58
59
60
61
62
СВЕТ ДНЕМ АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТС ОГНЕМ ИГРАЕШЬ!Ближний или противотуманки, нестандартные лампочки или дополнительные фары, установленные над или под бампером – c чем лучше ездить днем? Лучики света ловили Сергей Воскресенский и Максим Сачков. Фото Александра Кульнева.Парадоксальная ситуация: правила ужесточили, а возможностей стало больше. Новые ПДД требуют, чтобы фары днем теперь включали не только на загородных трассах, но и в городах (большинство автолюбителей так и поступало). Зато у ближнего света появилась легальная альтернатива – более экономичные дневные ходовые огни (DRL, Day Running Light). Причем для автомобилей, которым такие фары не достались на конвейере, сторонние производители предложат различные варианты универсальных светильников. Соблюдая нехитрые правила, их вполне законно можно установить на любое авто. Впрочем, существуют и другие способы оборудовать машины дневными ходовыми огнями. Мы попробовали почти все варианты.СПРОС ЕСТЬНестандартные лампочки и дополнительные фары всегда были в числе самых прибыльных аксессуаров. Нововведения еще больше подогрели интерес автолюбителей, а шустрые продавцы быстро выучили термин «дневной свет».58За рулем 02/2011 За рулем 02/201159 | СПЕЦТЕСТ СВЕТ ДНЕМВ зависимости от крутизны подъема и скорости встречной машины разница во времени, когда станут видны автомобили с ближним и противотуманным светом, может растянуться до нескольких секунд. В некоторых ситуациях они дадут хорошую фору. Для испытаний дневных ходовых огней изготовили универсальный кронштейн. Три пары дополнительных фар по очереди сравнивали с ближним светом и противотуманками. «Филипс» выглядит немного ярче штатной светотехники, «Хелла» (на фото) выделяется большой «горящей» поверхностью, «Сириус» проигрывает по всем параметрам.Габаритный огонь, зажженный свето­ диодной лампой, и штатный ближний свет. Сравнение, безуслов­ но, в пользу штатного варианта (справа). С незаконными свето­ диодными светиль­ никами автомобиль не только не пройдет гостехосмотр, но и потенциально опа­ сен для окружающих.60За рулем 02/2011 Слева направо: автомобиль с выключенными фарами, с включенным ближним светом, с дневными ходовыми огнями «Филипс». На первом фото он при беглом взгляде почти незаметен, на двух следующих – ближний свет и ходовые огни обозначили автомобиль. Кстати, машину в центре видно лучше из-за большой светящейся площади штатных фар.Правда, под этой биркой сплавляют обычные противотуманные фары. Самая яркая отличительная черта: у дневных огней потребляемая мощность ниже на порядок (5–6 Вт против 55). Столь существенную экономию дают в первую очередь светодиодные лампы. При десятикратной разнице в мощности световой поток полупроводниковых источников лишь немного слабее, чем у галогенных, но субъективно они воспринимаются чуть ли не ярче. Такой эффект дает более резкий холодный цвет и иной рефлектор, иначе формирующий световой пучок. Ведь задача дневных огней, в отличие от ближнего света или противотуманок, не бить на несколько десятков метров, освещая дорогу, а сделать автомобиль заметнее. Для теста мы выбрали два комплекта дневных ходовых огней именитых производителей – «Хеллы»и «Филипса». На рынках и в магазинах предлагают и более дешевые варианты дополнительных фар на светодиодах. Только перед покупкой посмотрите технические требования, чтобы потом не завернули на техосмотре (см. Светло и днем, с. 62). Еще один бюджетный вариант выпущен в Тайване под названием «Сириус». Любопытная деталь: внутри фары не светодиоды, а лампы накаливания. На упаковке маленькая наклейка с пояснениями на русском языке, в том числе предупреждение: «Применять на дорогах не выше третьей категории». Интересно, чем они опасны для более серьезных трасс? Ради эксперимента, хотя Правила и запрещают, заменили штатные лампы в габаритных огнях и противотуманных фарах светодиодными. В магазинах их найти трудно, затона рынках – в избытке. Причем для современных штатных противотуманок под галогенную лампу Н11 предлагают два варианта по схожим, но совсем не низким ценам. Первый светильник ощетинился со всех сторон двумя десятками излучающих огонь квадратиков, у второго, с виду более серьезного и эстетичного, световой поток фокусирует линза. Но долой предвзятость – вдруг такие лампы работают лучше штатных галогенных?РАДИ БЛИЖНЕГОСначала разберемся с парой ближний свет – противотуманный. Только в этом случае сравниваем не яркость фар (невооруженным взглядом разница незаметна), а расположение источников света – над или под бампером. Миллиметры по высоте при установке на автомобиль могут вылиться в метры Sirius NS-31, сделано в Тайване, тип – лампа накаливания, суммарная потребляемая мощность – 32 Вт, стоимость комплекта – 1000 руб. Примечание: бюджетный вариант, без проводки и электрической схемы.LED Tagfahrleuchten 2 РТ 009 599-801, производитель – «Хелла», тип – светодиодная лампа, суммарная потребляемая мощность – 11 Вт, стоимость комплекта – 8000 руб. Примечание: можно устанавливать и над бампером, и под ним, из-за оригинального расположения светодиодов в фаре автомобиль хорошо различим не только четко в фас, но и сбоку.LED Daylight4, производитель – «Филипс», тип – светодиодная лампа, суммарная потребляемая мощность – 12 Вт, стоимость комплекта – 5500 руб. Примечание: компактные, легко встроить в решетку радиатора, просто подключить к штатной проводке (блок управления измеряет напряжение бортовой сети и сам включает фары при заведенном двигателе).