ОПЫТ АЛКОГОЛЬ И ВОЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ | МИРОВОЙСВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕЛюди, употребляющие алкоголь, попадают в аварии чаще, чем те, кто его не употребляет. Этот факт установлен Всемирной организацией здравоохранения. Причем речь идет не о вождении в состояния опьянения, а просто о любителях выпить. Как борются за трезвость в Европе и других странах мира, рассказывает Сергей Баландюк.Еще свеж в памяти скандал, разразившийся несколько лет назад вокруг российского дипломата: тот сбил в Оттаве двух женщин, одна из которых погибла на месте, другая получила тяжелые травмы. Наш возвращался с рыбалки, где крепко выпил, полагаясь на то, что дипломатическая неприкосновенность в Канаде сработает так же, как депутатская в России. Не вышло. Последовало позорное выдворение из страны, МИДа и четыре года колонии-поселения, присужденные российской Фемидой. Многочисленные исследования влияния алкоголя на вождение сводятся к одному: выпивка и автомобиль – понятия несовместимые. Сухой закон за рулем непреложен для современных автомобильных держав, а установленные нормы – лишь «органические» допуски да издержки погрешности измерительных приборов. Здесь главное – не наказать невиновного. А если уж попался за дело, то приготовься влезть в шкуру хронического алкоголика-социопата, ведь именно так воспринимают нетрезвого водителя на Западе. Столь значительная потеря ситуационного контроля, как вождение пьяным, – симптом длительного, хронического употребления алкоголя, алкоголизма.Рекомендация ЕС по введению минимальной нормы алкоголя в крови водителя – 0,05 г/100 мл. Ее придерживается большинство стран Европы. Наиболее свободный режим в Великобритании, Ирландии, Мальте и Люксембурге – 0,08 г/100 мл. Строже всех Польша, Швеция и Норвегия – 0,02 г/100 мл. Но есть страны, в которых от автолюбителя потребуют абсолютной трезвости, – это Чехия, Словакия, Румыния, Эстония и Венгрия. Методика контроля – оценка поведения на дороге и внешнего вида, «продувание» и анализ мочи, вдобавок к этому принудительная проверка крови участников крупных ДТП. То, что спиртовые пары в выдохе не всегда отражают реальное количество алкоголя в крови, хорошо известно. Поэтому желающие «просохнуть» по пути на медкомиссию могут не суетиться: в Австрии, Франции, Норвегии, Швеции, Нидерландах и Великобритании отдельная законодательная норма предусматривает наказание за наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе; водитель будет привлечен к ответственности даже в том случае, если последующее освидетельствование ничего не выявит. Для оценки состояния водителя используется и категория «сильно пьяный». В Финляндии таковымипризнают водителей с содержанием алкоголя в крови более 0,12 г/100 мл. Во Франции 0,08 г/100 мл и более – уголовное преступление, в Германии то же самое – после 0,11 г/100 мл. В подобных случаях суд может предписать принудительный реабилитационный курс лечения в наркологической клинике. Контроль за соблюдением трезвости достаточно строгий: по статистике, ежегодно 26% европейцев подвергается принудительной проверке на алкоголь, причем 11% неоднократно.ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКААЗИАТСКИЙ ПОДХОДВ Южной Корее шкала наказаний за «нарушение спортивного режима» дифференцированная: 0,05–0,09 г/100 мл – лишение прав на 100 дней, 0,09–0,10 г/100 мл – пожизненное лишение, 0,10–0,36 г либо попался три раза или более в течение пяти лет – арест. Власти Китая различают нетрезвых водителей (0,02–0,08 г/100 мл) и пьяных (более 0,08 г/100 мл). Если в первом случае дело ограничится штрафом в 500 юаней (около 76 долларов) и лишением прав на срок от одного до трех месяцев, то во втором – водителя любезно уложат проспаться, а потом препроводят под арест на 15 суток, вкатив ему попутно штраф до 2000 юаней (более 300 долларов) с лишением прав на 3–6 месяцев.АЛКОГОЛЬНАЯ АФРИКАБольше всего выпить за рулем можно в Уганде – пару-тройку бутылок пива смело. Водителя не тронут до тех пор, пока содержание алкоголя в его крови не превысит 0,15 г/100 мл. В Конго и Анголе и вовсе нет никаких ограничений.192 За рулем 03/2011 ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ И НАКАЗАНИЕ В ЕВРОПЕВ лидерах Финляндия, где проверяют 64% водителей, а также «безалкоголь ные» Эстония (60%) и Словакия (51%). Методики выбора цели для алкотеста следующие: остановка машин в случай ном порядке или каждого десятого автолибо пяти подряд через определенное время. Нередки массовые облавы. Подобная жесткая практика приносит свои плоды: в Финляндии за счет более частых проверок удалось вдвое сокра тить количество пьяных за рулем.В свободолюбивой Америке нормы весьма демократичны: от 0,08 до 0,10 г/100 мл – почти вдвое больше, чем в Европе. Однако и смерт ность выше. Исследования увязывают это именно с лояльностью к употреб лению алкоголя за рулем. Но чем либеральнее закон, тем жестче кара ется нарушение – вплоть до тюрем ного срока. А если по вине пьяного водителя пострадает или погибнет человек, это уже квалифицируется как убийство второй степени (с умыслом), караемое в некоторых штатах, напри мер Огайо, смертной казнью. Стоит один раз перейти черту и попасться, как гласит статья, за «вождение под воздействием» – клеймо алкоголика гарантировано, причем электронная отметка об этом появится не только в правах, но и в идентификацион ной карточке, заменяющей в США внутренний паспорт. А дальше – как в советские времена: бумага работо дателю и учет в местной наркологиче ской клинике. Чтобы вернуть права, надо пройти трехмесячный курс лече ния, причем пропуск хотя бы одного занятия карается повторным про хождением всего курса. Учитывая, что копы регулярно мониторят питейные заведения, а изощренности их дорож ных облав позавидует любой наш гаишник, принимать на грудь ни до, ни во время вождения здравомысля щему человеку не захочется. В борьбе с пьянством на дорогах мировой опыт не дает точного рецепта. Ясно одно: чем ниже порог допусти мого уровня алкоголя, тем меньше ава рийность. Неслучайно в США и Канаде активно муссируется тема снижения разрешенной нормы до 0,05 г/100 мл и ниже.На правах рекламы