ТЕХНИКА | ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛИ ВАЗСИЛЬНЫЕ СТОРОНЫПереднеприводные «калины» и «приоры» оснащены электрическими усилителями рулевого управления. Причем у этих устройств четыре поставщика и три различные конструкции. В чем особенности каждой из них и как они влияют на поведение автомобиля, выяснял Вячеслав Субботин. Фото Сергея Мишина.Еще до поездки на завод слышал, что «калины» комплектуют ЭУРами несколько предприятий, но что из-за этого машина ведет себя по разному, не догадывался. Нет, это вовсе не означает, что один хуже другого, все они выполняют предписанные задачи – но каждый по-своему. Полагаю, найденные нюансы можно учесть при покупке машины, подбирая ее к особенностям характера водителя или условиям эксплуатации.ЭЛЕКТРОТЯГАЭлектрические усилители появились в рулевом управлении сравнительно недавно и сразу стали популярны в классе небольших городских машин. Просто, дешево, легко подобрать характеристики, малое потребление энергии (когда руль прямо – вообще ноль) и почти никаких затрат на обслуживание. Максимальная помощь от электричества, скажем, на парковке – 5/6 требуемой мощности, на долю водителя остается лишь 1/6. С повышением скорости авто компенсирующий момент уменьшается, а на сотне вообще мизерный.Схематически усилители устроены так: на валу руля закреплена шестеренка, которую вращает электродвигатель, – это редукторный усилитель. Есть вариант проще и изящнее – безредукторный. В нем рулевой вал служит ротором электромотора. Минусы управления авто с электроусилителем определяет его конструкция. При прямолинейном движении нейтральное положение руля ощущается недостаточно четко, присутствует небольшая вязкость в реакциях на быстрый поворот баранки, воспринимаемая как некая инертность. А еще – скромная мощность усилителя, что не позволяет применять его на более тяжелых автомобилях – класса С и выше, например кроссоверах или вседорожниках. Конечно, создать такой усилитель можно, но он будет громоздким и увесистым. Ныне на «калины» ставят два варианта усилителей. Первый, редукторный, махачкалинского завода «Авиаагрегат», – примерно на треть объема выпуска, второй, схожий по конструкции, довольно известнойДРУЖБА НАРОДОВв мире корейской компании Mando, – на 70%. В активе «иностранца» прежде всего безупречное качество изготовления. На «Приору» идет иной усилитель – безредукторный, от довольно мощного калужского предприятия «Автоэлектроника». Или – в небольших количествах – такой же, но новосибирского объединения «Север». Конструкторы предусмотрели варианты установки безредукторного усилителя и на «Калину» в качестве третьей возможной комплектации. Но до конвейера это решение пока не дошло. Хотя у безредукторного устройства есть очевидные преимущества перед традиционным редукторным: меньше инерционная масса (потому нет эффекта тяжелого маховика), соответственно точнее и четче управление авто; нет лишних пар трения и, понятно, механических потерь, все компактно да еще и недорого. Еще одну изюминку инженеры держат пока в загашнике – это короткая рейка. На сегодняшних машинах она длинновата. Полное число оборотов руля от упора до упора почти четыре с половиной, а с короткой148 За рулем 02/2011 Сергей Мохнаткин – руководитель отдела динамики автомобиля НТЦ АВТОВАЗа: «Чтобы научить усилители правильно работать, то есть откалибровать их, мы проехали не одну сотню тысяч километров, работали с известными компаниями – Delphi, Continental, Bosch, Mando. Да и сейчас совершенствуем ЭУРы в расчете на модернизацию наших автомобилей». всего три. Управление авто с последней значительно четче, особенно при экстремальных маневрах.управление на максимальной скорости, маневры на вираже на большой скорости и в завершение объезд препятствия – «лосиный тест». В первой «Калине» усилитель Mando. На месте легко кручу руль одним пальцем, очень удобно. Выезжаю на «змейку», активно вращаю руль и замечаю инертность в механизме – так называемый эффект маховика, о котором ранее говорили конструкторы. Разгоняюсь до ста двадцати – здесь недостаточно четко ощущается «ноль» (передние колеса в положении прямо), тем не менее заданную траекторию машина держит стабильно. На ста пятидесяти поведение становится лучше, хотя до идеала по чувствительности далековато. Интенсивно перестраиваюсь из ряда в ряд. Машинас легкой задержкой отзывается на движение рулем и не сразу, с ленцой, возвращается в прямолинейное направление. Но на высокой скорости эффект маховика исчезает – будто кто-то отстегнул гири, до того висевшие на валу рулевого управления. На последний тест – объезд препятствия – захожу при 60 км/ч, быстро меняю ряд и возвращаюсь в него же. Но что это? Я разметал правым бортом все конусы финального коридора, так размашисто вращал рулем, что чуть не «потерял» «Калину». Очень уж легкий руль (так понравился при парковании!) и низкая его информативность вкупе с большими углами его поворота подвели при выполнении переставки с возвращением на первую полосу. На «Калине» с махачкалинским усилителем вращать баранку на местеОСОБЫЕ ПРИМЕТЫПроверим все комбинации в деле. Упражнения таковы: парковка на площадке, в начале испытательного автовазовского трека «змейка», имитация городского движения перед первым виражом, после него режим скоростного шоссе с активным перестроением,«Лосиный тест» – объезд неожиданно появившегося препятствия. С усилителем от махачкалинского «Авиаагрегата» машина проходит точнее, чем с корейским изделием Mando. На «Калине» с короткой рулевой рейкой и безредукторным усилителем переставку выполнить проще даже на большей скорости. Жаль, такое сочетание пока не добралось до конвейера.