ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯСКОЛЬКО ЛАМПОЧЕК В ФАРЕ?Если говорить о блок-фаре нового «МерседесБенца CLS», то все равно не угадаете: их 71! Конечно, это не обычные лампочки, а светодиоды со сроком службы 10 000 часов (это впятеро больше, чем у ксеноновых ламп, а с галогенными даже и сравнивать нечего). Но зачем так много? Из 71 светодиода лишь 48 излучают белый свет, подобный дневному. Еще 13 – желтые, это указатели поворота. И наконец, 10 – инфракрасные, необходимые для подсветки в системе ночного видения. А еще в новой фаре есть радиаторы и вентиляторы, которые охлаждают светодиоды. Увы, пока их световой КПД равен лишь 30% (в ближайшие годы его обещают поднять до 50%). В общем, агрегат получился сложный и очень дорогой. Тому, кто его разобьет, придется крупно раскошелиться. Наибольший интерес представляет реализация «ближнего света». Берем термин в кавычки, потому что теперь это уже не тот ближний свет, к которому мы привыкли В новой фаре за него отвечают три отдельных блока:Три примера светораспределения. Всепогодный режим (а) включается по команде датчика дождя или вместе с противотуманками, режим «автострада» (б) активируется при скорости свыше 115 км/ч, ближний свет (в) работает до 75 км/ч. Есть еще два варианта: «загородное шоссе» и «поворот». В последнем случае включается боковой свет и поворачивается центральный прожектор.абвНовая фара получилась шестиэтажной. И живет в ней 71 светодиод.поворачивающийся прожектор в центре, два рефлектора справа и слева и еще один, предназначенный для создания бокового света. Управление осуществляет компьютер, учитывающий скорость автомобиля, данные от навигатора и сигнал от датчика дождя. При этом в любом случае суммарный световой поток составляет 900 лм, но распределяется он по-разному в зависимости от конкретной дорожной ситуации: едете ли вы по автобану, крадетесь ли по улицам мегаполиса либо приближаетесь к повороту, идет дождь или снег.ВОДА СОЛЯРКУ БЕРЕЖЕТСколько топлива потратит современный грузовик, обеспечивая необходимую интенсивность циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе? Оказывается, водяная помпа может отобрать у мотора до 2 кВт! Компания Pierburg Pump Technology подсмотрела решение проблемы у компрессора турбонаддува. Оставив механический привод крыльчатки помпы, ее снабдили направляющим аппаратом с подвижными лопатками, управляемыми шаговым электромотором. В результате, когда интенсивное охлаждение двигателю не требуется, крыльчатка ориентируется так, чтобы минимально препятствовать течению потока. Это позволяет не только экономить топливо (более 5%), но и обеспечивать ускоренный прогрев мотора, что радует экологов и владельцев грузовиков. В таком состоянии крыльчатка новой помпы работает практически вхолостую.160 За рулем 03/2011 ПЛАСТИК ВМЕСТО ШАРИКОВПиротехнические преднатяжители ремней безопасности когда-то делали без особых хитростей: пороховые газы толкали поршень, к которому присоединялась пряжка ремня. При этом ходы ремня и поршня были одинаковыми, что требовало довольно большого пространства для установки устройства. Сегодняшний преднатяжитель интегрирован с инерционной катушкой: газы толкают по трубке набор из нескольких стальных шариков, которые попадают между зубьями специальной шестеренки, соединенной с катушкой ремня. Устройство довольно сложное и работает не слишком стабильно. Ведь исходное положение зубчатки может быть таким, что первый из шариков если и не заклинит, то потратит лишнюю энергию. Фирма TRW предложила новинку – преднатяжитель SPR4, лишенный этих недостатков и к тому же весьма простой в сборке: он состоит всего из четырех деталей! Для одноразового узла то, что надо. Вместо шариков в трубку, соединенную с пиропатроном, заложили гибкий пластиковый жгут. Когда газогенератор выталкивает его к шестерне, ее зубья врезаются в пластмассу и нарезают на ней ответные зубцы. При этом начальное положение шестерни значения не имеет. Новый преднатяжитель стабильно работает в диапазоне температур от –35 до +85 °C, а процесс «боевого развертывания» занимает лишь 8 мс и сопровождается заметно более тихим хлопком. Так работает новый преднатяжитель.На правах рекламыЗа рулем 03/2011 161 ИССЛЕДОВАНИЯ, | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯЭКОНОМИМ НА ИГОЛКАХЕще один резерв экономии открыла фирма «Шеффлер», производящая подшипники. В данном случае речь идет об игольчатых изделиях, широко применяемых в коробках передач. Совершенно неожиданно выяснилось, что если заменить каждую иголку двумя, уложенными в сепараторе торцами вплотную друг к другу, то трение при работе подшипника резко уменьшится. Таким образом, замена обычного Работу подшипников моделировали с помощью ЭВМ.сепаратора так называемым Twin Cage способна уменьшить потери мощности только в одном подшипнике при 4000 об/мин на 30 Вт! Еще одна новинка предназначена в первую очередь для коробок-автоматов. Это подшипник, внутренний и наружный диаметры которого различаются всего на 3 мм. Если заменить такими подшипники скольжения, то трение значительно уменьшится. Более того, удастся резко снизить необходимую для смазки производительность масляного насоса коробки, а это тоже немалая экономия топлива. Толщина этого подшипника в радиальном направлении – всего 1,5 мм!Двойные иголки, как оказалось, работают с заметно меньшими потерями, чем одинарные.ФРИКЦИОННЫЙ ПРОЕКТВ рамках общеевропейского проекта Friction концерн «Континенталь» озаботился разработкой системы, способной предупреждать водителя о приближении к скользкому участку дороги. И не важно, чем это вызвано – гололедом, дождем, реагентами или разлитым маслом. Современные микропроцессоры уже способны, оценив множество параметров, сделать вывод о реальном сцеплении шин с дорогой. Например, по усилию на руле, связи угла поворота баранки с поперечным ускорением… Но это относится к состоянию покрытия под колесами. А как оценить ситуацию впереди? Тут на помощь приходят дополнительные датчики. Например, оптический сенсор улавливает изменение отраженного от полотна света на расстоянии от 0,4 до 1,5 м перед колесом, поляризационная камера сравнивает соотношение между составляющими отраженного света с вертикальной и горизонтальной поляризацией (это говорит о мокрой поверхности) на дистанции от 5 до 20 м. Наконец, лазерный сканер различает капельки дождя или снежинки на расстоянии вплоть до 100 м! И это еще не вся информация. Два термометра сравнивают температуру воздуха и асфальта, а датчики ABS могут зафиксировать начало скольжения. Результатом сложных, но практически мгновенных вычислений становится сигнал водителю об опасности и допустимой скорости движения в данных условиях, который отображается прямо на ветровом стекле.В скором будущем автомобиль сам оценит дорожное полотно в смысле его сцепных свойств и выдаст предупреждающий сигнал водителю. В данном случае прибор показывает разрешенную на автобане скорость (130 км/ч), реальную (122 км/ч) и допустимую по актуальным условиям на дороге (120 км/ч).162 За рулем 03/2011