184
185
ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯНА СЕРДЦЕ НЕ ЖАЛУЕТЕСЬ?Редко, но регулярно появляются сообщения о тяже‑ лых авариях, причиной которых стал внезапный инфаркт водителя. Предрейсовый медицинский контроль проходят далеко не все, да и выявит он разве что повышенное давление. А вот полная телеметрия водителя – как для космонавта – даст возможность, вовремя распознав нарушение сер‑ дечного ритма, не только выдать предупреждаю‑ щий сигнал, но и принудительно остановить авто‑ мобиль, вызвать скорую. При нынешнем уровне техники в этом нет ничего сложного. Но многие ли согласятся ездить с наклеенными электродами и идущими от них проводами? Оказывается, терпеть такие неудобства вовсе не обязательно. Ученые кафедры медицинской информатики университета в немецком городе Аахен в содружестве с исследовательским цен‑ тром «Форда», расположенным в том же городе, научились снимать кардиограмму бесконтактно! Достаточно подстелить один большой электрод на подушку сиденья и еще шесть вмонтировать в спинку. Испытуемым не пришлось даже снимать одежду: ЭКГ четко нарисовалась на мониторе у 85% добровольцев. По невыясненным пока причинам у 7% снять кардиограмму не удалось, остальным 8% для успеха оказалось достаточно снять куртку.Расположение электродов и полученные кардиограммы. Вверху – сигна‑ лы с емкостных датчиков, нижняя кривая – резуль‑ тирующая ЭКГ.Заезды на полигоне показали, что четкость дистанционной телеметрии зависит и от качества дорожного покрытия: на автобане сигнал прини‑ мался уверенно, а вот на проселке в нем появля‑ лись провалы. Тем не менее итоги обнадеживают.ГИДРАВЛИКА ПОД КЛЮЧЯпонская фирма KYB (больше известна как Kayaba) разработала динамическое управление креном в двух вариантах: REAS и X‑REAS. Суть первого – в замене торсиона заднего стабилиза‑ тора поперечной устойчивости компенсатором, объединяющим полости правого и левого амор‑ тизаторов через центральный блок. По конструк‑ ции он напоминает те же амортизаторы, но без штока – только поршень с клапаном. При малых амплитудах и высокой частоте перемещений левое и правое колеса почти не связаны друг с другом, а вот при значительных и медленных колебаниях связь включается, тем самым умень‑ шая крены. Для этого не нужно никакой электро‑ ники – работает только гидравлика. Такая система установлена, например, на «Пежо‑3008». Система X‑REAS (ее можно найти в «Ауди‑RS5») отличается тем, что между собой попарно связаны левый передний и задний пра‑ вый, правый передний и левый задний амортиза‑ торы. Это позволяет минимизировать не только крены, но и клевки кузова при разгоне и тормо‑ жении. Завод KYB в Лос‑Аркосе (Испания), на кото‑ ром мы побывали, выпускает обе системы, при‑ чем в полностью собранном виде, заполненными жидкостью и газом, – на автосборочном заводе устанавливают амортизаторы и центральные блоки на свои места не разъединяя трубопрово‑ дов! Правда, в случае выхода из строя придется менять систему в сборе. Однако при достигнутом здесь уровне технологического совершенстваАзотСхема системы динамического управления кре‑ ном X‑REAS.и автоматизации большинства процессов (сборку ведут преимущественно роботы в обеспыленном помещении) вероятность отказа представляется минимальной. Разве что авария…184 За рулем 05/2011 Изделия ZF Sachs, одного из ведущих разработчиков и изготовителей амортизаторов, в ближайшем будущем серьезно похудеют. Основные компоненты «диеты» – пластики, алюминий и композитные материалы. Например, алюминиевые чашки пружин, полые штоки и корпуса с уменьшенной толщиной стенок уже применяются серийно. А вот стойка «Мак-Ферсон» с интегрированной ступицей из композитных материалов, армированных карбоновым волокном, существует пока только в рекламных проспектах и закрытых лабораториях. Однако ожидаемое снижение массы уже известно – до 4 кг! Изделия попроще – пластиковые серьги – станут спутницами однотрубных и двухтрубных алюминиевых амортизаторов, снижая массу каждого граммов на сто. Что касается комбинированных опор пружин, они также будут выполнены из пластика, облегчив конструкцию на 200 г. Разработчики называют новую стойку, изготовленную из армированного композита CFRP (Carbon Fiber-Reinforced Polymer), сверхлегкой. Пара таких изделий снижает массу авто почти на 8 кг!КАК РАСКОЛЕТСЯ, ТАК И СКЛЕИТСЯСтолкновение вроде несильное, а бампер расколот. Его ремонт (либо замена) с последующей шпатлевкой и покраской обойдутся в копеечку. Материал, разработанный Кшиштофом Матяшевским в содружестве с учеными из питтсбургского Университета Карнеги-Меллоун и университета Киуши (Япония), может в перспективе положить конец таким расходам. В новый полимер добавлены группы молекул тритиокарбоната. Это связки из одного атома углерода и трех – серы. Под воздействием ультрафиолетового облучения они распадаются и вновь образуют соединения. Проще говоря, разрезанный на части пластик под воздействием света вновь срастается в единое целое! И так – сколько угодно раз. Ни клея, ни шпатлевки не потребуется. А если при ударе краска не облупилась, то и к маляру обращаться незачем! Две молекулярные структуры нового материала сами объединяются под воздействием ультрафиолета.На правах рекламыКАРБОНОВАЯ ДИЕТАЗа рулем 05/2011 185