164
ЗАЗОРЫ В ГРМ РЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯПРОГОРЕЛЬЦЫ«У двигателя ВАЗ‑2111 прогорели два выпускных клапана. В сервисе сказали, что по мере выработки ресурса двигателя клапанные зазоры не увеличиваются, а, наоборот, становятся меньше. Как это понять?» Отвечает Анатолий Вайсман.Механики сервиса правы. Дей‑ ствительно, у многих совре‑ менных моторов зазоры в ме‑ ханизме привода клапанов по мере выработки ресурса постепенно уменьшаются. По этой причине у вось‑ миклапанного двигателя ВАЗ‑2111 без гидрокомпенсаторов определять состояние зазоров на слух, как это де‑ лали на «классических» моторах, нель‑ зя. Мотор может работать очень мяг‑ ко, не сообщая о приближающейся бе‑ де ни шумом, ни чем‑либо иным, а по‑ том клапаны и даже их седла «внезап‑ но» прогорают. Напомним, что разница в темпе‑ ратуре деталей полностью прогретого двигателя существенна – до сотен гра‑ дусов. Различаются и температурные коэффициенты материалов деталей (например, головка цилиндра алюми‑ ниевая, распредвал чугунный, клапаны стальные и т. д.). Если ГРМ регулиро‑ вать на холодном двигателе –подчерк‑ нем: полностью, равномерно остыв‑ шем до указанной в руководстве по об‑ служиванию двигателя температуры, – то установить нужно строго те зазоры, что указаны в этом документе. Это ре‑ гулировочные зазоры, которые с рабо‑ чими имеют мало общего. Первые до‑вольно велики (у некоторых моторов до 0,25–0,35 мм и больше), но после прогрева двигателя, когда каждая де‑ таль выйдет на свой температурный режим и соответственно расширится, удлинится, клапанные зазоры умень‑ шатся почти до нуля. Это обеспечит нормальную работу двигателя – с ма‑ лым шумом, хорошей экономичностью и высокой мощностью. Но слово «поч‑ ти» здесь исключительно важное. В моторах устаревших конструк‑ ций, с громоздкими приводами клапа‑ нов ГРМ – рычагами, штангами и т. п. – суммарный износ всех контактирую‑ щих поверхностей, как правило, боль‑ ше износа кромки клапана. Если ГРМ долго не обслуживали и зазоры оказа‑ лись существенно больше номиналь‑ ных, вся эта кинематика при работе издает характерный цокающий звук. Он должен насторожить владельца: та‑ кие шумы говорят о повышенных ди‑ намических нагрузках на детали – и из‑ нос идет все быстрей. В современных ГРМ изнашивать‑ ся почти нечему. Кулачок распредели‑ тельного вала, толкатель, клапан весь‑ ма износостойки, особенно если владе‑ лец не экономит на маслах и фильтрах, вовремя их заменяет. Зато в мощност‑Клапан прогорел давно – судя по обилию масла на стенках камеры сгорания, вспышек в этом цилиндре не было уже месяца два.ных режимах работы двигателя, осо‑ бенно у любителей спортивной езды, нередко идет интенсивный эрозионный износ рабочих кромок выпускных кла‑ панов и седел. Часто он превышает сум‑ марный износ и кулачка, и регулиро‑ вочной шайбы, и торца стержня клапа‑ на. Его тарелка постепенно «просажи‑ вается» внутрь седла, и рабочий зазор в приводе между толкателем и тыль‑ ной стороной кулачка становится все меньше. Тихая, мягкая работа двигателя на‑ страивает владельца на благодушный лад – мотор шепчет. Вот тут и скрыва‑ ется главная опасность. Зазор отрегулированного клапа‑ на может отличаться от перетянуто‑ го всего на несколько сотых миллиме‑ тра. Вот пример: для выпускного кла‑ пана ВАЗ‑2111 положен «холодный» зазор 0,35 ± 0,05 мм. Значит, нижний предел – 0,3 мм. При этом условии мо‑ тор все еще нормально работает даже на пиковой мощности. Но определен‑ ный риск есть. Если зажать зазор еще на две‑три «сотки», то не исключено, что мотор сможет терпеть лишь уме‑ ренную мощность – и соответствую‑ щую температуру выпускных клапанов. В режимах, близких к полной мощно‑ сти, дополнительно удлинившийся кла‑ пан выберет зазор и упрется через тол‑ катель в кулачок распредвала. Потом появится зазор между тарелкой и сед‑ лом. Тарелка клапана перегревается (теплоотвода‑то нет), кромка обгора‑ ет, компрессия резко падает, порой со‑ всем исчезает. В таком режиме двига‑ тель может проработать всего несколь‑ ко минут, потом неминуем прогар кла‑ пана. Признак приближения беды – из‑ нос тыльной стороны кулачка. Таким образом, тихая работа этих двигателей отнюдь не гарантирует благополучия. Зазоры в простейшем приводе ГРМ нужно и проверять, и регулировать. Периодичность работ и параметры ука‑ заны в руководствах по обслуживанию автомобилей, но любителю как следует пришпорить мотор стоит чаще пригля‑ дывать за зазорами.164 За рулем 02/2011