208
209
СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИВЫХОД ИЗ АНАБИОЗАПосле кризисного затишья кольцевые трассы в России вырастают одна за другой. А что проводить-то будут на них? Вадим Крючков и Сергей Зиновьев задумались.Первые гонки состоялись минувшим летом на «Смоленском кольце» и «Нижегородском кольце». «Автодром СПб» в питерском пригороде Шушары проводит зимние тестовые заезды и приглашает в школу водительского мастерства. Скоро рапортуют об открытии казанской «Высокой Горы» и Moscow Raceway под Волоколамском. По части трасс Россия стремительно превращается в нормальное гоночное государство. Однако у нас осталось всего две кольцевые серии – автомобильная (RTCC) и мотоциклетная. При всемжелании они не смогут насытить собой все трассы. Подход к делу у владельцев автодромов схожий. Разумеется, гонки проводить будут, но это, скажем так, не главная статья дохода. Основной упор – на «драйвинг экспириенс», частные и клубные заезды серийных машин, школы пилотской подготовки и прочие якобы мелочи. Ведь число быстрых автомобилей в стране растет, а по-настоящему разогнаться на них негде, кроме как на специальных трассах. Этим живут все европейские автодромы. Но есть и отличие: тамна каждом проходит по десятку гоночных уик-эндов, а на самых знаменитых вроде «Сильверстоуна» или «Монцы» – по два десятка. Этапы мировых, европейских и национальных серий. Все российские трассы планируют принимать «что-то европейское и мировое», чаще называют немецкий чемпионат DTM, «туринговый» WTCC, Moto Grand Prix, но конкретика есть пока только у одной трассы. Остальные – в стадии переговоров с зарубежными партнерами. И если хотя бы половина завершится успехом, мы получим дюжину международных гонок!208 За рулем 02/2011 НА ВОПРОСЫ ЗР ОТВЕЧАЮТ:Олег ПЕТРИКОВ,генеральный директор «Смоленского кольца»Екатерина БЕЛЬЦЕВИЧ,руководитель проекта Moscow RacewayСтройплощадка под Волоколамском: контуры будущей трассы отчетливо видны.– Что пройдет в 2011 году на «Смоленском кольце»? – Сезон откроется в мае этапом RTCC, в последние выходные июля – грузовой чемпионат Европы, а 20–21 августа – европейский чемпионат FIA GT3. – Как будет развиваться инфраструктура трассы в ближайшее время? – Дорожка полностью готова, доработок не требует. В основном предстоят работы, направленные на удобство для зрителей, в том числе расширение трибун. И дальнейшее оснащение боксов. – Общаетесь ли вы с владельцами других трасс, чтобы выработать взаимодействие? – Да, разумеется! Будучи, по сути, конкурентами, мы идем по пути партнерских отношений – так всем удобнее. Трассы расположены в разных регионах, у каждой своя аудитория и клиентура, и мы друг другу ничем не мешаем. – А можно ли в России заработать на проведении гонок? – Если смотреть на Европу, то там при отлаженном бизнесе гоночные мероприятия дают около 20% дохода. Остальное – любительские состязания, всевозможные тренинги, тестовые заезды, которые трасса в Смоленске с удовольствием примет.– Вы уже можете назвать дату открытия трассы? – В октябре рассчитываем провести первую гонку. Сама дорожка и основные технические постройки будут готовы. – А зимой, как обычно, работы будут приостановлены… – Асфальт, конечно, укладывать не станем, но продолжим заливать бетон – он морозов не боится. Соблюдение всех технологий контролирует фирма Германа Тильке, ее представители постоянно работают на объекте. – Ходят слухи, что Moscow Raceway сможет принимать даже Формулу-1... – Это не слухи. Трасса в 2012 году пройдет омологацию ФИА и получит категорию 1T. Это позволит проводить соревнования любого уровня, вплоть до Формулы-1. – Трасса расположена в 77 км от Москвы – не далековато? – Это всего час езды по Новорижскому шоссе, где вообще нет светофоров. – Заявленная вместимость трибун – 100 тысяч, а столичные зрители пока довольно инертны в отношении автоспорта, особенно если вход платный. Как рассчитываете привлекать аудиторию? – На первых порах, видимо, обойдемся без продажи билетов. А вообще, с публикой надо целенаправленно работать, на это уйдет время. – Что вы сможете предложить, кроме трибун и гонок? Что-нибудь из сферы развлечений? – Мы реализуем проект на площади 264 га, из них сама трасса занимает всего 80 га, остальное – для инфраструктуры. Отели, кафе, магазины, зоны отдыха, все что угодно. Территории достаточно, мы ждем предложений от заинтересованных людей. – Кольцевые гонки в России в зачаточном состоянии, а число автодромов растет. Потому кажется, что их нечем будет загрузить... – Ничего подобного. В стране много людей, влюбленных в быстрые машины, число их тоже растет, и даже десятка трасс для Центрального региона, думаю, маловато. Возможно, каждый крупный город в будущем получит свою трассу, и это вполне естественный процесс.За рулем 02/2011 209