68
70
72
74
LEXUS CT 200h АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯКОНЕЦ СВЕТАС моделью СТ 200h фирма «Лексус» шагнула в гольф-класс – аксиома. Успех обеспечен? Требуется доказательство, считает Михаил Гзовский. Фото автора и «Лексус».Еще каких-то пару лет назад сложно было представить, что японцы вторгнутся с гибридом в компакт-класс. А я вот разглядываю салон первого и пока единственного небольшого электробензинового «премиума». Премиум-класс – это прежде всего качество. Полированный металл дверных ручек холоден, аромат кожи приятно щекочет ноздри, податливые пластики так и хочется трогать, удобное и цепкое водительское кресло быстро подгоняю под себя восемью электроприводами. Опускаю стекло – оно автоматически замедляется на последних 150 мм хода, беззвучно прячась в двери. Шик! А это что за штука на консоли? Кладу руку на джойстик Remote Touch, работающий по принципу компьютерной мыши, и перемещаюсь по меню аудиосистемы, навигации, климатконтроля, телефона и настройкам машины. Подтверждение команды – нажатием клавиши под большим пальцем. Все просто и интуитивно понятно. Навигация обучена русскому и готова вести вас в родные пенаты хоть отсюда, из Португалии. Еще одна непременная составляющая элитного уровня – комфорт. Спроектированная специально для CT 200h передняя подвеска типа «Мак-Ферсон»на подрамнике и задняя двухрычажка дают высокую плавность хода. Не экономили и на звукоизоляции. Коэффициент лобового сопротивления – 0,28, шума набегающего потока не слышно даже на высокой скорости. Управляется гибрид неплохо (передаточное число рулевого механизма 14,6:1, число оборотов руля от упора до упора всего 2,7). Электроусилитель с переменным коэффициентом, пожалуй, лучший во всей модельной линейке «Лексуса» по части обратной связи. Сиденья расположили низко, высоковольтную аккумуляторную батарею спрятали под полом багажника в пределах колесной базы; капот, пятую дверь и усилители бамперов изготовили из алюминия. Как следствие, центр тяжести расположен близко к дороге, что способствует невеликим кренам в поворотах. В основе СТ 200h хорошо знакомая владельцам «Тойоты-Приус» силовая установка суммарной мощностью 136 л.с., передающая момент на передние колеса. Как и все гибриды японского концерна, CT позволяет двигаться лишь на электротяге. Это принципиальная позиция «Тойоты»: ранним утром машина беззвучно и с нулевым выхлопом выбирается из гаража и катит по сонным кварталам, никомуне мешая. В моих руках СТ прошелестел со скоростью 40 км/ч пару километров, удивляя прохожих, прежде чем пустил бензиновый мотор. Как и у владельца «Приуса», у тех, кто заинтересуется СТ 200h, есть выбор между чисто электрическим, экономичным, стандартным и спортивным режимами (EV, Eco, Normal и Sport). Про первый уже сказал. Во втором электроника минимизирует расход энергии: учтено даже энергопотребление климат-контроля, не говоря уже про обороты коленчатого вала и настройки подачи топлива в ответ на нажатие педали газа. Кручу кольцо контроллера на консоли и перевожу машину в «нормал». Теперь хэтчбек не столь зажат, хотя перед глазами водителя по-прежнему электронный эконометр, докладывающий, насколько энергосберегающий у вас стиль вождения. Пробую «спорт»: на месте эконометра возникает тахометр, голубую подсветку сменяет алая. Чувствую – СТ 200h ускоряется заметно быстрее, усилие на руле возрастает, позже срабатывает система стабилизации. Но даже сейчас разгон «Лексуса» далек от того, который принято считать спортивным, и сопровождает его невеселый голос мотора, зависшего68За рулем 04/2011 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ LEXUS CT 200hВ отделке салона младший «Лексус» ничем не уступает уровню старших моделей. Места впереди много, сзади – достаточно. С переходом из экономичного и стандартного режимов в спортивный изменяется оттенок подсветки и вид приборного щитка.Для перемещения по меню водитель использует джойстик Remote Touch на консоли и несколько кнопок.на оптимальных оборотах. У машины есть интересные особенности. Режим трансмиссии B, рассчитанный на торможение двигателем при спусках, малоэффективен. Показания тахометра… фикция. Они не привязаны напрямую к оборотам коленчатого вала, а лишь дают общее представление о том, что происходит с потоком мощности, – в этом признались и японские инженеры. То, что легко простить «ТойотеПриус», вызывает вопросы, если на руле красуется логотип «Лексуса». «Не станет ли неторопливый разгон сдерживающим фактором для потенциальных покупателей?» – допытываюсь у японцев. Ответ категоричен: «Ничуть!».