180
181
182
184
ПРИВОД С МУФТОЙ «ХАЛДЕКС» ТЕХНИКА | ПОЛНЫЙДВУМЯ ПИШЕМ, ДВА В УМЕШвеция открыла миру не только Карлсона. В автомобильном мире столь же известно и другое имя – «Халдекс». С тем, который живет в трансмиссии, вас познакомит Максим Сачков. Фото автора и «Шкоды».Это название шведской фирмы, выпу­ скающей автомобильные компоненты, в том числе многодисковые сцепления, или, как их еще называют, муфты с электронным управлением. Задача узла – превращать автомобиль с двумя ведущими колесами в полнопривод­ ный, причем быстро и при необходи­ мости. Равных «Халдексу» в этом деле еще надо поискать. Недаром десяток крупных автопроизводителей закупает эти узлы для своих полноприводных моделей, а заводы шведской компании разбросаны по всему миру. Хороший повод узнать все о «Хал­ дексе» подбросила фирма «Шкода», организовавшая тест моделей 4×4. Как и у многих других автомобилей,ХАЛДЕКС И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ!в трансмиссиях чешских машин такая муфта следит за распределением тяги между передними и задними колесами.ВЯЗКИЙ МОМЕНТДо появления «Халдекса» для авто­ матического подключения второй оси использовали вискомуфты. В герме­ тичном корпусе, заполненном особой жидкостью, расположены пакеты ведо­ мых и ведущих дисков. При движении по твердому покрытию те и другие, естественно, вращаются с одинаковой скоростью. При пробуксовке жидкость нагревается, густеет и сцепляет диски между собой – крутящий момент начи­ нает перетекать на два других колеса. Вроде бы все логично и четко, но есть один существенный нюанс.Вискомуфта «распознает» только сам факт проскальзывания, но не причину. Иными словами, ориентируется только на пробуксовку колес, не отслеживая скорость автомобиля, поведение в повороте, ускорения или торможе­ ния. Чтобы сделать полный привод более вдумчивым, позвали на подмогу электронику – так появился интеллек­ туальный «Халдекс». Конструктивно электрогидрав­ лическая муфта похожа на вязкост­ ную. Те же ведущие и ведомые диски, только в «Халдексе» их не склеивает жидкость, а сжимают гидравлические приводы, которыми управляет ком­ пьютер. Такой узел позволяет точнее дозировать тягу по осям, его проще подружить с электронными системами.180 За рулем 04/2011 Например, электрогидравлическая муфта отключает задние колеса при торможении (вискомуфта этого делать не могла), чтобы не мешать ABS. А при срабатывании ESP «Халдекс» играет крутящим моментом, чтобы быстрее вернуть машину на заданную траекторию. Устройство привода задней оси с муфтой «Халдекс»: 1 – блок управления полным приводом; 2 – входной вал; 3 – пакет дисков муфты; 4 – ведущая шестерня главной передачи; 5 – ведомая шестерня главной передачи; 6 – дифференциал; 7 – масляный картер.3 4Впервые «Шкода» установила полный привод в 1940-х на «Супербе-3000». А в середине прошлого десятилетия первой из возрожденных «шкод» формулу 4×4 с муфтой «Халдекс» получила «Октавия». Причем сразу агрегат второго поколения, который, впрочем,562 17Когда пробуксовывают все четыре колеса, электроника делит крутящий момент равномерно между всеми ведущими. Кроме того, современные автоматические системы полного привода не боятся диагональных вывешиваний. Имитируя тормозными механизмами блокировку межколесных дифференциалов, блок управления может передать на одно колесо до 85% крутящего момента.На правах рекламыСМЕНА ПОКОЛЕНИЙ ПРИВОД | ПОЛНЫЙ С МУФТОЙ «ХАЛДЕКС»не сильно отличался от первого «Халдекса» и по конструкции, и по принципу действия. Тот же пакет дисков, рабочее давление в системе создает механический насос, лишь немного иначе расположены электрические и гидравлические компоненты. Модернизация положительно отразилась на эксплуатационных качествах. После установки муфты отпала необходимость регулировать редуктор, а из-за большего объема заливаемогомасла увеличились интервалы между его заменами. Муфта «Халдекс III» (кстати, на «шкоды» этот агрегат не устанавливали) – первый шаг к полностью независимому управлению задней осью. Главное отличие от предшественников – более мощный электронасос, способный кратковременно развивать необходимое для сжатия дисков