Редукторный усилитель корейской компании Mando отличается безупречным качеством сборки и надежной работой. Безредукторный ЭУР калужского завода «Автоэлектроника» сейчас ставят только на «приоры». У традиционного редукторного он выигрывает в весе, простоте конструкции, у него меньше механических потерь, с ним «Калина» рулится точнее.За рулем 02/2011 149 | ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛИ ВАЗчуть труднее. Хотя даже даме дополнительных «электрических» усилий от него хватит за глаза. На небольшой скорости руль кажется немного зажатым, но эффект маховика меньше, чем с «корейцем». Уже на слаломе более понятен «ноль» и четче ощущение поворота на малых углах. На скорости 120 км/ч управление весьма комфортное и понятное. Машина быстрее реагирует на команды рулем и четко их исполняет, меняя полосу. Важно, что на увеличение угла поворота отвечает нарастающее усилие, которое заставляет руль вернуться в нейтральное положение после маневра. При высокой и максимальной скорости информативность на руле еще выше. Машина отлично держит заданный курс не только на прямой, но и на разных высотах виража скоростной дороги полигона. Притормаживаю и с теми же 60 км/ч захожу на знакомый «объезд». Хорошая реакция, четкое поведение – машина вышла из последнего коридора с кренами и близко к конусам, но ни одного не задела. На старт вызываю «Приору» с безредукторным ЭУРом. Мне казалось, что заявленные характеристики не позволят на неподвижном автомобиле вращать руль с той же легкостью, какую дают редукторные усилители. Но нет, величина прилагаемых к баранке усилий позволяет поставить этот ЭУР между махачкалинским и корейским «помощниками». Оптимально. На 30–40 км/ч баранка легко и четко возвращается в «ноль», как только к ней перестаешь прикладывать усилие, причем совсем не чувствуется инерционность. Видимо, потому «змейку» прохожуВ испытательной лаборатории НТЦ АВТО ВАЗа усилители подвергают длительной про верке при серьезных нагрузках. Подопытный должен исправно трудиться при температуре от –40 до +65 ºC и даже при 100процентной влажности. Чтобы проверить надежность, ЭУР крутят три с половиной месяца. с большей скоростью и удовольствием. На 120 км/ч перестроение из ряда в ряд комфортное и даже агрессивное. Руль с нарастающим усилием сопротивляется поворотам на большие углы, сохраняя у водителя чувство уверенного владения машиной. Однако на максималке по прямой и в вираже нейтральное положение не столь четко, как показалось при 120 км/ч. Хотя неискушенный водитель, думаю, этого не заметит. Переставку прошел даже с большей начальной скоростью – 70 км/ч, на выходе не уложил ни единого конуса. Есть маленькое замечание: из-за длинной рейки пришлось вращать руль от души, размашисто. На сладкое – «Калина» будущего: сочетание короткой рейки и безредукторного (приоровского) усилителя. На месте руль слегка тяжеловат на фоне предыдущих вариантов (но не критично). Однако стоит тронуться, как об этом неудобстве забываешь: авто отменно рулится даже на малой скорости – быстро, четко, без вязкости в рулевом управлении и запаздываний. «Змейку» прошел, словно на хорошо отстроенном спортивном авто, в котором руль отклоняют вправо-влево всего лишь на несколько градусов. При 120 км/ч понравилась очень четкая стабилизация после перестроений. «Ноль» прозрачный и точный.Какой электроусилитель стоит на авто, определить легко, если заглянуть под торпедо. На корейском ЭУРе блок управ ления выдается в салон больше (стрелка на верхнем фото), чем на отечественном, махачкалинского «Авиаагрегата» (стрелка на нижнем). В поворотах ощутима прогрессивная зависимость нарастания усилия на руле от угла его поворота. Очень приятное впечатление. Стоит отпустить баранку, и она почти мгновенно возвращается в «нейтраль». На ста пятидесяти и выше с таким рулем можно даже не напрягаться, фиксация на прямой и рулежка – что надо. На «лосиный тест» заезжал уже смело – под 80 км/ч. Короткие взмахи рулем, и все коридоры проскочил играючи.НА ЛЮБИТЕЛЯПодведем итоги. Все сегодняшние усилители со своей работой справляются должным образом. Ни один не вызвал у меня отрицательной реакции. Разница в поведении – по большому счету нюансы, которые в повседневной жизни для многих останутся незамеченными. Но если автомобиль все свое время снует по городским улицам, я предпочел бы «Калину» с корейским усилителем. То же самое рекомендую слабому полу. А вот если авто чаще летает по шоссе, то я за усилитель махачкалинского «Авиаагрегата». Считаю, что горожанину, слившемуся с деревней, больше подойдет безредукторный усилитель. Потенциальным владельцам «приор» выбирать не приходится, там уже стоит сбалансированное устройство калужского завода «Автоэлектроника» либо новосибирского «Севера».150 За рулем 02/2011