266
267
268
270
БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕЕДУ В МАГАДАНПо телевизору объявили, что федеральная трасса «Колыма» стала круглогодичной. «Не может быть! – воскликнул Андрей Леонтьев и с командой единомышленников осенью прошлого года отправился в дальний путь на обычных городских автомобилях.Водные преграды трассы «Колыма» составляли главное препятствие на пути в солнечный город. Именно из-за бурлящих, глубоких и пугающих потоков, через которые не было мостов, Магадан оставался заповедной зоной. Теперь все о'кей? В караване три автомобиля. Хэтчбек «Мазда-3» с механикой и седан той же модели с автоматом, оба с 2-литровым мотором, а третьим был проверенный в полярных и сибирских боях пикап «Мазда BT-50» (он вез запас колес и сендтраки). По прогнозам, в сентябре температура на всем пути плюсовая, без существенных осадков. Понадеялись – оставили летние шины. Из Москвы выезжали при +18 °C…ЗИМА НЕ ЗА ГОРАМИВ Чите к нам подошел европейского вида человек с добрыми глазами, сильно небритый. Оказалось, поляк, едет на «Гелендевагене» из Магадана. Польского коллегу мы готовы расцеловать, ведь он обладает самой свежей информации с трассы. Говорит, телик по традиции выдал желаемое за действительное: на деле стройку еще не свернули. Работа кипит. Но насколько преуспели строители и может ли их активность помешать нам пробиться к Магадану? Ответ неутешителен. Примерно тысячу километров, по словам поляка, даже трудно назвать дорогой. Теоретически, дескать, все возможно, но только – молитесь, ребята!Не отступать же, ведь позади немалые 8000 км, пусть и хороших дорог! Асфальт кончился сразу после города Сковородино, стоило съехать с трассы «Амур» на «Лену». Теперь по М56 едем прямо на север. Через сотню километров от поворота попали в зиму: легкий морозец, красный закат, лед в лучах фар блестит. На подъезде к Тынде снова появился асфальт, корявый, волнистый, но сухой. Кончился он так же неожиданно, как и начался. Зато началась Якутия. И настоящая зима. Метет так – не то что снимать, выйти страшно: со снегом едва справляются дворники. Кстати, в этот самый момент в Якутске (до него 1000 км на север) было266 За рулем 04/2011 +22 °C! Для здешних мест такие перепады – норма. Едем сквозь ночь и пургу, на ощупь, по гравийке, которая периодически кусается высокими камнями и хватает за колеса ямами в четверть метра. И конца этому не видно. Но через несколько часов хода случилось чудо: мы вновь вернулись в лето: +17 °C и птички поют. Только обрадовались перемене, как тут же настроение упало – пробили первое колесо. А на трассe «Колыма», которая должна привести нас в Магадан, снова, вопреки всем прогнозам, началась настоящая зима. За завтраком в придорожном шалмане слушаем скептические реплики местных водил:«До Магадана? На летней резине, без полного привода? Что, клиренс 12 сантиметров? Не смешите». Но мы спешим вперед. Через несколько километров начинается колея от грузовиков – замерзшая, злая. Мороз – и беда, и наше спасение. Начинаем триал на «маздах». Главное – аккуратно ползти по верхушкам подмерзшей колеи. Если колесо сорвется в нее, никакой, даже самый стремительный домкрат не поможет, а дергать тросом – рискуешь оторвать что-нибудь снизу… Каких-то несколько часов такого трофи-рейда, и начинается сносная гравийка федеральной (!) трассы. А снег валит рождественский. И вдруг навстречу из пеленывыруливает полноприводный минивэн «Субару» с 49-ми номерами. Магаданский! Водитель выдержал допрос с пристрастием. Оказалось, ждать пощады нам ни от природы, ни от дорожников не стоит. Снег валит до самого Магадана – почти на 2000 км! Но самое неприятное, что строители, отрапортовав об открытии сквозного движения от Якутска до солнечного города на море, только сейчас начинают сыпать крупный камень – подушку будущей дороги и вести взрывные работы. А впереди еще переправа через реку Алдан. Причем следующий паром пойдет нескоро – только утром… После скромного ужина засыпаем в машинах. Ветер стих. Снег перестал. Идиллия.За рулем 04/2011 267 | ПУТЕШЕСТВИЕРазгрузка машин с парома через Алдан прошла уже мирно. Из зимы в осень и обратно, и всё на штатной летней резине и пижонских литых дисках. Вот идеальный транспорт для Севера! Только пока очень дорогой в эксплуатации, автомобиль дешевле будет.Едва мы свернули на трассу «Лена», попали в настоящую зиму. Хотя в Европе была ранняя осень…НА ШТУРМ!