давление, пока в действие не вступит механический насос. Получая информациюот датчиков поворота руля, скорости колес или положения педали газа, «Халдекс» передает на заднюю ось крутящий момент раньше, чем передние колеса забуксуют. Благодаря этому проще удержать автомобиль на траектории да и меньше работы системам стабилизации и электронному дифференциалу. Эти три поколения уже стали историей – на нынешних «йети», «октавиях», «супербах» установленПринцип действия у всех «халдексов» одинаковый. Входной вал многодисковой муфты жестко связан с карданным валом, передающим крутящий момент от двигателя, выходной – с главной передачей задней оси. Если возникает пробуксовка, то привод сдавливает пакет дисков, муфта блокируется и на заднюю ось перетекает крутящий момент. Приводы многодисковой муфты в движение приводит гидравлика. У первого «Халдекса» (рис. а; друг от друга схемы для второго и третьего поколений принципиально не отличаются) рабочее давление в системе создает механический насос. Его поршни прижаты к поверхности ступицы с несколькими фигурными выступами. При пробуксовке колес входной и выходной валы начинают вращаться друг относительно друга. Кулачки ступицы толкают поршни, рабочее давление нарастает, и диски сжимаются. Дополнительный электронасос включается при пуске двигателя и создает лишь начальное давление, чтобы привести насосы и приводы в состояние боевой готовности. Рабочим давлением, с которым жидкость сжимает диски, управляет регулировочный клапан. Когда он закрыт, давление максимальное и диски плотно прижаты друг к другу. Электроника может немного приоткрыть клапан, тогда диски входного и выходного валов будут пробуксовывать друг относительно друга и лишь часть крутящего момента пойдет на вторую ось. Клапан открыт – гидравлическая хватка ослабла, связь между дисками разомкнута. У «Халдекса» четвертого поколения (рис. б) на диски тоже воздействует жидкость, только механический насос отправлен в отставку, а рабочее давление в одиночку создает электронасос. Отпала необходимость во множестве клапанов, остался, по сути, один – регулирующий рабочее давление. Управляя им, электроника выставляет нужное усилие, с которым привод сжимает пакет дисков.КАК УСТРОЕН «ХАЛДЕКС»aб1 – многодисковая муфта; 2 – выходной вал; 3 – фигурная ступица; 4 – рабочий насос; 5 – входной вал; 6 – ограничительный клапан; 7 – регулировочный клапан; 8 – серво­ двигатель; 9 – гидроаккумулятор; 10 – электронасос; 11 – масляный картер; 12 – фильтр; 13 – привод муфты; 14 – блок управления.182 За рулем 04/2011 ПРИВОД | ПОЛНЫЙ С МУФТОЙ «ХАЛДЕКС»«Халдекс IV». С предшественниками его роднит принцип действия, но гидравлическая схема существенно проще. Наряду с компактностью и небольшой массой самый современный «Халдекс» быстрее реагирует на то, как меняется сцепление колес с дорогой, и перекидывает момент на заднюю ось. Таким автомобилем проще и безопаснее управлять. В этом я и сам убедился на тесте полноприводных «шкод». «Халдекс» вкупе с прекрасно настроенным шасси вызывает исключительно положительные эмоции, причем как на бездорожье, так и на ровном асфальте. Поговаривают, на «шкодах» следующего поколения появится пятый «Халдекс». Наверное, есть еще что улучшить? Пусть сделают, а мы попробуем.При хорошем сцеплении с дорогой на передние колеса приходит по 48% крутящего момента и лишь по 2% – на задние. Если передние колеса проскальзывают, то «Халдекс» может перекинуть до 90% крутящего момента на заднюю ось.КТО ВЫБИРАЕТ «ХАЛДЕКС»?В Россию «Шкода» поставляет полнопривод­ ные версии кроссовера «Йети», универсала«Октавия» и версии «Октавия Скаут», воору­ женные бензиновыми и дизельными мото­ рами. До начала лета на наш рынок начнут поставлять и «Суперб» со всеми ведущимиколесами – в вариантах хэтчбек и универсал. Наряду с чешской маркой к нам везут и другие автомобили с муфтой «Халдекс» в трансмиссии (см. фото).«Ауди»: ТТ, А3 «Форд»: «Куга»«Бугатти»: «Вейрон» «Опель»: «Инсигния»«Кадиллак»: BLS, STS, SRX «Ленд-Ровер»: «Фрилендер»СААБ: 9-3, 9-5«Вольво»: S40, V50, S60, V70, XC60, XC70, XC90, S80«Фольксваген»: «Гольф», «Пассат», «Тигуан», «Кэдди»184 За рулем 04/2011