54
55
56
57
58
60
KIA SOUL, SKODA OCTAVIA, TOYOTA PRIUS АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТТЕОРИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЙБольшинство легковых автомобилей в России – с атмосферными бензиновыми двигателями. Но есть и альтернатива: дизели, бензиновые модели с наддувными моторами и, наконец, гибриды. Какие предпочтительнее с точки зрения повседневного удобства и кошелька? Михаил Гзовский сжег три бака топлива в поисках ответа. Фото Константина Якубова.54За рулем 04/2011 Для эксперимента выбрали три модели, наиболее ярко представляющие современные тенденции в двигателестроении, примерно одинаковой мощности и с автоматизированными трансмиссиями. Конечно, результаты зимних испытаний разгонной динамики и эластичности (см. табл.) далеки от тех, что машины покажут летом на сухой дороге. Но мы постарались создать максимально одинаковые условия, а значит, вправе сравнивать. И кстати, когда, как не зимой, проявляются во всей красе недостатки автомобилей? Итак, баки заправлены под завязку. Время выводов наступит, когда закончится топливо. А пока отправляемся в вояж по Московской области.Силовой агрегат «КИА-Соул» развивает 128 л.с., оснащен турбонаддувом, обладает высокой степенью сжатия. Опознать дизель под капотом «Соула» нетрудно по характерному стрекоту на холостом ходу; впрочем, с ростом оборотов двигатель звучит мягче и приятнее. В салоне на светофорах чувствуешь вибрации, особенно на руле и педалях. Увы, то, что смогли побороть в дизельных моделях бизнес-класса, пока остается бичом бюджетников. Характерный признак нового дизельного мышления – все более частое использование мотора на тяжелом топливе в сочетании с автоматической коробкой. Трансмиссия помогает скрыть слабые стороны и подчеркивает сильные. Взгляните на характеристику крутящего момента: довольно широкая «полка» начинается с 1900 об/мин. Как правило, в самом низу, около 1000 об/мин, дизели с похожей характеристикой тянут плохо, нередко неожиданно и жестко глохнут. Времена тракторной тяги с низких оборотов ушли в прошлое с пришествием жестких норм токсичности и уменьшением литража дизелей. Но эти нюансы очевидны, когда под рукой рычаг механической коробки. В нашем случае настройки автомата сразу выводят двигатель на оптимальные обороты, так что с бодрым стартом проблем никаких. Ну а когда стрелка тахометра добирается до двух тысяч, «Соул» будто подталкивают в спину: ускорение на разгоне сочное, правда, прерывающееся на переключения. Вообще, особенность этой машины – довольно частая смена передач, вызванная необходимостью удержаться в наиболее эффективном диапазоне оборотов, который довольно узок.За рулем 04/2011ТИШЕ ЕДЕШЬ?55 | СПЕЦТЕСТ KIA SOUL, SKODA OCTAVIA, TOYOTA PRIUS  Двигатель внутреннего  сгорания «Приуса» работает по циклу Аткинсона:  задержка закрытия впускных клапанов в начале  цикла сжатия приводит  к тому, что часть смеси  попадает обратно во впускной коллектор, что исключает детонацию даже  при степени сжатия 13:1.  Поэтому мотор чрезвычайно  экономичен на средних оборотах. Но все же дизель «Соула» произвел  приятное впечатление. Главное – с ним  вы не жертвуете разгоном в угоду экономии, как это было совсем недавно. венцом прогресса. Но пришла эра  даунсайзинга – уменьшения рабочего  объема. Компенсировать съеденные  миллиграммы горючего призваны  более продуктивные подготовка и сжигание топливной смеси. Первое и наиболее яркое впечатление от мотора TSI «Шкоды-Октавия» –  он обладает великолепной отзывчивостью. Ленца, характерная для  наддувных двигателей прошлого, ему  не свойственна. Причин много, но одна  из существенных – более компактный  нагнетатель, обладающий меньшей  инертностью. Соответственно ниже  склонность к «падению в турбояму».  