156
157
ПОДВЕСКА ДВИГАТЕЛЯ ТЕХНИКА | ЛИКБЕЗВИБРОМАССАЖ В ЦЕНУ НЕ ВХОДИТБольшинство двигателей при работе ведут себя отнюдь не тихонями. Геннадий Емелькин объяснит, как инженеры борются с неприятными вибрациями и шумом.Силовой агрегат крепится к кузову на эластичных опорах. Они поглощают вибрации, чтобы те не передавались на кузов и не становились источниками неприятного шума в салоне. Кроме того, опоры защищают мотор от резких ударов, когда машина движется по неровной дороге. Наиболее распространенный и дешевый вариант – резинометаллические опоры. Название говорит само за себя: две пластины и резиновая проставка между ними. Иногда для большей жесткости внутри подушек устанавливают пружины, а для смягчения ударов – буферы. Такие довольно простые элементы эффективно гасят колебания далеко не во всем рабочем диапазоне двигателя. Более гибко реагируют на изменение оборотов гидравлические опоры. Их характеристики демпфирования адаптируют под два режима: первый – когда двигатель работает на холостом ходу, второй – когда автомобиль движется. На минимальных оборотах коленвала для эффективного гашения колебаний подушка должна быть мягкой. С ростом оборотов при движении автомобиля увеличивается амплитуда колебаний – в этом случае надо, чтобы подвеска двигателя стала жестче.Принципом действия гидроопора напоминает обычные амортизаторы. Колебания гасит рабочая жидкость, перетекающая из одной камеры в другую. Они заполнены пропиленгликолем (в народе – антифриз). При малых перемещениях силового агрегата (работа мотора на холостом ходу) колебания сглаживает подвижная мембрана – мягкая опора демпфирует вибрации двигателя, передаваемые на кузов. Растут обороты коленвала и скорость – вместе с ними увеличивается и амплитуда колебаний. Мембрана уже не справляется с возросшей нагрузкой, и в работу вступает дроссельное устройство. Под давлением жидкость через его каналы перетекает из верхней камеры в нижнюю – жесткость и энергоемкость опоры увеличиваются. Гидроопоры для каждой модели двигателя настраивают отдельно. Рабочую характеристику задают, изменяя диаметр и длину канала дросселирующего устройства. Современные конструкции и точная настройка в некоторых случаях позволяют даже отказаться от балансирных валов, устанавливаемых в неидеально уравновешенные двигатели, чтобы снизить вибрации и шум. Существуют варианты «подушек» с электроннымконтролем, они сложнее по конструкции, зато быстрее реагируют на изменения режимов. Для примера возьмем опоры с электровакуумным приводом. Блок управления двигателем получает информацию с датчика положения коленвала, учитывает скорость автомобиля и подает питание на электромагнитный клапан трубопровода, идущего от впускного коллектора к опоре. Появившееся разрежение вытягивает мембрану демпфера и открывает канал, по которому жидкость при возникающих колебаниях двигателя практически беспрепятственно перетекает из верхней камеры в нижнюю – в этом случае подушка мягкая. Поднялись обороты двигателя, автомобиль тронулся с места – электроника перекрывает вакуумный канал и соединяет его с атмосферой. Разрежение в опоре падает, под действием атмосферного давления мембрана поднимается вверх и запирает отверстие между верхней и нижней камерами. Единственный оставшийся у жидкости путь – через спиральные каналы дросселирующего устройства. При этом сопротивление растет, соответственно жесткость подушки увеличивается, что позволяет эффективно противостоять вибрациям большейабПринцип работы современной гидро­ опоры с механиче­ ским управлением: а) на холостом ходу, опора мягкая; б) в движении, опора жесткая. Позиции: 1 – нижняя (расширительная) камера; 2 – дрос­ селирующий канал; 3 – верхняя (рабочая) камера; 4 – подвиж­ ная мембрана; 5 – корпус гидроопоры; 6 – канал демпфи­ рующей жидкости.156 За рулем 03/2011 абПринцип работы гидроопоры с электронным управлением: а) на холостом ходу, опора мягкая; б) в движении, опора жесткая. Позиции: 1 – мембрана демпфера; 2 – нижняя (расширительная) камера; 3 – дросселирующий канал; 4 – верхняя (рабочая) камера; 5 – корпус гидроопоры; 6 – спиральный канал дроссельного устройства; 7 – штуцер для подачи разрежения.амплитуды – например, при движении по неровной дороге. Существует аналогичная конструкция с электронным управлением, но без вакуумной магистрали. На минимальных оборотах канал, соединяющий воздушную полость подушки с атмосферой,открыт. При колебаниях силового агрегата рабочая жидкость свободно перетекает из верхней камеры в полость над воздушным каналом и обратно. При этом мембрана легко прогибается и вытесняет излишки воздуха наружу. Во время движения электромагнитныйклапан перекрывает канал, соединяющий воздушную полость с атмосферой. Резиновая мембрана воздушной камеры перестает прогибаться, и жидкость начинает просачиваться из верхней полости в нижнюю через дросселирующее устройство.На правах рекламы