214
215
216
217
ПРОТИВ ОГНЯ ГРУЗОВИКИ | ОБЗОРМирный танк «Леопард» своей сдвоенной пушкой призван не убивать, а спасать людей от огня. Иранские будни огнеборцев. В Багдаде все спокойно? После тушения огня опустевший «Эйрматик РЕД» забирает уцелевших в свое чрево. Оно без окон, зато теплоизолированное.ЧНА ВСЯКИЙ ПОЖАРНЫЙПод истошное завывание сирен эти грузовики мчатся именно на пожар, без всяких «как». Алексей Воробьев‑Обухов убедился: всё, что их объединяет, – ярко-красный цвет. В остальном эти борцы с огнем не только разные, но подчас и просто уникальные.214 За рулем 03/2011его прежде всего ждут от пожарной коман­ ды? Чтобы быстро приехала, невзирая на пробки и качество дорог. Для решения первой задачи пожарные автомобили осна­ щены мигалками и сиренами (тот редкий слу­ чай, когда мы ничего не имеем против!), справить­ ся со второй проблемой помогает полный привод и большие колеса, рассчитанные как раз на бездо­ рожье. Иногда встречаются и более экзотические решения. Например, существуют пожарные маши­ ны с двумя постами управления – отдельно для пе­ редней оси и для задней, что позволяет маневри­ ровать среди плотной застройки. Такой автомо­ биль может буквально боком подъехать к объекту вплотную, чтобы разложить лестницу или подъем­ ник с люлькой. Из дополнительного оборудования назовем мощные водяные насосы, объемистый бак с водой, пеногенераторы, катушки с пожарными рукавами, набор пневмо­ или гидроинструмента, чтобы раз­ резать, к примеру, разбитый автомобиль и извлечь пострадавшего. Заметим, что в ряде стран (напри­ мер, в США) пожарные выезжают не только на тушение огня, а по большинству вызовов, поступивших на номер 911. Команда обучена и оказанию первой помощи, и приему неожиданно начавшихся родов, и вскрытию дверей, и отлову диких животных – никогда не знаешь, какой навык может потребоваться в данный момент. Отсюда и весьма широкий набор самого разно­ образного специнструмента на борту. Башня в Сиднее не сгорит, раз в ней трудятся такие пожарные электромобильчики. Пожарные машины редко сходят с заводского конвейера в своем окончательном виде. Автопро‑ изводители, как правило, поставляют лишь шасси, а дальше за работу берутся специализированные фирмы. Вот и посмотрим, что у них получается… А еще у них крепка броня. Для тушения лесных пожаров – то, что нужно. На гусеницах можно мчаться, не разбирая дороги. Прочность торсион‑ ной подвески позволяет взять на борт солидный запас воды, пенообразующего реагента, устано‑ вить насос, способный развить такое давление, что можно валить деревья. Например, пожарная машина, построенная немецкой фирмой «Юнген‑ таль» на шасси танка «Леопард», оборудована двумя пушками импульсной системы пожаротуше‑ ния IFEX (Impulse Fire Extinguishing technology). Десятицилиндровый многотопливный мотор мощностью 830 л.с. разгоняет монстра до 62 км/ч, топлива ему хватает на 600‑километровый марш‑ бросок через канавы шириной до 3 м и глыбы высо‑ той до 1,5 м. Пневмопушка стреляет зарядами воды, распыленной на частицы размером в несколько сот микрон. Литра такой воды достаточно, чтобы охла‑ дить площадь 60 м² с 1000 до 40 °C! Еще один танк переоборудовала компания «Эйрматик РЕД». Он и тушит, и спасает уцелев‑ ших. Насос подает воду в ствол на вращающейся турели под давлением до 200 бар. Это позволяет эффективно бороться с огнем, начиная с дис‑ танции 50 м. Потом, когда обстановка позволит подъехать ближе, а огромный, на 7,5 м³, бак опустеет, в нем можно эвакуировать до 20 чело‑ век! (Для входа служат герметичные распашные двери.) Танку хватает топлива на 450 км, которые он способен преодолеть со скоростью до 65 км/ч. Весит эта красная махина 26,5 т (без воды).ТАНКИ БЫСТРЫНа правах рекламы | ОБЗОР ПРОТИВ ОГНЯПожарно-спасательная команда Израиля демонстрирует оборудование, которое у нее всегда с собой. Отечественный аэродромный пожарный AA-60(543)-169 на базе МАЗ-543 встал на вахту еще в 1973 году.В ОСТАНКИНЕ ТАКОГО НЕТА найдись он – может, и не горела бы башня так долго. Во всяком случае, в сиднейском радио‑ центре дежурит пожарный микроэлектромобиль, готовый нестись под вой сирены прямо по узким коридорам. Сирена необходима, ведь скорость может достигать 60 км/ч и надо вовремя распугать сотрудников‑пешеходов. На борту кислородные баллоны, пожарные рукава, телескопическая лест‑ ница длиной 6 м. Крохотная внешне машинка вме‑ сте с оборудованием весит свыше тонны. Больше нельзя – перекрытия могут не выдержать…Нью-Йорк, 11 сентября 2001 года. Без комментариев.НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕОтдельная категория пожарных машин трудится на аэродромах. Огромное количество горящего керосина способно уничтожить самолет в счи‑ таные секунды, и нужно успеть погасить пламя.В Антарктиде пожар тоже есть кому потушить – подобраться к очагу на таких гусеницах не проблема.Главное для аэродромных монстров – произво‑ дительность насосов, запас воды на борту, тер‑ моизоляция кабины с экипажем и… проходимость. Ведь катастрофа может произойти и за пределами бетонной полосы. Еще одна задача подобных машин – предотвратить пожар: если предпола‑ гается аварийная посадка на брюхо, бетон надо очень быстро залить пеной, чтобы исключить воз‑ горание от трения. В аэропорту Дрездена на всякий пожарный держат автомобиль «Пантера», построенный австрийской фирмой «Розенбауэр» на четырех‑ осном шасси армейского МАНа. Специальные жаростойкие стекла позволяют близко подо‑ браться к очагу пожара, а водяной ствол управ‑ ляется прямо из кабины. Машина едет даже по горящему керосину, заливая огонь пеной перед и под собой.Красная «Пантера» готова совершить бросок к самолету прямо по горящим лужам керосина.216 За рулем 03/2011 Неудобно карабкаться на большую высоту по лестнице. Здесь лучше люлька и коленчатый подъемник. Южная Корея.ОГОНЬ ВО ЛЬДАХДумаете, такое не бывает? Еще как бывает! Полярная база в Арктике или Антарктике очень легко может загореться из-за неисправной проводки. Допустим, люди успеют выбежать на мороз, но потом им, бездомным, не позавидуешь. Значит, и там нужна пожарная бригада, оснащенная спецтранспортом. На станции Мак-Мёрдо в Антарктиде уже лет двадцать несут службу вездеходы «Формоуст-Нодвелл» на широких гусеницах. А в Финляндии на замерзших озерах встречаются совсем экзотические пожарные аэросани «Арктик Ант» («Арктический муравей»), которые здесь называют гидрокоптером. Первая часть слова понятна: лед – та же вода. А вот «коптер», вероятно, говорит о большом пропеллере сзади – с ним подъехать можно быстро!На льду не нужны ни колеса, ни гусеницы. Лучше всего полозьяпоплавки и пропеллер.На правах рекламы