228
229
СПОРТ | КАМАЗ‑4326 VKВЫИГРЫШНЫЙ ВАРИАНТУспех российских грузовиков на «Дакаре» ожидали – на гонку камазовцы привезли обновленную модель, уже побывавшую на подиуме «Шелкового пути». С победителем воочию познакомился Максим Гомянин. Фото автора и КамАЗ.Спортивная база «КамАЗ-Мастер» напомнила операционную. Вхожу в «шлюз», он же мойка, и только затем попадаю в поразительно чистый цех, где собирают гоночные грузовики. Здесь – место рождения грузовика КамАЗ-4326 VK. Новинка заметно отличается от прежних моделей. Для лучшей развесовки кабину максимально сдвинули назад, предварительно опробовав такое решение на опытном экземпляре. Отзывы гонщиков подтвердили верность концепции: машина стала послушнее в управлении. Правда, ради этого пришлось, по сути, заново компоновать автомобиль. Еще один постоянный объект внимания – подвеска. В прошлом году реактивные штанги нещадноИНОХОДЕЦстрадали от летевших в них камней, потому толщину их стенок увеличили. В условиях гонки ломались даже мощные мосты – в новой машине применили импортные узлы «Сису» меньшего веса. А вот барабанные тормоза, как и раньше, собственного производства. Основательно потрудились над освещением – галогенные фары заменили биксеноновыми. Но установили их не в бампере, как на рестайлинговой гражданской машине (их хватило бы на считаные километрымарафона), а на кабине. Еще выше смонтирована дополнительная «люстра». Но даже при таких прожекторах гонщикам все равно хочется больше света. Помня опыт предыдущих «дакаров», выхлопные трубы перенесли в корму – чтобы отработавшие газы не грели задние тормозные механизмы и колеса. Пилоты рассказали, что новый КамАЗ обладает совершенно особенным характером. По управляемости онНа боевой машине установлены трехлистовые рессоры. Они легче, да и риск поломки ниже. В середине гонки их принудительно меняют. Двухтрубные амортизаторы выдерживают весь «Дакар». Похожие стойки теперь устанавливают и на военную спецтехнику КамАЗа.Брызговики на дистанции марафона – расходный материал. Но они необходимы по соображениям безопасности. Из-под колес грузовика тяжелые камни летят, как из пращи. Выше – траки для вызволения машины из песка.Боевые машины берут на борт несколько запасок из расчета: два дня – два колеса. В замене пробитого участвуют все три члена экипажа. Рекорд переустановки – 7,5 минуты.228 За рулем 03/2011 похож не на грузовик, а скорее на большой легковой вседорожник. После прыжков его поведение более предсказуемо, да и стабилизировать машину стало легче.КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПУСТЫНЮВажную роль в гонках играет давление в шинах – камазовцы уделяют ему особое внимание. Обычный диапазон давления в условиях ралли-рейда – от 2 до 7 атмосфер. На шести-семи едут по трассе с твердым покрытием, позволяющим развить высокую скорость. Четыре-пять – самое ходовое давление на извилистом пути. Три-четыре – подходит для ухабистой песчаной дороги. Самый низкий диапазон – от 2 до 3 атмосфер. При таком давленииколеса выглядят почти спущенными, но позволяют преодолевать тяжелые пески. «Перед штурмом песчаных дюн важно угадать давление и вовремя включить межосевую блокировку, – говорит победитель «Дакара» Владимир Чагин. – Остальное зависит от пилота. В песках чувство автомобиля должно быть гораздо острее, чем на любом другом покрытии». Но не только песок выступает злейшим соперником гонщика – трасса ралли-марафона так же щедра на ямы и промоины. Некоторые крупные препятствия прописаны в легенде, но при обгонах экипаж часто съезжает с траектории, а вот здесь уже терра инкогнита. Бывало, на пути возникали ямы длиной до 3–4 метров и глубиной до двух, тут единственный способ спасти машину и уберечь людей – прыжок! При приземлении ударныенагрузки на позвоночник довольно жесткие, поэтому сиденья подбирают для каждого пилота индивидуально. Они не должны быть ни тесными, ни слишком просторными. Учитывают и тот факт, что спортсмены проводят в них по 8–12 часов в сутки. По каждому автомобилю ведут статистику, отмечая все мелкие и крупные неисправности. Затем их обсуждают с инженерами. Важно, чтобы проблема, возникшая хоть раз, никогда больше не повторилась. Ведь один из факторов хорошего результата – отсутствие простоя в ремонте. Сейчас основное направление совершенствования автомобиля – снижение его массы не в ущерб надежности. И если конструкторы справятся со своей задачей, догнать российские тяжелые вседорожники станет еще труднее.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ«КамАЗ­4326 VK»ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры: длина×ширина×высота, мм 7220×2400×3180 Колесная база, мм 4300 Наибольший преодолеваемый подъем,% 36 Максимальная скорость, км/ч 165 Радиус поворота, м 11,3 Объем топливного бака, л 1000 ДВИГАТЕЛЬ: дизельный с наддувом ЯМЗ‑8463.10‑07, 18,47 л, 624 кВт/850 л.с. при 2500 Н·м. ТРАНСМИССИЯ: полноприводная, М16, механическая двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом.Компактные биксеноновые фары пришли на смену галогенным большего размера.Рестайлинг, проведенный заводом, отра­ зился и на гоночном грузовике – теперь здесь панорамное ветровое стекло.Набор из шести ксеноновых прожекторов Hella модели Rallye 4000 на гоночном сленге называется «люстрой». Ее дальнобойность примерно 450 метров.За рулем 03/2011 229