118
119
120
121
СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАНАШИ ИЛИ НЕНАШИ?Можно ли доверять отечественной синтетике – или ну ее, импорт все равно лучше? Очередное масляное   исследование провели Михаил Колодочкин и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС   Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.   Лет десять назад российской син‑ тетики просто не было в при‑ роде. Более того, использование любого отечественного масла молчаливо приравнивалось к скупости и недальновидности. А сейчас? Год назад ЗР проводил экспертизу полусинтетических масел 10W‑40 (ЗР, 2010, № 3, 4). Тогда отечествен‑ ные масла практически не проиграли ни немецким, ни корейским, а в чем‑то были даже лучше. Сейчас мы решили оценить чистую синтетику – восемь образцов. О классификации современ‑ ной синтетики – в Нашей справке. Как обычно, все масла обезличили, закоди‑ ровав образцы. Затем они в идентичных условиях отработали по 10 моточасовВне   конкурсав одном и том же двигателе на стенде аккредитованной лаборатории – эта пристрелка необходима для вывода параметров масла на рабочий участок. Только потом идет полномасштабный цикл моторных испытаний. Затем в другой аккредитованной лабора‑ тории измерили основные физико‑ химические параметры образцов и в заключение раздали пять пре‑ мий – в номинациях «Экономичность», «Мощность», «Экология», «Экстре‑ мальная защита», «Пуск». И составили итоговую «табель о рангах». Как выбирали участников? С рос‑ сийской стороны ассортимент полной синтетики пока скромен: в тест попали «ЛУКОЙЛ‑Люкс» (новинка), а такжехорошо известные ТНК‑Magnum и «Роснефть‑Premium». Компанию им составили менее распространенное гидрокрекинговое «SINTOIL‑Ультра» и «ТОТЕК‑Астра Робот» на основе полиальфаолефинов (ПАО). Любо‑ пытно, что все эти масла – разных групп качества: с SM от ЛУКОЙЛа и «Роснефти» соседствовали SL от ТНК и SJ в «SINTOIL‑Ультра». Кстати, последнее обстоятельство фактиче‑ ски лишило обнинское масло шансов на равную борьбу с продукцией более современных групп, а потому решено было проверить его вне конкурса. С импортом сложнее: выбор слишком велик. Мы не стали брать продукцию самых известных брендов«SINTOIL-Ультра»место7MАNNOL Extreme Syntheticместо6«ТОТЕК-Астра Робот»Производитель Классификация Указанные допуски Средняя цена Россия SAE 5W‑40, API SJ/CF нет 840 руб. (канистра 4 л)   Хорошие пусковые характеристики при низких температурах, доступная цена. Низкий класс качества по API, высокое содержание серы и фосфора снижает экологические характеристики.Производитель Германия Классификация SAE 5W‑40, ACEA A3/B3, API SL/CF Указанные допуски VW 505.00/502.00, MB 229.3 Средняя цена 830 руб. (канистра 4 л)    Лучшие показатели по мощности, хорошие низкотемпературные свойства, самая низкая цена. Сравнительно невысокие энергосберегающие и экологические свойства. Производитель Классификация Указанные допуски Средняя цена Россия SAE 5W‑40, API нет нет 1500 руб. (канистра 4 л)   Высокие защитные свойства, низкая летучесть, экологические показатели по выхлопу одни из лучших. Много серы, высокая для отечественного продукта цена, отсутствие подтвержденных допусков автопроизводителей.Группа качества SJ древняя, аналогов уже  не встретишь. Этим, видимо, и объясняется  отсутствие подтвержденных допусков ав‑ топроизводителей. Именно несовременная  группа качества еще на старте вывела это  масло из общей группы участников. В акти‑ ве – доступная цена, самый высокий среди  российских масел индекс вязкости, а также  большое щелочное число.