Ведь гибриды сегодня в моде, по крайней мере в Европе и США. А потенциальная аудитория машины следит за модой – это люди 25–35 лет. По мнению создателей СТ 200h, среди их клиентов немало тех, для кого забота об окружающей среде важнее динамических показателей. Кроме того, с выбросом CO2 в 87 г/км автомобиль подпадает под налоговые льготы во многих странах Европы. Увы, не в России. Наконец, существует и мода технологическая. Представьте – приехали вы к другу и заявляете: «Экономлю я, брат, электричество. Вот купил CT 200h. В нем 89 светодиодов для внешнегоосвещения: 46 в передних фарах, 8 в повторителях поворота в наружных зеркалах. Ах да, чуть не забыл – еще 35 в фонарях. Даже усилитель аудиосистемы энергосберегающий, на 26% легче и расходует на 50% меньше электричества. Ну а что у тебя нового, ксенон не перегорел пока?». Шутки шутками, но все же: какую реальную выгоду для воздуха и кошелька дает автомобиль? По-английски аббревиатура СТ звучит как «сити», то есть город. Смысл этого названия становится ясен, если взглянуть на расход топлива: в городе и за городом одинаковый. Особенно заметен эффект в мегаполисах, когда70За рулем 04/2011 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ LEXUS CT 200hмашина чаще стоит в пробках. Для примера на пресс-конференции демонстрировали график работы силовой установки CT на тестовом маршруте, проходящем через городки, шоссе и серпантины. Треть маршрута «Лексус» ехал с нулевым выхлопом (на спусках бензиновый двигатель глохнет), а в городе – на чистой электротяге. Мой личный рекорд расхода после двух дней езды – 6 л на 100 км пути. С учетом активного педалирования в горах и 100-километрового маршброска по шоссе на скорости более 140 км/ч – весьма недурно. Правда, в России свои правила игры, особенно зимой. Электротяга эффективна лишь при плюсовых температурах. Зимой – прощай, экономия топлива! И здравствуй, экономия… на обслуживании! Да-да, родители «Лексуса» уверяют, что содержать эту машину дешевле, чем традиционные аналоги. Прикинем? В CT 200h нет привычных стартера, генератора и сцепления, а значит, и расходов на ихВ зависимости от комплектации «Лексус-СТ 200h» будет стоить в России от 1 244 000 до 1 696 000 руб. Багажник среднестатистический – 375 л, но, разложив сиденье, получите 985 л. Запасное колесо не предусмотрено.72За рулем 04/2011 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ LEXUS CT 200hТак называемый полногибридный привод CT 200h включает в себя бензиновый двигатель объемом 1,8 л, электродвигатель, 42-киловаттный стартер-генератор, высоковольтную аккумуляторную батарею напряжением 202 В и мощностью 27 кВт, блок управления. Планетарная передача позволяет объединять и перераспределять поток ньютон-метров от двигателя, тягового электродвигателя и стартера-генератора. Электродвигатель, генератор и планетарная передача образуют легкую, компактную трансмиссию, сравнимую по размеру со стандартной коробкой передач на обычном автомобиле. Двигатель внутреннего сгорания работает по циклу Аткинсона и необычен высокой для бензинового агрегата степенью сжатия. В нем изменяемые фазы газораспределения VVT-i, рециркуляция и дожигание выхлопных газов (EGR), а также система утилизации теплоты выхлопных газов (HER), повышающая топливную эффективность и снижающая выбросы. Синхронный электродвигатель на постоянных магнитах развивает 60 кВт/82 л.с. и крутящий момент в 207 Н·м буквально с момента пуска.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Снаряженная/полная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Максим. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, городской/загородный/ смешанный цикл, л/100 км ДВИГАТЕЛЬ Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Мощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н·м ТРАНСМИССИЯ Тип Коробка передач ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Подвеска: спереди и сзади Рулевое управление Тормоза: передние/задние Размер шинLEXUS CT 200h4320/1765/1430/2600 1535/1530 375 5,5 1370/1845 10,3 180 А95/45 3,7/3,7/3,8 бензиновый спереди поперечно Р4/16 1798 13,0 73/99 5200 142 2800–4400 электрический 60/82 207 переднеприводная вариатор Е-CVT многорычажная реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ дисковые 205/55R16, 235/45R18обслуживание и замену. Бензиновый двигатель с цепью в приводе распредвала прослужит долго. Нет в моторе и приводных ремней. Расчетный срок жизни системы выпуска из нержавеющей стали – более пяти лет. Светодиодные фары CT 200h надежнее галогенных и ксеноновых. Тормозная система с функцией рекуперативного торможения (ECB-R) обеспечит начальные 50% тормозного усилия. А именно так мы тормозим в 60% случаев. Поэтому передние колодки подлежат замене раз в 100 000 км, а задние и все тормозныедиски, возможно, вообще о себе не напомнят. Не верите? Мое свидание с СТ состоялось в самой западной точке Португалии, близ мыса Рока. Отсюда до Вашингтона – 5000 миль по воде. Несколько столетий назад люди считали, что здесь заканчивается земля. На самом же деле – лишь Европа… Наверное, Старый автомобильный Свет уходит навсегда. Новые тенденции и мышление уже не остановить, ведь тяга к первооткрывательству и совершенству вечна.LEXUS CT 200h – ЛОГИЧНАЯ ПОПЫТКА РАСШИРИТЬ АУДИТОРИЮ ПОКЛОННИКОВ И ПРИВИТЬ ГИБРИДНОЕ МЫШЛЕНИЕ МОЛОДЫМ ПОКУПАТЕЛЯМ.74За рулем 04/2011