Утром открыли глаза – а берег усеян машинами, причем с десяток «буханок» стоят по ступицы в Алдане, оказавшись сильно впереди нас. Еще пара таких же пробивалась к берегу, оттирая соседей бортами и бамперами. Крошились зеркала, ошметки краски и шпаклевки летели на камни. «Вы что, – обращаюсь к якуту в «буханке», – спятили, что ли, все?!» – «Да ты не местный, смотрю. Предпоследний паром уходит! А там, пока лед не станет, два месяца дороги не будет». Через несколько минут мы всетаки оказываемся на палубе парома – пожалели местные москвичей на новых машинах. Замерзнут – пропадут. Хотя, оказалось, зря шоферы так отчаянно сражались: поместились все да еще шесть свободных мест осталось. Зимой переправа через Алдан занимает минут пять – переехал речку по льду, и всё. Сейчас – пару часов. Паром часа полтора пыхтит против течения, потом еще куда-то в сторону. Выгружаемся без проблем. Сюда зима, похоже, уже пришла всерьези надолго – минимум до конца мая. А на пути уже начинают попадаться мертвые деревни – сколько их еще там, впереди, ближе к Магадану… Только то будут брошенные прииски, а отсюда ушли оленеводы. Поголовье оленей падает, выращивать рогатых становится невыгодно. Вот уже и Верхоянский хребет нарисовался нереальной декорацией, фантастическим задником, и кажется, за ним – край света. Позади поселок Теплый Ключ и последняя заправка до Усть-Неры. Что нам тут обещали насчет сквозного движения? Мостов новых на трассе «Колыма» построили немало, но остались и старые деревянные, постройки 1940-х годов: этив аварийном состоянии. Об опасности предупреждают плакаты и рекомендуют… объезды вброд. Поскольку на «маздах» даже съехать к реке не можем, внимательно изучаем эти самые деревяшки. Абсолютно везде находим следы грузовиков. Местные мужики плевали на все запреты и перелетают пропасти по гнилым доскам, зажмурившись и утопив педаль газа в пол. Пришлось рискнуть и нам. А впереди самое страшное место на трассе: Желтый и Черный Прижимы. Стена, узкая терраса якобы дороги, откос. Был бы под колесами хоть снег – так нет, голый лед! А терраса петляет по скале, с приличным уклоном. Ползем, взмокнув от страха и одновременно восхищаясь видомЗА 28 ДНЕЙ АВТОМОБИЛИ ПРОШЛИ 13 800 КМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО АСФАЛЬТОВЫМ ДОРОГАМ ОКОЛО 8000 КМ. ЗАТО ПРЕОДОЛЕЛИ БОЛЕЕ ДЕСЯТКА ГОРНЫХ ПЕРЕВАЛОВ, ДВА БРОДА, ТРИЖДЫ ПЕРЕПЛЫВАЛИ РЕКИ НА ПАРОМАХ. ЕЩЕ МЕСЯЦ АВТОМОБИЛИ ДОБИРАЛИСЬ ОБРАТНО В МОСКВУ: СНАЧАЛА ИХ ВЕЗЛИ МОРЕМ НА КОРАБЛЕ ДО ВЛАДИВОСТОКА, ПОТОМ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.268 За рулем 04/2011 | ПУТЕШЕСТВИЕЗдесь свой уклад, своя экзотика. Или это только нам кажется экзотикой?На Севере следы разрухи видны на каждом шагу. Когда-то сюда вернется жизнь?Да не просто работают – носятся с устрашающей скоростью по обледенелой узкой дороге… Так что предупреждение к месту. Мы доехали! дикого ущелья. Первозданная красота! Полноприводный КрАЗ с полуприцепом, ползущий навстречу, вызывает легкую панику: как разъезжаться? На наше счастье, нашлась импровизированная площадка на обрыве, где три машины приткнулись бампер к бамперу. Тяжеловоз прополз мимо вверх, тяжело дыша на первой передаче. Как ездят тут эти отважные люди?! Сейчас по календарю еще осень, но впереди зима и совсем рядом полюс холода: в декабре бывает до –70 °C. Ужас! А мы едем в самом начале октября, и градусник фиксирует за бортом –27 °C. Снег за Прижимами кончился, морозы, правда, остались. Идем веселее – 40 верст в час. Горочка небольшая впереди. Что-то екнуло, притормозил чуть… и летим вниз, оторвавшись всеми четырьмя колесами. Бац! Плашмя приземлились на камни, лежим. Стоп, машина! Вышли. Колеса земли не касаются. В рацию успели проорать тем, кто сзади, – они остановились. Смотрим, к нам бегут. Оказывается, это еще один брод, пересохший, слава Всевышнему. Но ни знаков, ни тем более моста… И правда, зачем эти предосторожности на федеральной трассе, по которой отрыли сквозное движение? Блицосмотр показал, что ухнулись мы на дно ручья на редкость удачно: ничего не пробили, только бампер треснул чуть. Снимаем машину с камней домкратами – поехали! Дивимся прочности «Мазды». Еще пара серпантинов, сотня километров пылищи от гравийки, заботливо пройденной грейдером (везде бы так!), – и перед нами новый участок федеральной трассы. Он больше похож на танковый полигон: 15 км битого камня, каждый размером с наши полколеса. Этот участок ползли пять часов. Наконец вкатываемся в Усть-Неру, столицу Оймяконского улуса. Валимся с ног и засыпаем в местном отеле, похожем на общагу. Нам-то он кажется раем… По голому льду (помним, какие у нас шины!) ползем от одного перевала до другого со скоростью черепахи. С рассветом взбираемся на мост через великую речку Колыма. До Магадана мы добрались только потому, что были крайне осторожны. И наверное, поэтому нам сопутствовала удача. Путешествовать на легковых машинах, конечно, рискованно, даже на таких надежных, как «Мазда». Пожалуй, больше я не отважился бы в такой поход, тем более под бравурные репортажи ТВ. Но – все хорошо, что хорошо кончается. И не было в тот момент для нас лучшей награды, чем оказаться на берегу Охотского моря – в незамысловатом внешне, но ухоженном и каком-то человечном городе Магадане. Надеемся, им смогут полюбоваться и другие рядовые путешественники, но лет эдак через пять. Вот тогда можете поверить отчету ТВ.270 За рулем 04/2011