Цена ниже, чем у самого дешевого россий‑ ского. Но масло очень неоднозначное: взя‑ ло первое место за мощность, но при этом  хуже других по экономичности и экологич‑ ности. Среди всего импорта здесь больше  всего серы и фосфора, и это при отличных  низкотемпературных свойствах. Сплошные  противоречия! Очень дорогое масло. Отличается низкой  летучестью. Низкая температура замерза‑ ния, самые лучшие трибологические па‑ раметры (стойкость пленки и антизадир‑ ные свойства). Однако интегральная оценка  по пяти номинациям оказалась средней.118 За рулем 03/2011 и предпочли менее раскрученные.  Кроме того, хотелось расширить диапазон групп качества по API, чтобы  выравнять исходные условия для  наших и ненаших. И наконец, любопытство подсказало взять масла, построенные на разных базах. Группу продуктов  на гидросинтетической основе представило немецкое MANNOL Extreme  (API SL/CF), полностью синтетические  масла – японское ENEOS Gran-Touring  (API SM), а за самую современную  группу – эстеровые масла – отвечало  бельгийское Xenum X1 (API SM/CF).У ИМПОРТНЫХ МАСЕЛ ЛУЧШЕ «ЭКОЛОГИЯ», А У НАШИХ – ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА.Тем приятнее, что «ЛУКОЙЛ-Люкс»  и ТНК-Magnum отстали от лидера  совсем немного, снизив расход топлива  на 8 и 7% соответственно. Лучшим по мощности стало масло  MANNOL Extreme. С ним мотор выдал  на 3% больше «лошадок», чем на эталоне. Из наших к нему вплотную подобрался опять же «ЛУКОЙЛ-Люкс». Почему так получилось? А потому,  что для максимальной экономичности  высокотемпературная вязкость масла  должна быть не большой и не маленькой, а именно оптимальной. А вот  для достижения максимальной мощности – напротив, большой. Смотрим  в таблицу – так все и есть: по этому параметру ЛУКОЙЛ и MANNOL лидируют.Листаем протокол. Об экономичности  мы судили по количеству топлива,  затраченному на стандартный цикл  испытаний. Лучший результат показало  самое продвинутое масло на эстеровой  основе – Xenum X1. По отношению  к эталонному минеральному оно сэкономило почти 9% топлива – это очень  много! Но продукт под такие характеристики и создавался, а энергосберегающий эффект заявлен в описании. ЭКОНОМИЧНОСТЬ И МОЩНОСТЬЭКОЛОГИЯВ «зеленой» номинации лучший продукт выбирали по токсичности отработавших газов и содержанию серы и фосфора в масле. Как известно, сернистые соединения, равно как и фосфор, быстро убивают катализаторы.  Поэтому автопроизводители требуют,  чтобы содержание серы в масле не превышало 0,2%, а фосфора – 0,08%. Эти  цифры в зависимости от допуска производителя автомобиля могут немного  меняться, но их порядок именно такой. Смотрим… В требуемые 0,2%  серы не уложилось ни одно масло.  Но это не криминал: за время работы  в двигателе масла́ вполне могли «впитать» дополнительные сотки процента  от российского топлива, которое малым  количеством серы не отличается. Ближе  всего к необходимому уровню подошло  японское масло ENEOS Gran-Touring,  рядом – бельгийское Xenum X1. В отечественных серы почти в два раза больше.  Особенно богаты ею гидросинтетические масла: из российских – «SINTOILУльтра», из импортных – MANNOL  Extreme. Это вполне объяснимо: технология производства таких масел  на нынешний день уже старовата. Фосфора в импортных маслах тоже  меньше: они четче ориентированы НАША СПРАВКАместо5ТНК-Magnumместо4«Роснефть-Premium»КАКАЯ БЫВАЕТ СИНТЕТИКА Производитель Россия Классификация SAE 5W‑40, API SL/CF Указанные допуски MB 229.3, VW 502.00/505.00,  GM LL‑B‑025, BMW LL‑98 Porsche Средняя цена 1070 руб. (канистра 4 л)    Хорошие энергосберегающие показатели, низкие потери на трение. Дороговато… И до SM не дотянуло.Производитель Классификация Россия SAE 5W‑40, ACEA A3/B4‑04,  АСЕА В3‑98, API SM/CFУказанные допуски соответствует MB‑Approval 229.3,  VW 502.00/505.00, Opel GM LL‑B‑25 Средняя цена 840 руб. (канистра 4 л)    Высокие защитные свойства, хорошие пусковые характеристики, доступная цена. Сравнительно невысокие энергосберегающие свойства.