84
85
86
87
88
90
92
94
96
98
LADA PRIORA, RENAULT SANDERO, VOLKSWAGEN POLO АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ84За рулем 05/2011 ОХОТА ЗА МОРОЗОМЭтот тест – продолжение «60 часов «За рулем», только менее экстремальное. Особенности поведения автомобилей зимой обобщил Сергей Воскресенский. Фото Александра Батыру.Грязь, слякоть и бесконечное мытье стекол закончились ближе к Вологде, вместе со стремительно накрывающим нас холодом. К утру термометр «ФольксвагенаПоло» показал –28 °C. «Лада-Приора» (универсал только что пополнил редакционный парк) отчитался о минус тридцати. Ну а «Рено-Сандеро»,не имея встроенного градусника, сохранял хладнокровие. К слову, электронный бытовой термометр, оставленный на его передней панели для контроля, за ночь замерз насмерть. Автомобили, да и мы, оказались не готовы к неожиданно нагрянувшему климатическому испытанию (прогноз не обещал мороза): грязные кузова, сумкив салонах, зачехленная измерительная аппаратура. И уже после первой ночевки завелись машины по-разному. Путешествие к границам трех славящихся зимним холодом регионов – Вологодской и Архангельской областей и Республики Коми – сложилось весьма удачно, причем не только по части низких температур. На отрезке междуЗа рулем 05/201185 | СПЕЦТЕСТ LADA PRIORA, RENAULT SANDERO, VOLKSWAGEN POLOТотьмой и Великим Устюгом мы отказались от услуг навигаторов. Приборы путались в очень приблизительных картах, явно составленных на скорую руку. Им невдомек, что бывшие лесовозные дорожки, едва обозначенные на схемах тоненькими линиями, уже превращены в неплохие шоссе. Причем куда более свободные и ровные, чем наезженный маршрут через Кострому и Никольск. Автомобили не только хорошенько проморозились, но и протряслись, порадовали или немного огорчили ездовыми возможностями. На выезде из Москвы только и разговоров было о неудобной посадке водителя и слишком вялом, необкатанном моторе новой, с иголочки, «Приоры». В пути получил свою долю критики и фаворит «ФольксвагенПоло» с его, как выяснилось, не очень приспособленными к плохим дорогам подвесками и АВS. Тем временем «РеноСандеро» спокойно набирал очки. они были смазаны. Острословы тут же придумали версию о специальной подготовке автомобиля для Арабских Эмиратов. Потом «Приора» секунд пятнадцать-двадцать прочихивалась, ни в какую не желая оживать. Со второй попытки подзуживаемая педалью газа машина начала выбрасывать клубы серо-черного дыма. «Хорошенькое начало», – не подумав о последствиях, ляпнул кто-то из нас. И оказался прав: лишь когда температура поднялась до –26 °C, «Приора», наконец, завелась быстро и без проблем. Но все остальное время при –28…–29 °C мы каждое утро наблюдали примерно ту же картину. Сначала раскачивание дверей, затем эмоциональные комментарии в адрес невпопад сработавшего брелока, ну а потом долгое жужжание стартера. Мотор, как правило, оживал не с первой попытки – обычно со второй, а иногда и с третьей. Пара российских иномарок смотрела на грянувший холод с явным пренебрежением: дескать, не тот градус, отогреем стекла – и вперед. «Сандеро» после первой же ночи на морозе быстро провернул застывшие механизмы и бодренько затарахтел двигателем. Потом он ни разу не изменил своей манере пуска. «Поло» выбрал несколько иную тактику: еще в Москве вдруг стал капризничать, с явной неохотойДО МИНУС ТРИДЦАТИСначала при –28 °C у нее не открылись двери. Центральный замок безупречно выполнил команду, причем несколько раз кряду, потому что выпуклые кнопки на брелоке «Приоры» испуганно срабатывали не только от прикосновения, а, казалось, от одного осуждающего взгляда на эту несуразную конструкцию. Выяснилось, что замерзли ограничители всех дверей, вернее, то, чем«Приора», «Сандеро», «Поло». Так начинают оттаивать ветровые стекла. Сразу видно, у кого лучше.86За рулем 05/2011 Оказавшись на Севере, грех не заехать в патриархально чистенький Великий Устюг, нынешнюю родину Деда Мороза. Ныне не действующий Спасо-Суморин монастырь ХVI века – до сих пор одно из самых величественных строений Тотьмы.-25-27 °C -26-29 °C-25-28 °CПоздним морозным вечером исторический центр Вологды выглядит потрясающе.Все та же Тотьма, только на обратной дороге. Кормят вкусно.