БЕЗ ГРАНИЦ | ВЕЧНЫЕ ДВИГАТЕЛИПЕРПЕТУУМ ШНОБЕЛЕЕсли, как утверждается в известном анекдоте, у работников оборонки неизменно получается «калашников», то изобретатели вечных двигателей, в свою очередь, чаще всего создают некое подобие велосипеда. Все отлично смотрится, и не хватает лишь пустячка: хоть какого-то источника энергии. Чтобы подталкивал: туда – сюда, туда – сюда… Смех смехом, а во Всероссийской патентно-технической библиотеке с некоторых пор заведены папки под рубрикой «Вечные двигатели». Так, мол, и так, известен вечный двигатель, описанный лет семьдесят назад в «Занимательной механике» Якова Исидоровича Перельмана, недостатком которого является – внимание! – вовсе не полная его неработоспособность, а… низкий КПД! И дальше – способы «устранения недостатка»: добавить храповик, прикрутить магнит, погрузить в жидкость, щелкнуть пальцами… К сожалению, на бумаге подобные проекты выглядят гораздо привлекательнее, нежели в действительности.Только очень скучный по натуре инженер никогда не пытался изобрести свой вечный двигатель. Да, многие из нас учились в школе, а кто-то и «Занимательную механику» в детстве почитывал – ведь интересно же! Краткую экскурсию по перпетуум мобиле проводит Михаил Колодочкин.– Дело не в этом, – заговорил Моня… – дело в том, что я все же не понимаю: почему оно не крутится? Оно же должно крутиться. – Не должно, – сказал инженер. – В этом все дело. Василий Шукшин, «Упорный» Можно часами смотреть на забавный рисунок, думая при этом только об одном: ну почему такую простую и полезную конструкцию так нигде и не внедрили? А вот докапываться до причин неработоспособности всегда немножко обидно: уж больно хочется, чтобы «крутилось»! Однако попробуем… Из гигантского многообразия конструкций перпетуум мобиле наше внимание привлекли три «патриарха» – механический, магнитный и гидравлический. Представители их многочисленной родни также согласились позировать для семейного альбома.КОГДА ШАРИКОВ НЕ ХВАТАЕТКак это должно работать…Двигатель представляет собой колесо с перекатывающимися по изогнутым спицам-желобам шариками. Профиль желобов выбран так, чтобы шарики в левой части колеса все время скатывались от центра к ободу, создавая постоянный крутящий момент. Поэтому одна половина колеса будет все время «перетягивать» другую и колесо станет вертеться вечно.…и почему это не работаетГрузы на одной стороне колеса всегда дальше от центра, чем на другой, но их число при этом меньше. Иными словами, никакого крутящего момента не возникнет, поскольку сумма произведений силы тяжести на плечо справа и слева будет одинаковой. Подобный «двигатель» когда-то для забавы публики стоял в Лос-Анджелесе, но его незаметно крутил обычный моторчик. Хорошо замаскированный вариант самовращающегося колеса, напоминающий модель Солнечной системы. В отличие от последней, покоится на месте. Молоточки вместо шариков: левая часть должна подталкивать правую. Но не хочет.272 За рулем 04/2011 ТЕЛА ПРИТЯГИВАЮТСЯ И ОТТЯГИВАЮТСЯКак это должно работать…Усложненный вариант колеса с шариками. Работу обеспечивает перемещение грузов и вспомогательных магнитов вокруг неподвижного кольцевого магнита. Грузы в зоне одного полюса приближаются к оси вращения мотора, а в зоне другого – отталкиваются. В результате центр масс внешнего ротора смещается вправо, что позволяет двигателю вращаться практически вечно.…и почему это не работаетРотор поболтается туда-сюда и опять-таки придет в некое промежуточное состояние. Подвижные магниты замрут как раз в таком положении, когда их силы притяжения-отталкивания уравновесятся влиянием грузиков. В анимации такой «двигатель» крутится очень даже весело, а вот реальные макеты ленятся совершить хотя бы один оборот. Самодвижущийся экипаж. Чтобы он поехал, достаточно заставить магнит двигаться нужным курсом самостоятельно. Но именно этого он и не хочет делать. Схема работоспособна только при замене наковальни осликом, а магнита – морковкой.Между прочим, существует множество «почти вечных» двигателей, которые действительно работают. Как правило, они используют что-то дармовое – дневные колебания температуры или давления, притяжение Луны, теплоту гейзеров, силу ветра. Самые «скучные» примеры такого рода установок – древние мельницы или современные ветрогенераторы, а также приливные электростанции или, скажем, солнечные батареи. Говорят, где-то есть и некая экзотика, обещающая КПД в 400% и более. Чего не видели, того не видели, но с удовольствием посмотрели бы и измерили. Очень хочется верить, скажем, в энергию вакуума. Космос вечен, а если он при этом напичкан мегаджоулями, которые можно как-то использовать, – глядишь, что-нибудь да закрутится без бензина и аккумуляторов.ПОЧТИ ВЕЧНЫЕТЕЛО, ПОГРУЖЕННОЕ В ЖИДКОСТЬ, НАМОКАЕТКак это должно работать…Замкнутая цепь с нанизанными на нее шариками-поплавками установлена между верхним и нижним шкивами, при этом правая часть цепи пропущена через вертикальную башню с водой. Под действием выталкивающей силы поплавки, попадающие в башню, постоянно всплывают, увлекая за собой всю цепь. Таким образом они попеременно попадают из жидкости в воздушную среду и обратно.…и почему это не работаетСложность только одна – заставить шарик, находящийся внизу, попасть в жидкость. В нижней точке башни – самое высокое давление воды, которое будет активно выталкивать шарик обратно, а вовсе не заставит его всплывать. Да и почему бы воде не вытечь из башни снизу, раз уж «вход» открыт? Вот если бы шарик сам по себе вдруг оказывался под водой, тогда другое дело. Но – увы… Надо полагать, что выталкивающая сила, приложенная к большему плечу, крутит колесо против часовой стрелки. И все бы хорошо, но вот на воздухе тот же рычаг упрямится. Чтобы принудить шарики расположиться нужным образом, изобретатель решил заставить воду стоять столбом. На картинке ему это удалось…За рулем 04/2011 273