Красивая канистра, ее ни с какой другой  не спутаешь. Масло с высокими моторными  показателями, хорошими низкотемператур‑ ными свойствами. Во всех номинациях не‑ плохие баллы, сумма которых и дала место  в середине таблицы.Хорошее масло, причем недорогое. Из вы‑ борки отечественных продуктов ближе все‑ го к импортным по содержанию серы и фос‑ фора. При этом первое место по защитным  свойствам! И второе за холодный пуск.Синтетика – масло, построенное на основе базового, полученного путем химического синтеза продуктов переработки нефти. Эти базовые масла согласно действующей классификации API делят на ряд основных групп. D Группа III – базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные по технологии каталитического гидрокрекинга (НС-технология). По сути, это минеральные масла, чьи свойства приближены к синтетическим. Однако некоторые фирмы называют их полусинтетическими, либо синтетическими, либо гидросинтетическими. D Группа IV – синтетические базовые масла на базе ПАО, извлекаемых преимущественно из газов этилена и бутилена. Такие масла обладают предсказуемыми свойствами, стабильны, имеют оптимальную вязкостно-температурную характеристику, низкую летучесть. Их называют полной синтетикой (full synthetic), они сегодня занимают основную часть рынка синтетики. D Группа V – базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы; в частности, масла на растительной основе, в том числе на основе эстеров. Эстеры – сложные эфиры, продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырьем служат не нефтяные, а растительные масла – кокосовое, рапсовое или др. Такие масла более стабильны, биологически разлагаемы и т. п. Главный недостаток – высокая цена.За рулем 03/2011 119 | ЭКСПЕРТИЗА СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛАна экологию. А вот с токсичностью  всё не так просто. Понятно, что любое  масло не сильно влияет на содержание  оксидов углерода СО и азота NOx, чего  не скажешь о составе топливовоздушной смеси и особенностях процесса  сгорания. Но часть «це-аш» в составе  выхлопа зависит именно от сгорающего  в цилиндре масла – на этот показатель влияют степень летучести самого  масла и толщина масляной пленки,  оставленной в цилиндре поршневыми  кольцами, когда на такте расширения  поршень идет вниз. Косвенный показатель летучести – температура вспышки:  чем она выше, тем меньше летучих  компонентов в масле и тем медленнее  оно выгорает. А толщину пленки под  кольцами при прочих равных условиях  определяет вязкость при высокой температуре. По температуре вспышки лидируют  два масла: наш «ТОТЕК-Астра Робот»  и бельгийский Xenum X1 – выше 245 °C  при достаточно умеренной высокотемпературной вязкости. А в общем  итоге первое место за экологичность СОВРЕМЕННЫЕ МАСЛА НА БАЗЕ ЭСТЕРОВ И ПОЛИАЛЬФАОЛЕФИНОВ ХОТЬ И ДОРОЖЕ, НО ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ ЛУЧШЕ ГИДРОКРЕКИНГОВЫХ.получает Xenum X1 – в нем еще и серы  с фосфором мало. Совсем немного уступило ему японское масло ENEOS GranTouring. Среди отечественных лидирует  «ТОТЕК-Астра Робот».ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ЗАЩИТАпараметр играет решающую роль. Как нам представляется, более  высокие трибологические параметры  отечественных масел объясняются…  их худшей экологичностью! Ведь сера  и фосфор – это естественные антизадирные присадки: чем их больше,  тем лучше защищен узел трения.  А для западного производителя срок  службы не так важен, как экология. В общем, в этой номинации  наши впереди! Первый приз получает  «Роснефть-Premium», второе место  у «ЛУКОЙЛа-Люкс», а бронзу делят  наш ТОТЕК и MANNOL.Ее эффективность определили  несколько позиций. Главная – результаты испытаний на четырехшариковой  машине трения: моделируем предельные нагрузки узла трения и отслеживаем реакцию на них масляной пленки.  