Вдобавок у TSI и рабочий диапазон  турбокомпрессора шире. Субъективный эффект? Если бы  не характерный присвист в момент  включения турборежима, можно подумать, что «Октавия» оснащена как  минимум 2-литровым двигателем. Великолепная отдача на близких к холостым МАЛЫЙ ЛИТРАЖ – ПРОЩАЙ, КУРАЖ?С год назад довелось проехаться  на одной из новинок СЕАТа, оснащенной известным мотором 1.8Т, блиставшем на «ауди» и «фольксвагенах»  лет десять назад. Когда-то он казался    Мотор «Соула» спроектирован в немецком «центре  дизельного совершенства»  фирмы, в Рюссельсхайме.  Шестнадцатиклапанный  агрегат с двумя распределительными валами оборудован  турбонаддувом с изменяемой  геометрией и интеркулером,  а также, опционно, сажевым  фильтром.56За рулем 04/2011   Бензиновый TSI  «Октавии» оснащен  турбонаддувом  и непосредствен‑ ным впрыском,  которые обеспечи‑ вают максимальный  момент 200 Н.м  в диапазоне  1500–4000 об/мин.  Ими весьма эффек‑ тивно распоряжа‑ ется 7‑ступенчатый  робот DSG. оборотах, уверенный поток мощности в середине и, наконец, выход на максимальные 122 л.с. в районе 5000 об/мин – TSI эффективен практически при любой скорости вращения коленчатого вала. На тестовом экземпляре – коробка передач DSG с двойным сцеплением, вносящая свою лепту в ощущения от езды. Как известно, эта трансмиссия избавляет от рывков, а заблаговременное включение нужной передачи делает переключения молниеносными – TSI и DSG прекрасно ладят на радость водителю. На холостых оборотах «Шкода» едва слышно шелестит двигателем; понять, работает ли он, положив руки на руль, невозможно. Найти какие-либо изъяны в работе TSI при езде по городу или шоссе мы не смогли. Единственное, чего хотелось, – еще больше лошадиных сил, еще больше наддува! которые некогда сторонились гибридных разработок, вынуждены вступить в технологическую битву. «Тойота» стала первопроходцем в этой области и первой наладила массовое производство гибридов. В моих руках «Приус» третьего поколения с силовой установкой суммарной мощностью 136 л.с., эксперименты над которым мы уже ставили (ЗР, 2010, № 4). «Тойота», безусловно, самый необычный в нашей компании автомобиль. Отвечает на нажатие кнопки Start не чириканьем стартера, а надписью Ready на экране. Умеет ездить только на электромоторе и норовит заглушить двигатель внутреннего сгорания у каждой стоп-линии. В ходе пробега мы использовали режим Eco для достижения наилучшей экономичности. В нем гибрид порой раздражающе нетороплив, отвечает на нажатие педали газа с заметной задержкой, посредственна эластичность. Стоит ли говорить, что на обгонах палец так и тянется к кнопке PWR MODE?! «Приус» преображается:ВЕЛИКИЙ ЭКОНОМ?Гибридная техника – символ последнего десятилетия. Даже те фирмы,На правах рекламы | СПЕЦТЕСТ KIA SOUL, SKODA OCTAVIA, TOYOTA PRIUSДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Снаряженная/полная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Максим. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива: городской/загородный/ смешанный цикл, л/100 км ДВИГАТЕЛЬ Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин ТРАНСМИССИЯ Тип Коробка передач Передаточные числа: I/II/III/IV/V/VI/VII/з.х. Главная передача ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Подвеска: спереди/сзадиKIA SOULSKODA OCTAVIA4569/1769/ 1462/2578 1541/1514 585 5,1 1335/1935 9,7 202 А95/55 8,0/5,3/6,3TOYOTA PRIUS III4460/1745/ 1500/2700 1525/1520 445 5,5 1495/1805 10,4 180 А95/45 3,7/3,9/3,94105/1785/ 1610/2550 1570/1575 340 5,3 1285/1795 11,9 176 ДТ/48 7,5/5,2/5,9Уверенно чувствовать себя в потоке на «Приусе» позволяет лишь режим максимальной тяги. Наглядная инфографика «Тойоты» дает возможность анализировать манеру езды и ее последствия.