156
157
158
ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯСО ВСЕМИ ОСТАНОВКАМИАвтомобильная промышленность, озабоченная поисками все новых способов снижения расхода топлива, активно внедряет системы «старт-стоп», глушащие мотор на каждом перекрестке и пускающие его вновь, лишь только водитель прикоснется к педали газа (есть и другие алгоритмы). Говорят, проблему надежности стартеров при таком режиме уже худо-бедно решили, кое-где вообще вместо них используют вмонтированный в маховик стартер-генератор. А что же сам двигатель? Оказывается, ничего хорошего! Как известно, коленчатый вал ДВС вращается в подшипниках скольжения на так называемом масляном клине. Вот только клин этот возникает не мгновенно, при каждом пуске вал какое-то время испытывает Так выглядят вкладыши, покрытые новым материалом.Строение поверхности вкладыша для моторов с системой «стартстоп».недостаток смазки. Как скажется это на ресурсе мотора, можете представить. Исследования показали: вкладыши изнашиваются уже через 100 000 циклов. Автопроизводители же требуют втрое большую стойкость. Спасти положение поможет запатентованный концерном «Федерал Могул» материал Irox на основе полиамидимида с наполнителями, который можно наносить на поверхность вкладышей. Под микроскопом на его срезе видна связующая матрица из полиамидной смолы, в которой «плавают» частицы так называемой твердой смазки, микро- или даже наночастицы оксидов (они и придают красно-коричневый цвет всему покрытию) и чуть бóльшие частицы другого материала, увеличивающие износостойкость всего слоя. Впрочем, это всё слова, а вот и результаты испытаний: после 15 000 циклов старт-стоп обычный вкладыш потерял 160 мкм своей толщины, а покрытый Irox – только 5 мкм.РЕАЛИТИ-ШОУУходят в прошлое времена, когда сервисменов обучали с помощью плоских картинок и пособий в виде разрезанных узлов и агрегатов. Сегодня подобный экспонат можно создать виртуально с помощью технологии расширенной реальности (AugmentedReality). Так и поступили в академии сервисного обучения «Фольксвагена». Специальный проектор проявляет на вполне реальном автомобиле то, чтообычно скрыто от глаз. Получается как бы рентгеновский снимок, причем объемный: он позволяет подойти и заглянуть, например, сбоку или проявить другие, более глубокие слои агрегата. В зависимости от специальности обучаемого можно выделить железо, электрику либо отдельные системы. Такая вот реальная нереальность, приносящая вполне ощутимую пользу и, кстати, экономию: загрузить в проектор нужные файлы куда дешевле, чем пилить, скажем, коробку передач. Так выглядит проявленный каркас безопасности. Что там под капотом? Видно абсолютно все! А это – силовой жгут.156 За рулем 02/2011 ЗНАТЬ, ГДЕ УПАСТЬКак минимизировать травмы пешехода, если тому не повезло оказаться на пути автомобиля? Один из рецептов давно известен: приподнять капот над двигателем так, чтобы между ними образовался зазор. Тогда деталь хоть и помнется, но смягчит удар. А водителю меньше придется платить за лечение пострадавшего (хотя за капот со специальным механизмом – куда как больше). В работе устройства главное, однако, не конструкция, а распознавание возникшего на пути препятствия, идентификация именно пешехода и быстродействие всего процесса. В представленной компанией TRW концепции (она, впрочем, уже внедрена на «Порше-Панамера») использованы три независимых сенсора: два акселерометра и один, в бампере, – контактный. Специальный контроллер бдительно следит за их сигналамиНоу-хау новой системы заключается не в железе, а в программном обеспечении, которое скрыто от глаз в блоке управления эйрбегами, выполняющем еще и функцию защиты пешеходов.и, как утверждают, надежно отличает человека от, скажем, столба. В первом случае мгновенно следует команда «Огонь!» и пиропатроны отстреливают капот вверх…ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВОТяжелые лесовозы немало времени работают вне дорог на сравнительно скользкой или рыхлой поверхности. Тут выручил бы полный привод, но делать тягач значительно более дорогим ради пары километров лесных троп – не слишком удачная идея, вдобавок на шоссе он сожжет лишние центнеры топлива. На «Вольво» пошли по другому пути, впрочем, уже известному: разместили Схема привода передних колес. в передних колесах гидромоторы. Новое здесь в том, что подобные решения до сих пор не применялись на автопоездах общей массой под 74 т, а именно столько весит FH16 660 с двумя прицепами. Масло подает специальный гидронасос, приводимый основным двигателем. Гидромоторы могут работать независимо от основного привода на заднюю ось, то есть тягач остается переднеприводным и во время переключения передач, и (при желании) когда коробка стоит в «нейтрали». Водитель может подключать такой полный привод сам или доверить выбор автоматике. На шоссе при скорости выше определенного предела гидромоторы отдыхают.На правах рекламыВнешне ничто не выдает присутствия в ступице гидропривода. ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯВ ПЕРЕСЧЕТЕ НА СЫРЛюбопытное исследование провел немецкий автоклуб ADAC. Оно конкретизировало осуществляемые после покупки авто затраты на гаджеты и столь приятные комфортные опции. Читатель, очевидно, догадывается, что все эти магнитолы, стеклоподъемники, кондиционеры, обогревателиподогреватели потребляют электроэнергию от генератора. В итоге мотору труднее его вращать и, значит, растет расход топлива. Вопрос – насколько?Любой дополнительный монитор или динамик выливается в миллилитры топлива.Конечно, приятно, когда в вашем авто так много кнопочек. Но, нажимая каждую из них, представьте, что съели еще один кусочек сыра.С приемлемой для оценки точностью можно считать что каждые 100 Вт обходятся в 100 г бензина на 100 км пробега. А теперь оценим аппетиты потребителей. Про лампочки в фарах вы и сами знаете, а вот, например, вентилятор отопителя пожирает в среднем 171 Вт, подогреватель сиденья – 102 Вт, руля – 50 Вт, зеркал – еще 40 Вт. Аудиосистема, если, конечно, она не снабжена особо мощными усилителями, относительно аскетична: ей достаточно около 21 Вт. Навигатор добавит еще 7 Вт, iPod – еще пару. Если в темное зимнее время поедете с печкой, подогревом сидений и заднего стекла, легко выйдете на 600 Вт потребляемой мощности, а это (см. выше) уже 0,6 л/100 км, или 15 лишних рублей. В пересчете на сыр – примерно 50 граммов.Одно из решений, сулящих дополнительный доход, – апгрейд программного обеспечения всевозможных контроллеров на протяжении всей жизни автомобиля (разумеется, за счет клиента). Вы же не откажетесь от установки патча («заплатка»), устраняющего не замеченную ранее уязвимость? Доля инноваций, основанных на программном обеспечении.МОЗГОВОЙ ШТУРМНеобычный взгляд на тенденции автомобилестроения продемонстрировал отчет консалтинговой компании «Мак-Кинси». Если вкратце, в перспективе определяющими факторами станут не сталь и алюминий, а биты и байты. Уже сегодня от 80 до 90% инноваций приходится на электронику, а вовсе не на механику. По мнению экспертов, каких-то прорывных улучшений конструкций двигателей, коробок передач, структуры кузова ждать не стоит. Другое дело всевозможные электронные помощники. Уже сегодня владельцу авто среднего класса они обходятся примерно в 4500 евро, а это почти 40% себестоимости всей машины. Таким образом, снижение затрат на электронику – ключ к снижению себестоимости и росту прибыли (само собой, цены в салонах вниз не поползут, они этого не умеют).158 За рулем 02/2011