Кроме того, мы учитывали вязкость  масла при высокой температуре. Ведь  избежать аварийной работы узла  трения помогает масляный слой необходимой толщины, и тут упомянутый ХОЛОДНЫЙ ПУСКВ этой номинации учитывали величину силы трения в реальном моторе  на пусковых оборотах, условную температуру проворачиваемости коленчатого вала и температуру застывания  моторного масла. В итоге первый приз  достался японскому маслу ENEOS  Gran-Touring, рядом с ним расположились российские «Роснефть-Premium»  и «ЛУКОЙЛ-Люкс».место3«ЛУКОЙЛ-Люкс»место2Xenum X1   Ester Hybrid Syntheticместо1ENEOS Gran-TouringПроизводитель Классификация Россия SAE 5W‑40, API SM/CF,  соответствует АСЕА В3–98Указанные допуски одобрено MB‑Approval 229.3, Porsche A40;   соответствует VW 502.00/505.00, BMW LL‑98,  Opel GM‑LL‑B‑025 Средняя цена 990 руб. (канистра 4 л)    Высокие защитные свойства, хорошие моторные показатели по расходу топлива и мощности. Высокое содержание серы, отсюда не лучшие экологические показатели.Производитель Бельгия Классификация SAE 5W‑40, ACEA A3/B4 С3, API SM/CF Указанные допуски VW 505. 00/502.00, MB 229.51, BMW LL‑04   Средняя цена 1890 руб. (канистра 5 л)    Лучшие показатели по энергосбережению и экологии. Сравнительно невысокие трибологические показатели.Производитель Япония Классификация SAE 5W‑40, ACEA A3, API SM Указанные допуски нет Средняя цена 1490 руб. (канистра 4 л)    Высокие показатели по мощности, холодному пуску, экологичности, отличные низкотемпературные свойства, самое низкое содержание серы и фосфора. Невысокие трибологические показатели, солидная цена.Среди российских – бесспорный лидер.  Вице‑чемпион по энергосберегающим  функциям. Очень честное заводское описа‑ ние. Средняя летучесть, высокое щелочное  число – залог чистоты мотора. Но серы мно‑ говато, что в Европе не приветствуют.Ожидаемый лидер, поскольку эстеровые  технологии – будущее моторных масел. Те‑ сты это только подтвердили. Первые места  за экологию и экономичность, высокие ре‑ зультаты по мощности и пуску. Жаль, невы‑ сокие трибологические показатели немного  испортили впечатление. И дороговато.Заявлено как «масло № 1 в Японии». Един‑ ственный продукт, который, судя по клас‑ сам API и ACEA, ориентирован только  на бензиновые двигатели. Правда, непонят‑ но почему. Лучшее по пусковым характери‑ стикам, высокие результаты по мощности  и экологии, а в сумме – уверенная победа.120 За рулем 03/2011 КАК РАССТАВЛЯЛИ БАЛЛЫФИЗИКО­ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИENEOS Xenum ЛУКОЙЛ «Роснефть» ТНК ТОТЕК MANNOL SINTOIL 77,94 13,32 6,10 174 –22,5 10,4 –42 227 0,52 0,10 0,35 0,18 2450 921 35,63 0,30 Общие физико-химические параметры Кинематическая вязкость при 79,40 84,57 83,19 82,23 77,47 90,51 78,06 40 °C, сСт Кинематическая вязкость 13,41 13,64 13,89 13,72 13,15 13,66 13,34 при 100 °C, сСт Кинематическая вязкость 6,11 5,77 6,50 6,10 5,90 5,75 5,95 при 150 °C, сСт Индекс вязкости 172 165 172 172 172 153 174 Условная температура проворачиваемости кол. вала, –22,1 –21,7 –20,4 –22,0 –22,9 –18,6 –23,4 Т5000, °C (расчетная) Щелочное число, мг КОН/г 5,0 6,10 8,57 7,8 9,74 4,7 8,45 Температура застывания, °C ниже –45 –43 –41 –43 –45 ниже –45 –45 Температура вспышки 232 247 231 228 226 246 233 в открытом тигле, °C Содержание активных элементов 0,22 0,24 0,41 0,27 0,31 0,46 0,31 Содержание серы, % Массовая доля фосфора, % 0,06 0,06 0,08 0,07 0,07 0,08 0,08 Массовая доля кальция, % 0,20 0,22 0,31 0,34 0,18 0,25 0,17 Массовая доля цинка, % 0,10 0,11 0,16 0,12 0,13 0,13 0,13 Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения 2322 2293 2195 1960 2067 1960 2323 Нагрузка сваривания, Н Критическая нагрузка, Н 872 872 1097 1166 1038 1303 1039 Индекс задира, Н 35,00 34,51 42,3 40,03 40,97 48,45 40,41 0,29 0,30 0,30 0,29 0,30 0,31 0,31 Показатель износа, ммИспользовали нашу традиционную методику. Сначала на основании анализа всего