправо. Все предсказуемо, все под контролем – только держи! А в нашей задаче слова «увод» вообще не было. Говорилось о хаотичных рывках машины. Что общего между ними и монотонным, контролируемым уводом? Если автомобиль сам, да еще рывками, меняет траекторию движения на неровной дороге и при порывах ветра, то при чем тут шины? Очевидно, дело не в них. В конце концов, человек, потратившись на серьезный ремонт подвески, вряд ли оставил бы старые «косые» шины.Рассмотрим другую версию. Лучше всех знакомы с этим велосипедисты и мотоциклисты: если руль закусывает, ездить на двух колесах, мягко говоря, непросто. При случае, если не боитесь, попробуйте. Так же и с автомобилем. Когда в рулевом управлении и узлах подвески трение мало́, машина легко следует заданной траектории. Но после ремонта иногда способна выкидывать лихие коленца, причем на любых шинах. Чем туже поворачивается баранка, тем трудней плавно подрулить. Пока трение покоя фиксирует руль и детали подвески, машина идет ровно. Но стоит нагрузкам на колеса (от бугров на дороге, колеи, порывов ветра и т. п.) преодолеть трение – траектория рывком меняется. А на другом конце тугой кинематической цепочки сидит водитель, плавно одолеть трение покоя и ему не удается. Налег немного на руль – не поддается, чуть сильнее – повернется рывком. И застопорится вновь, но, как правило, дальше, чем следовало. («Элементарная физика,ЗАДАЧА № 38ПРИЗ!ТУГОДУМЦитируем письмо: «Автомобилисты часто недоумевают, почему мотор порой не тянет. Пример: карбюратор вычищен, вымыт, но мотор на холостых работает неровно, чихает копотью, на винт токсичности не реагирует. Даже с отключенным электромагнитным клапаном работает! Даю газ – мотор захлебывается, почти глохнет, машина клюет носом, а секундой позже рвется вперед так, что колеса на асфальте буксуют! Что скажете? Замечу, похожее бывает и на впрысковых машинах. Что же сделать, чтобы попусту не коптить атмосферу?». Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 марта 2011 года по адресу: 107045, Москва, Селивер‑ стов пер., д. 10, или по e‑mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи. (Победителя представим в май‑ ском номере 2011 года.)Ватсон! Трение покоя в узлах подвески и управления больше трения скольжения».) Автомобиль едет «не туда» – вновь надо подруливать, потом еще и еще. Вот и рыскает по дороге. Шаровые опоры сомнительного происхождения иногда сами по себе очень тугие, а на машине еще и нагружены внешними силами. Вот что написал наш победитель: «Стоит появиться крену кузова (ветром машину качнуло, на ухабе наклонило) – изменяется геометрия подвески. Но при правильных шаровых опорах геометрия восстанавливается, а при тугих разница в углах установки управляемых колес остается…». Иначе говоря, траектория автомобиля на некоторое время отклонится от ожидаемой, потребует коррекции, и, возможно, не одной. Конечно, выделенные слова описывают лишь частный случай поведения машины – по большому счету оно гораздо разнообразнее. С равным успехом можно предположить, например, что руль был отклонен от правильного положения на неподвижном автомобиле и гладком покрытии. Но, двинувшись с места, его тоже придется куда-то поворачивать. Вообще же, в подобных ситуациях не стоит говорить об «отклонении от прямолинейного движения». Правильнее – об устойчивости машины на заданной траектории. Перед упомянутым порывом ветра траектория могла быть вовсе не прямолинейной. Любому из нас поворот сулит больше опасностей, чем прямая дорога, – значит, способность автомобиля в повороте держать дорогу и управляться должна быть никак не хуже, чем на прямой. Цитируем еще: «Через некоторое время, после ослабления (вследствие приработки, износа) посадки пальца… все «само собой» исправляется. Вывод: ставьте качественные опоры!». Действительно, узел по мере износа заедать перестает. Вот только ждать здесь – дело рискованное. Так что с последней рекомендацией трудно не согласиться. Благодарим всех участников конкурса. Сергея Тарасова поздравляем с победой!168 За рулем 02/2011