ЮЖНАЯ АФРИКА БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕЧЕРНАЯ КАРТАC востока на запад, от побережья Индийского океана до Атлантического, через саванну и горы Южно-Африканской Республики проехал на автомобиле Игорь Моржаретто. ЛЬВЫ, НОСОРОГИ И ДРУГИЕ ЗВЕРИ Наш гид и водитель Билл спрыгнул со своего сиденья на землю и опустился на колени у кучки не слишком аппетитного вида. Взял из нее кусочек, растер между пальцами, понюхал и глубокомысленно вывел: «Совсем свежее – значит, жирафы где-то рядом». Мы содрогнулись, а Билл как ни в чем не бывало вытер руку о видавшие виды штаны и полез на водительское место. Нажал на кнопку стартера, дизель бодро затарахтел, и наш «лайнер», переделанный из старого армейского грузовика, бодро двинулся по проселочной дороге.256 За рулем 03/2011 Районы, где живут белые, обособлены и довольно безопасны. Их охраняет полиция и такие вот сетки, по которым пропущен электрический ток. Вот как живут беженцы из соседних, беднейших стран Африки. Таких «городков» в ЮАР очень много. Белым заходить туда категорически не рекомендуется! Перекрикивая двигатель, Билл радостно рассказывал, что, вообще-то, навоз диких животных в ряде случаев – очень полезная вещь; например, если намазаться экскрементами слона, это отпугнет любого хищника… К счастью, интересную лекцию прервало появление жирафов. Казалось, они вообще не реагируют на присутствие людей в тарахтящей повозке – знай себе щиплют свежие листочки. Восторгу нашему не было конца, мы только успевали щелкать фотоаппаратами. Но тут с другой стороны показались зебры, затем – бизоны; вдруг дорогу, весело хрюкая, перебежала семья диких кабанов-бородавочников… Полное ощущение, что находишься в какой-то сказке! К реальности нас вернул носорог. Видимо, ухаживал за подругой, а тут какие-то шумные существа… Он вдруг резко повернулся в нашу сторону и неожиданно быстро побежал, угрожающе наклонив голову. Водитель попытался было пришпорить свой неповоротливый «лайнер», но носорог оказался быстрее и с разгону поддал машину в бок. Тяжелый автомобиль ощутимо качнуло, а народ дружно взвизгнул – и женщины, и мужчины. Фотограф, который сидел с краю у левого борта, где мелькнул страшный рог, казалось, завис в воздухе в метре от сиденья… Удар пришелся в раму автомобиля и никакого вреда ему не причинил, а носорог, выполнив свой долг защитника подруги и природы вообще, отправился дальше мирно щипать травку. Мы же поехали смотреть на львов. Те, видимо, не так давно пообедали и туристами не интересовались – лежали В руках у этого зулуса самая настоящая вувузела, а не та пластмассовая подделка, что продается в магазине. Оригинальная в сто раз дороже, и научиться играть на ней непросто. На улицах можно увидеть автомобили абсолютно любой марки, в том числе и «лады». Это вполне цивилизованный город, где живут только «местные». Проехать можно спокойно, но стекла лучше закрыть, а двери заблокировать. себе спокойно в траве и даже встать при нашем появлении не пожелали. Впрочем, спуститься с высоких сидений на землю и подойти к хищникам поближе тоже никто не захотел. Тем более что это запрещено правилами посещения национальных парков ЮАР (всего их в стране более двухсот). Животные тут к регулярным посещениям туристов, конечно, привыкшие, но…ДЕРЖИТЕСЬ ЛЕВЕЕКогда мне предложили принять участие в десятидневном автомобильном путешествии через всю Южно-Африканскую Республику, я немедленно согласился. А кто откажется от такого? Ехать предстояло за правым рулем – естественно, по левой стороне дороги. В качестве транспортных средств были выбраныЗа рулем 03/2011 257 | ПУТЕШЕСТВИЕ ЮЖНАЯ АФРИКАТак часто перемещаются по дорогам местные обитатели. ПДД этого не запрещают. А что делать, когда нет денег! Местные красавицы голосуют у обочины: «Кто подвезет недорого до Порт-Элизабет?». Выбор предметов африканского искусства на рынках огромен.