комплекса полученной информации расставили масла по ранжиру в каждой из номинаций. Что и почему при этом учитывалось, рассказано в статье. Но часть второстепенных данных, которые тоже принимали во внимание, осталась в протоколах из-за дефицита места в журнале. Дальше выставили промежуточные оценки: за лучший результат в каждой номинации, как обычно, 5 баллов, за худший – 1 балл, остальные подсчитывали пропорционально полученным результатам. Весовые коэффициенты для всех пяти номинаций взяли равными. (Желающие могут, конечно же, пересчитать результаты с иными весовыми коэффициентами – сообразно своим собственным критериям.) Итог прост: кто больше баллов набрал, тот и выше в общем рейтинге. Цены масел в шкалах оценки не участвовали, но приведены в комментариях.Не так уж сильно различаются результаты отечественной синтетики и импортной. ЛУКОЙЛ вообще оказался на пьедестале, да и четвертое место наше! И пятое, кстати, тоже. Конечно, короткий цикл испытаний не может дать ответы на все вопросы – этот вывод скорее предварительный и подлежит уточнению в ходе ресурсного тестирования. В общем рейтинге снова подтвердилось уже неоднократно высказанное ЗР утверждение о важности группы качества по API и соответствия масла современным требованиям автомобильных фирм. Лидеры равняются на требования API SM/CF, а это пока наивысшая группа качества. Выявились и реальные преимущества синтетики перед полусинтетикой, причем во всех номинациях. Но интересно и другое: завоевывая «оскары» в одних номинациях, то же самое масло может дать худший результат по другим параметрам (кстати, так бывало и раньше). Например, масло MANNOL Extreme, взявшее первый приз за мощность мотора, вполне предсказуемо сползло по экономичности и экологии. Чудес не бывает: масло, как и все живое, требует баланса и подбора под конкретную задачу, в зависимости от того, в чем нуждается потребитель. В целом же результаты оценим как предсказуемые. Первые четыре места заняли масла группы SM, последним оказался представитель SJ. Что до выбора между нашими и ненашими, то ручаемся: производить хорошие масла в России умеют! И это здорово.ДОЛОЙ ПРЕДВЗЯТОСТЬ!ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ, сСтТемпература, °C 120 150 180 190 200 220 ENEOS 9,71 6,11 4,20 3,77 3,40 2,81 Xenum 8,97 5,77 4,03 3,63 3,28 2,73 ЛУКОЙЛ 10,32 6,50 4,47 4,01 3,61 2,99 «Роснефть» 9,52 6,10 4,25 3,82 3,46 2,88 ТНК 9,30 5,90 4,08 3,66 3,31 2,74 ТОТЕК 9,31 5,75 3,90 3,48 3,13 2,57 MANNOL 8,41 5,95 4,46 4,09 3,77 3,25 SINTOIL 9,70 6,10 4,17 3,73 3,35 2,75МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИИзменение показателей двигателя при работе на тестируемом ENEOS Xenum ЛУКОЙЛ «Роснефть» масле (относительно параметров, полученных на базовом масле) Моторные показатели 2,78 2,19 2,75 1,77 Мощность, % Расход топлива, % –6,82 –8,60 –7,80 –4,10 Содержание токсических компонентов –2,6 –0,9 –8,0 –1,2 СО, % СН, % –19,5 – 26,5 –9,3 –12,2 –7,1 –6,8 –9,8 –6,9 NOx, % ТНК ТОТЕК MANNOL SINTOIL2,29 –6,88 –4,2 –17,9 –5,60,90 –5,68 –5,8 –27,0 –5,93,04 –2,95 –5,9 –4,4 –6,51,87 –4,24 –2,8 –17,7 –9,9Примечание. Зеленым цветом выделено улучшение параметров, синим – изменение в пределах погрешности измерения.ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙМасло (группа качества) ENEOS (SM) Xenum (SM) «ЛУКОЙЛ-Люкс» (SM) «Роснефть-Premium» (SM) ТНК-Magnum (SL) «ТОТЕК-Астра Робот» (нет) MANNOL Extreme (SL) «SINTOIL-Ультра» (SJ) Эконо­ мичность 3,74 5,00 4,43 1,81 3,78 2,93 1,00 1,91 Мощность 4,51 4,72 3,65 2,63 3,60 1,00 5,00 2,81 Экология Экстремальная защита 4,10 2,27 5,00 1,00 1,66 4,42 2,51 5,00 3,17 2,89 3,77 3,93 1,00 3,93 1,83 1,53 Пуск 5,00 3,58 4,30 4,61 1,94 2,33 2,83 1,00 Итоговая Место оценка 3,924 1 3,860 2 3,692 3 3,312 4 3,076 5 2,792 6 2,752 7 1,756 вне конкурса За рулем 03/2011 121