192
193
ОПЫТ АЛКОГОЛЬ И ВОЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ | МИРОВОЙСВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕЛюди, употребляющие алкоголь, попадают в аварии чаще, чем те, кто его не употребляет. Этот факт установлен Всемирной организацией здравоохранения. Причем речь идет не о вождении в состояния опьянения, а просто о любителях выпить. Как борются за трезвость в Европе и других странах мира, рассказывает Сергей Баландюк.Еще свеж в памяти скандал, разразившийся несколько лет назад вокруг российского дипломата: тот сбил в Оттаве двух женщин, одна из которых погибла на месте, другая получила тяжелые травмы. Наш возвращался с рыбалки, где крепко выпил, полагаясь на то, что дипломатическая неприкосновенность в Канаде сработает так же, как депутатская в России. Не вышло. Последовало позорное выдворение из страны, МИДа и четыре года колонии-поселения, присужденные российской Фемидой. Многочисленные исследования влияния алкоголя на вождение сводятся к одному: выпивка и автомобиль – понятия несовместимые. Сухой закон за рулем непреложен для современных автомобильных держав, а установленные нормы – лишь «органические» допуски да издержки погрешности измерительных приборов. Здесь главное – не наказать невиновного. А если уж попался за дело, то приготовься влезть в шкуру хронического алкоголика-социопата, ведь именно так воспринимают нетрезвого водителя на Западе. Столь значительная потеря ситуационного контроля, как вождение пьяным, – симптом длительного, хронического употребления алкоголя, алкоголизма.Рекомендация ЕС по введению минимальной нормы алкоголя в крови водителя – 0,05 г/100 мл. Ее придерживается большинство стран Европы. Наиболее свободный режим в Великобритании, Ирландии, Мальте и Люксембурге – 0,08 г/100 мл. Строже всех Польша, Швеция и Норвегия – 0,02 г/100 мл. Но есть страны, в которых от автолюбителя потребуют абсолютной трезвости, – это Чехия, Словакия, Румыния, Эстония и Венгрия. Методика контроля – оценка поведения на дороге и внешнего вида, «продувание» и анализ мочи, вдобавок к этому принудительная проверка крови участников крупных ДТП. То, что спиртовые пары в выдохе не всегда отражают реальное количество алкоголя в крови, хорошо известно. Поэтому желающие «просохнуть» по пути на медкомиссию могут не суетиться: в Австрии, Франции, Норвегии, Швеции, Нидерландах и Великобритании отдельная законодательная норма предусматривает наказание за наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе; водитель будет привлечен к ответственности даже в том случае, если последующее освидетельствование ничего не выявит. Для оценки состояния водителя используется и категория «сильно пьяный». В Финляндии таковымипризнают водителей с содержанием алкоголя в крови более 0,12 г/100 мл. Во Франции 0,08 г/100 мл и более – уголовное преступление, в Германии то же самое – после 0,11 г/100 мл. В подобных случаях суд может предписать принудительный реабилитационный курс лечения в наркологической клинике. Контроль за соблюдением трезвости достаточно строгий: по статистике, ежегодно 26% европейцев подвергается принудительной проверке на алкоголь, причем 11% неоднократно.ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКААЗИАТСКИЙ ПОДХОДВ Южной Корее шкала наказаний за «нарушение спортивного режима» дифференцированная: 0,05–0,09 г/100 мл – лишение прав на 100 дней, 0,09–0,10 г/100 мл – пожизненное лишение, 0,10–0,36 г либо попался три раза или более в течение пяти лет – арест. Власти Китая различают нетрезвых водителей (0,02–0,08 г/100 мл) и пьяных (более 0,08 г/100 мл). Если в первом случае дело ограничится штрафом в 500 юаней (около 76 долларов) и лишением прав на срок от одного до трех месяцев, то во втором – водителя любезно уложат проспаться, а потом препроводят под арест на 15 суток, вкатив ему попутно штраф до 2000 юаней (более 300 долларов) с лишением прав на 3–6 месяцев.АЛКОГОЛЬНАЯ АФРИКАБольше всего выпить за рулем можно в Уганде – пару-тройку бутылок пива смело. Водителя не тронут до тех пор, пока содержание алкоголя в его крови не превысит 0,15 г/100 мл. В Конго и Анголе и вовсе нет никаких ограничений.192 За рулем 03/2011 ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ И НАКАЗАНИЕ В ЕВРОПЕВ лидерах Финляндия, где проверяют 64% водителей, а также «безалкоголь­ ные» Эстония (60%) и Словакия (51%). Методики выбора цели для алкотеста следующие: остановка машин в случай­ ном порядке или каждого десятого автолибо пяти подряд через определенное время. Нередки массовые облавы. Подобная жесткая практика приносит свои плоды: в Финляндии за счет более частых проверок удалось вдвое сокра­ тить количество пьяных за рулем.В свободолюбивой Америке нормы весьма демократичны: от 0,08 до 0,10 г/100 мл – почти вдвое больше, чем в Европе. Однако и смерт­ ность выше. Исследования увязывают это именно с лояльностью к употреб­ лению алкоголя за рулем. Но чем либеральнее закон, тем жестче кара­ ется нарушение – вплоть до тюрем­ ного срока. А если по вине пьяного водителя пострадает или погибнет человек, это уже квалифицируется как убийство второй степени (с умыслом), караемое в некоторых штатах, напри­ мер Огайо, смертной казнью. Стоит один раз перейти черту и попасться, как гласит статья, за «вождение под воздействием» – клеймо алкоголика гарантировано, причем электронная отметка об этом появится не только в правах, но и в идентификацион­ ной карточке, заменяющей в США внутренний паспорт. А дальше – как в советские времена: бумага работо­ дателю и учет в местной наркологиче­ ской клинике. Чтобы вернуть права, надо пройти трехмесячный курс лече­ ния, причем пропуск хотя бы одного занятия карается повторным про­ хождением всего курса. Учитывая, что копы регулярно мониторят питейные заведения, а изощренности их дорож­ ных облав позавидует любой наш гаишник, принимать на грудь ни до, ни во время вождения здравомысля­ щему человеку не захочется. В борьбе с пьянством на дорогах мировой опыт не дает точного рецепта. Ясно одно: чем ниже порог допусти­ мого уровня алкоголя, тем меньше ава­ рийность. Неслучайно в США и Канаде активно муссируется тема снижения разрешенной нормы до 0,05 г/100 мл и ниже.На правах рекламы