Нештатные лампы для габаритных огней и противотуманных фар, производитель неизвестен, тип – светодиодная лампа, потребляемая мощность неизвестна, стоимость комплекта (2 шт.) – от 300 до 1000 рублей. Примечание: не соответствуют никаким техническим требованиям, плохое качество изготовления, отсутствует информация о производителе и основных параметрах.За рулем 02/201161 | СПЕЦТЕСТ СВЕТ ДНЕМДля замеров освещенности штатных и допол‑ нительных фар использовали люксметр Ю‑116. Параметры фик‑ сировали на рас‑ стоянии 60 мм от источников света.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ОСВЕЩЕННОСТИ ДЛЯ РАЗНЫХ ФАРМощность, Освещенность, Вт лк Фара ближнего света, штатная лампа Противотуманная фара, штатная лампа Противотуманная фара, светодиодная лампа с линзой Дневные ходовые огни «Хелла» Дневные ходовые огни «Филипс» Дневные ходовые огни «Сириус» 55 55 н. д. 5 6 16 35 000 38 000 3500 14 000 18 500 9000пройденного на дороге пути. А этот запас никогда не бывает лишним. Вывод: если на автомобиле нет днев­ ных ходовых огней, то лучше включать днем ближний свет, а не противоту­ манные фары. И вспомните этот совет, когда будете выбирать место для уста­ новки дневных фар. Теперь берем штатный свет за эта­ лон и по очереди сравниваем с ним три комплекта ходовых огней. Оценка экспертов показала, что светодиодные «Хелла» и «Филипс» в яркости не усту­ пают более мощным галогенным про­ тивотуманкам. Хотя по замерам люкс­ метром галогенка светит в 2–2,5 раза лучше полупроводниковых огней. Вероятно, последние кажутся ярче из­за иного распределения светового потока или более высокой цветовой темпе­ ратуры (для сравнения: галогенные – 3000 К, газоразрядные (ксеноновые) – 4200 К, светодиодные – 5000–5500 К, дневной свет – 6500 К), придающей лучам холодный оттенок. Кроме того, светодиодные лампы не только эконо­ мичнее, но и долговечнее галогенных и газоразрядных – ресурс в среднем 5000 ч. Итак, вполне достойная замена. «Сириусы» с лампами накали­ вания, дающими теплый свет, пока­ зались экспертам бледнее штатнойи дополнительной светотехники. Бес­ пристрастный прибор подтвердил: осве­ щенность почти в четыре раза слабее, чем у ближнего света. Хуже штатных галогенок и светодиодных ходовых огней вышеупомянутых производите­ лей, но лучше, чем вообще без фар. Закончив с дополнительными фарами, экспериментируем с установ­ кой светодиодных ламп в штатную светотехнику. Первая рокировка – габаритные огни. Они стали чуть ярче, по рефлекторам растекся нежный голу­ боватый свет. Вполне сгодятся как ноч­ ники, а не дневные фары. Кроме того, синеватый оттенок разбавляет желтый цвет, когда включаешь ближний. Воз­ можно, некоторые ценители найдут такую картину привлекательной, мы же называем ее неприемлемой и потенци­ ально опасной. Однозначный вывод: это не альтернатива ближнему свету. Остались две пары светодиодных светильников для штатных противо­ туманок. Добротная с виду лампа с линзой на деле оказалась не столь хороша – светит откровенно слабее, чем 55­ваттная галогенка, при этом нерод­ ная деталь болтается в патроне, из­за чего пучок в движении дрожит. Испы­ тания другой пары светодиодных ламп вовсе закончились провалом – платыс полупроводниками при установке в фару прокручивались в корпусе. Из­за этого к сумме, отданной за товар, приба­ вилась стоимость двух сгоревших предо­ хранителей. А ведь хотели сэкономить… на бензине!НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИКстати, потраченные на светодиодные лампочки деньги отбились бы при­ мерно через… 40 тыс. км. Нетрудно прикинуть, на каком пробеге начнут экономить финансы дополнительные ходовые огни, которые в несколько раз дороже. Хорошо, когда дневной свет встроен в штатную заводскую свето­ технику. А коли решите устанавливать такие фары дополнительно, не тешьте себя надеждой, что выиграете в день­ гах – начальный взнос очень большой. Хотя преимущество от дневного света, безусловно, есть: например, он слегка разгрузит генератор, что актуально для многих подержанных автомобилей (и еще можно не «жечь» зря задние габаритные огни). Некоторые авто­ любители устанавливают ходовые огни, исходя из простого принципа «красиво, да?». Пожалуйста, покупайте, ставьте, только в рамках Правил. Игры с огнем опасны даже для взрослых.СВЕТЛО И ДНЕМВ Европе уже с этого года на всех автомобилях, сходящих с конвейера, должны быть дневные ходовые огни. В России это требование вступит в силу через пять лет, но ездить в светлое время с дневным светом можно уже сейчас. Причем пункт 3.13 Приложения № 7 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств разрешает устанавливать такую светотехнику дополнительно. Чтобы не возникло проблем при прохождении гостехосмотра, соблюдайте при выборе и монтаже немудреные требования Правил ЕЭК ООН № 48 и № 87: площадь светящихся элементов должна лежать в пределах от 250 до 2000 мм², сила света – от 400 до 1200 кд (для России – до 800 кд), а устанавливать фары нужно в соответствии со схемой. Дневные ходовые огни должны загораться при пуске двигателя, а гаснуть – при включении ближнего света.62За рулем 02/2011