дизельный бензиновый гибридный спереди поперечно спереди поперечно спереди поперечно Р4/16 1582 17,3 94/128 4000 260 1900–2750 Р4/16 1390 10,0 90/122 5000 200 1500–4000 Р4/16 1798 13,0 73/99(100/136)* 5200 142 4000гибридная переднеприводная переднеприводная переднеприводная планетарная A4 DSG7 передача 2,92/1,55/1,00/ 3,76/2,27/1,53/1,12/ – 0,71/–/–/–/2,48 1,18/0,95/0,80/4,17 3,85 4,44/3,23** 3,27 типа «Мак-Ферсон»/ типа «Мак-Ферсон»/ упругая поперечная многорычажная балка реечное с электро- реечное с электроусилителем усилителем дисковые дисковые вентилируемые/ вентилируемые/ дисковые дисковые 225/45R18 195/65R15 типа «Мак-Ферсон»/ упругая поперечная балка реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ дисковые 195/65R15«Шкода» позволяет следить за средним расходом топлива, а вот в тестовом КИА маршрутный компьютер не предусмотрен.Рулевое управление Тормоза: передние/задние Размер шин*Мощность ДВС (мощность гибридной установки). **Для I–IV/V–VII передач.ЗАМЕРЫ ЗР (зимние условия)МОДЕЛЬРазгон 0–100 км/ч, с Разгон 60–100 км/ч, с Средний расход топлива, л/100 км Запас хода на полном баке, км М1, кг (%) М2, кг (%) M (M1+M2), кг Удельная мощность, л.с./т (Nдв./М)*В режиме Sport.KIA SOUL12,8 7,3 7,28 657,5 854 (62) 524 (38) 1378 92,9SKODA OCTAVIA12,3* 6,4 7,21 762,9 808 (60) 533 (40) 1341 91,0TOYOTA PRIUS III13,0* 7,1 7,46** 603,2 855 (60) 563 (40) 1418 95,9**В режиме Eco.теперь вы уже не чувствуете себя изгоем на старте со светофора, но и потребление горючего подскакивает. К тому же быстро опустошается аккумулятор, а разгон замедляется. Проскочив один из поворотов, вынуждены были разворачиваться на заметенной площадке. Тут выяснилось, что даже небольшой снежныйперемет может стать для гибрида препятствием. Давлю на педаль, а вращение колес в ответ следует с огромной задержкой. Электроника что-то решает за меня, и ее решения не всегда верны. Выход – все тот же наиболее «человечный» спортивный режим, в котором постоянно работает двигатель внутреннего сгорания.В общем, эксплуатацию «Приуса» стоит четко разделить на летнюю – экономичную и зимнюю – повседневную.ПРОЗА ЖИЗНИРезультаты нашего эксперимента – в таблице. Машины ехали в одном режиме, меняясь по ходу58За рулем 04/2011 | СПЕЦТЕСТ KIA SOUL, SKODA OCTAVIA, TOYOTA PRIUSпробега местами. Мы не экономили, но и не жгли топливо специально – шли в обычном темпе, повседневном городском и загородном. К тому, что гибрид не самый комфортный с точки зрения разгонной динамики, были готовы. Но проигрыш оппонентам по расходу топлива, пускай и несущественный, оказался сюрпризом. Видимо, стихия «Приуса» – неспешная летняя езда в пробках. А наименьший расход топлива показал… бензиновый ТSI! И при этом покорил удобным управлением тягой. Чуть бледнее выглядит на его фоне дизель, хотя к безусловно слабым его сторонам отнесем лишь высокий уровень вибраций. Очевидно, гибридная технология еще далека от совершенства и в случае с «Тойотой» привязана к сезону. Тем интереснее будет вернуться к теме и устроить похожее испытание, когда температура уйдет высоко в плюс. Глядишь, и новая техника к тому времени подоспеет.Михаил Гзовский:  Всё, приехали! Чтобы минимизировать  погрешность, расход топлива рассчитывали  методом долива после полной остановки  моторов.«Оценить работу современной силовой установки в чистом виде непросто. Один и тот же двигатель проявляет себя совсем по-разному, в зависимости от типа и уровня проработки трансмиссии. И все же я уверен: обозримое будущее за гибридами».САМЫМ ЭКОНОМИЧНЫМ АГРЕГАТОМ СРЕДИ ДИЗЕЛЬНОГО, ГИБРИДНОГО И БЕНЗИНОВОГО ОКАЗАЛСЯ БЕНЗИНОВЫЙ TSI «ШКОДЫ».60За рулем 04/2011