138
ЗР ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ КОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОЖУЧКИ-МАЯЧКИСуществуют ли недорогие охранно-поисковые системы с автономным питанием? Да, если ограничиться лишь поисковой функцией, можно уложиться в четырехзначную сумму и сэкономить на абонентской плате за обслуживание. Три подобных устройства сравнил Алексей Воробьев‑Обухов.На проверку к нам попали автономные поисковые устройства трех отечественных производителей, внешне похожие как друг на друга, так и на спичечный коробок. Внутри, однако, не спички, а электронная начинка, состоящая из блоков GPS и GSM. Первый определяет по спутникам координаты автомобиля, второй передает их на телефон владельца в виде СМС. Само собой, для этогонужна SIM-карта одного из операторов. Блоки абсолютно автономны, работают от батареек годами и не требуют какихлибо подключений к бортовой сети автомобиля. А платить придется только оператору мобильной связи за эсэмэски. Злоумышленнику обнаружить такую коробочку, запрятанную в недрах авто, очень сложно, даже если он вооружен сканером: «жучок» излучает короткий сигнал лишь раз в несколько часов.Владелец может сам с помощью СМС настроить интервал выхода на связь. На этом сходство устройств заканчивается и начинаются нюансы… Мы нашли немало различий, позволяющих сделать осознанный выбор в пользу того или иного варианта. Не будем утверждать, что какой-то из них однозначно лучше или хуже. Как всегда, в каждом воплощен определенный компромисс.Блок мобильный «Андромеда» Т‑06 Н «Надежда»Автономное поисковое устройство SOBR‑Chip 01Автономная поисковая система StarLine M10Заявленный производитель НТКФ «Си-Норд», Санкт-Петербург Ориентировочная цена 8500 руб.Заявленный производитель «Вега-Абсолют», Новосибирск Ориентировочная цена 5700 руб.Заявленный производитель Ориентировочная цена«УльтраСтар» 5600 руб.Это изделие отличается от соперников наличи‑ ем встроенного акселерометра. Идея разработ‑ чиков в том, чтобы позволить блоку дремать, не расходуя батарейку, в случае, если воры спрятали автомобиль в бокс, куда не доходят сигналы от спутников и сотовой связи. «На‑ дежда» заснет (но не умрет!) до того момен‑ та, пока акселерометр не зафиксирует нача‑ ло движения. Это может произойти хоть через год. Блок активируется, вычислит координаты и отправит сообщение владельцу. В обычной ситуации устройство не шлет СМС, поэтому, если хотите непрерывно следить за машиной, надо все время тормошить «Надежду» коман‑ дами с телефона. Наличие датчика движения наложило ограничения на монтаж коробочки: она долж‑ на не только «видеть» спутники (то есть не быть закрытой сверху металлическими деталями ку‑ зова), но и располагаться определенным обра‑ зом относительно продольной оси автомобиля. Иными словами, пригодное для установки ме‑ сто придется еще поискать. Кроме текущих координат, устройство со‑ общает также скорость и направление движе‑ ния, остаточный ресурс батареи в сутках рабо‑ ты. Питается блок от единственной 3‑вольтовой литиевой батарейки формата АА. Необходи‑ мый для управления устройством пятизначный PIN‑код задан изготовителем и выгравирован на корпусе, так что не забудете.По размеру SOBR больше остальных, зато в нем нашлось место для трех батареек АА на 1,5 В. Нам понравилась высокая чувствительность GPS‑приемника, позволяющая спрятать «жу‑ чок» хоть под капотом, хоть в багажник, хоть за обивку потолка или двери, не думая при этом о его правильной ориентации. С помо‑ щью СМС можно задать как интервал выхо‑ дов устройства на связь в режиме приема ко‑ манд, так и периодичность отправки коорди‑ нат на телефон: например, «слушать» хозяи‑ на через каждые шесть часов, а отправлять ко‑ ординаты раз в неделю. В случае хищения авто SOBR способен быстро принять от вас коман‑ ду на регулярную (каждые 20 минут) передачу «разведданных». Сообщения могут содержать либо широту‑долготу в цифрах, либо готовую ссыл‑ ку на карту с точкой местонахождения. Послед‑ нее возможно при условии, что телефон под‑ держивает связь с Интернетом. Если маши‑ ну спрятали в бокс, куда не доходят сигналы GPS, но достает сотовая связь, вы получите ко‑ ды базовой станции оператора мобильной свя‑ зи, а по ним на специальном сайте можно об‑ наружить положение авто с точностью до пары сотен метров. То есть это не конкретный бокс, а, скажем, гаражный кооператив. Но все‑таки не пресловутая иголка в стогу сена. SOBR сам периодически запрашивает остаток средств на счету и посылает сообщение, когда он ста‑ новится ниже заданного порога. Четырехзнач‑ ный PIN‑код может быть изменен. Главное – не забыть актуальный!По характеристикам и структуре сообщений этот блок похож на SOBR, но имеет встроенный микрофон, позволяющий не только получать СМС с координатами, но и прослушивать са‑ лон авто. Устройство может общаться не только с телефоном владельца, но и напрямую с сер‑ вером GPRS, однако главной особенностью яв‑ ляется возможность интеграции в сигнализа‑ цию через специальный переходник (приоб‑ ретается отдельно). Тогда можно сразу полу‑ чать тревожное сообщение при срабатывании сигнализации, датчика удара и т. п. Кроме того, предусмотрен выход на внешнее реле, позво‑ ляющий по команде с телефона, скажем, за‑ глушить двигатель или включить какое‑либо устройство. Прибор питается от двух параллельно со‑ единенных литиевых батарей CR123A, входя‑ щих в комплект поставки. Изготовитель поло‑ жил в коробочку и SIM‑карту, уже подключен‑ ную к специальному тарифу МТС «Телематик». Правда, этот тариф не поддерживает голосовую связь, так что, если планируете использовать микрофон, стоит подумать о другой карте. Пролистав подробную инструкцию, мы, к удивлению, не нашли режима, в котором устройство «просыпается» на прием, но не от‑ правляет координаты. На самом деле такой ре‑ жим включается командой F, которую забы‑ ли упомянуть. И еще один минус: устанавли‑ вать StarLine M10 следует так, чтобы небо над ним не было перекрыто металлом. А таких мест в автомобиле немного: под торпедо или под полкой за задним сиденьем.138 За рулем 03/2011