восемь разных автомобилей китайской компании «Грейт Уолл» (вседорожники «Ховер», пикап «Вингл», хэтчбеки «Кулбир» и «Флорид»). Дело в том, что китайская компания широко представлена на местном рынке – в 2009 году в ЮАР было продано свыше 25 000 автомобилей марки «Грейт Уолл». И вот ранним ноябрьским утром (в южном полушарии это примерно соответствует нашему концу мая) под яркими лучами солнца мы отправились вдоль побережья – из Дурбана в Кейптаун. По плану надо было проехать 1700 км, но в реальной жизни получилось куда больше – 2700 км. Кстати, приспособился к движению по непривычной стороне дороги и коробкепередач (рычагом надо орудовать левой рукой) довольно быстро; дольше всего пришлось привыкать к тому, что за поворотники отвечает правый рулевой переключатель, а за работу дворников – левый. И еще к тому, что преимущество имеет машина, находящаяся слева (а не справа!). А так только поначалу пытаешься заехать левыми колесами на обочину, когда справа на приличной скорости проносится здоровенный грузовик. Но страх довольно быстро проходит, и уже через час спокойно разъезжаешься правым бортом, а на кругу едешь по часовой стрелке. Дороги в Южной Африке отличные! Как правило, трех-четырехполосные, с хорошим покрытием, разметкой, понятными дорожными знаками…Движение по основным трассам оживленное, но водители дисциплинированные, и за десять дней мы видели лишь два ДТП. Скорость на дорогах ограничена: в населенных пунктах – не более 60 км/ч, на загородных шоссе – до 100 км/ч, на автомагистралях – не более 120 км/ч. Это объяснимо: на дороги часто выходят животные и люди. Полиция активно использует камеры и радары. Штрафы за превышение скорости высокие: 100–500 рандов, причем платить надо на месте. Езда со скоростью выше 160 км/ч наказывается не только штрафом, но и заключением в камеру на сутки! Разрешенное содержание алкоголя в крови – до 0,5 промилле. Едешь себе по дороге, а рядом мирно прогуливаются буйволы, страусы, носороги, львы, жирафы и прочие африканские жители.258 За рулем 03/2011 Полицейские в ЮАР очень дружелюбны в общении с иностранцами. Еще бы, туризм дает значительную часть доходов страны. ПДД в этой стране, в общем, такие же, как и везде. Но встречаются и оригинальные дорожные знаки. Верхний понятен, а нижний означает, что подбирать пассажиров здесь запрещено. Игольный мыс – самая южная точка Африки. Здесь встречаются воды Индийского и Атлантического океанов… Превышение карается очень жестко: штраф от 1500 рандов и (или) административный арест (разумеется, с лишением прав). Мы об этих строгостях знали заранее, поэтому правила не нарушали. Дорожных полицейских встречали регулярно, но проблем не было. Кстати, любого иностранца, который садится в ЮАР за руль автомобиля, тщательно инструктируют – и по поводу особенностей левостороннего движения, и, самое главное, как проезжать через районы и города, где живут представители коренного населения. Увы, уровень преступности в Южной Африке очень высок, поэтому европейцам не рекомендуют, например, заезжать в черные пригороды Йоханнесбурга. В любом В некоторые национальные парки въезд разрешен только на спецтранспорте с водителем-профессионалом, а в другие можно и самостоятельно, на своей машине. случае во время движения по незнакомым районам лучше заблокировать все двери и поднять стекла. Впрочем, мало ли таких опасных районов в России или любой другой стране мира! И в Африке главное – не нарушать существующие правила, и тогда путешествие запомнится навсегда. Потому что природа здесь потрясающе красивая, города интересные, исторических и культурных памятников хоть отбавляй. А где еще на дорогу может не спеша выйти слон?.. Благодарим компанию ИРИТО, дистрибьютора автомобилей «Грейт Уолл» в России, за организацию поездки.ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯГосударственных языков в ЮАР не один и не два, а целых одиннадцать. В их число входят английский, африкаанс плюс языки различных народностей, населяющих страну: тсонга, венда, зулу и другие. Полицейские и все работники сферы сервиса, а также жители городов говорят на английском. Республика имеет самую развитую в Африке систему дорог – свыше 60 000 км асфальтированных трасс. Общественного транспорта практически нет. Бензин стоит недорого: 0,8 доллара за литр. Местная валюта – ранд; 1 доллар США равен 6,8 ранда.За рулем 03/2011 259