Белое безмолвие…-9-12 °CЗа рулем 05/201187 | СПЕЦТЕСТ LADA PRIORA, RENAULT SANDERO, VOLKSWAGEN POLOПРОГРЕТЬ ЗА 30 МИНУТреагируя на включение стартера. Проверка аккумулятора на предмет утечек ничего не выявила. Поэтому перед пробегом на всякий случай досрочно поменяли масло (5W30), проверили свечи зажигания и… При первом низкотемпературном пуске он поначалу едва-едва проворачивал коленвал – захотелось сразу же достать провода и «прикурить» от соседей. Но через несколько секунд «Фольксваген» раскрутился и тут же стабильно заработал на прогревочных оборотах. Ситуация повторялась почти каждый раз, как только на термометре оказывалось –28 °C. Был даже момент, когда автомобиль не завелся с первой попытки (10– 15 секунд достаточно медленного вращения стартера), но мгновенно подхватил во второй. Словом, по надежности и удобству пуска «Сандеро» – лучший, «Поло» – стабильный, но с капризами, ну а «Лада-Приора» непредсказуема. Похоже, для автомобилей этого класса легкая прохлада в голове и тепло в ногах почти недостижимы, по крайней мере в комплексе. По отдельности все возможно, иногда даже с избытком. «Рено-Сандеро» – самый шустрый по части прогрева салона (см. графики). Однако в движении требования к системе отопления и вентиляции, точнее, к распределению потоков воздуха, заметно меняются. Здесь главное – не отогреть, а правильно смешать потоки, чтобы обеспечить нужный комфорт всем частям тела. Увы, как ни крути в «Сандеро» рукоятку направления потоков, в морозную погоду начинает затягивать боковые и ветровое стекла (положение «всё в ноги»). Переводим ручку в положение «голованоги» – теперь избыток тепла скапливается под потолком, в головах водителя и пассажиров. Жить с этим, конечно, можно, но в дальней дороге утомляет. «Поло» в этом смысле заметно удачнее, хотя по динамике прогрева салона куда медленнее. Но и в «фольце» чувствуется переизбыток тепла вверху. Правда, играя распределением потоков и температурой, все же удается подобрать более-менее приемлемый микроклимат. Невзирая на мелкие придирки, соглашаемся: именно «Фольксваген» в этом смысле наиболее правильный. В «Приоре» с ее могучей печкой, доморощенным, но все же «климатом» (есть даже режим «авто», не влияющий, правда, на положение воздушных заслонок), когда за бортом под минус тридцать, верхнюю одежду лучше не снимать. В салоне, словно в заметенной снегом избушке, заунывно свистят сквозняки из-под уплотнителей.По сравнению с прошлогодними замерами методика не изменилась. Перед началом эксперимента температура воздуха устанавливается на максимум, распределение потоков – в положение «голова-ноги», а вентилятор – в среднее положение (как правило, второе). Градусники размещаются в ногах и головах водителя и заднего правого пассажира. От варианта «авто», предусмотренного в «Приоре», отказались: по мере прогрева он не управляет воздушными заслонками, а лишь меняет скорость вентилятора отопителя, которая явно велика на начальном этапе измерений. Проще говоря, салон в этом режиме скорее выстуживается, чем прогревается.ДУЕТ, ДУЕТ ВЕТЕРОК…«Лада-Приора». Не все гладко, но печка хорошая. Жаль, с распределением потоков нелады да и прорех в кузове многовато.«Рено-Сандеро». Несмотря на некоторые претензии к не очень удачной разнице температур вверху и внизу, прогревается «Сандеро» быстро и хорошо.Осторожно: под капотом «Поло» очень хрупкий на морозе пластик. Механик просто попытался подобраться к клемме аккумулятора.Утренний взгляд на термометр: ну и насколько холодно? Утро. Пуск «Приоры».«Фольксваген-Поло». На месте двигатель прогревается очень медленно, отсюда и проблемы с обогревом салона. Автомобиль лучше греть на ходу, вот только как это сделать при минус тридцати за бортом?88За рулем 05/2011 | СПЕЦТЕСТ LADA PRIORA, RENAULT SANDERO, VOLKSWAGEN POLOПродувает так, что водитель на левое плечо (а пассажир – на правое) накидывал теплые вещи. Какие там правильная посадка, хват руля, безопасность, когда, сидя за рулем, все время поджимаешь левую ногу: ее буквально сковывает морозец, втекающий через щели в салон. Правый ботинок тем временем готов треснуть от жара (печка-то работает вовсю), на центральном тоннеле впору заваривать чай без кипятильника. Зато уложенная в бардачок бутылка воды от ледяного дуновения улицы превратилась в монолит уже через полтора часа езды. Позор! Тут уж не до сравнения с соперниками. Остановившись на несколько минут и глядя, как мгновенно оттаивают все стекла, сразу понимаешь, сколько тепла выходит наружу через многочисленные щели!ГДЕ ТЫ, ИДЕАЛ?Широкие, неплохого качества, хорошо вычищенные северные дороги, на которых лишь иногда возникают наморщенные участки. Тут приходится интенсивно тормозить, шарахаясь от ям и колдобин. А потом опять свободные длинные перегоны, где средняя скорость колонны легко подлетает к сотне. Места здесь сумасшедшей красоты. Деревеньки и редкие города в морозном мареве выглядят просто сказочными поселениями, особенноЭмблема «Сандеро» начала облезать еще до пробега, но все равно рановато.ПРОБЕГ, РАСХОД«Лада-Приора»: 2294 км; 7,72 л/100 км.«Рено-Сандеро»: 2201 км; 8,3 л/100 км.«Фольксвген-Поло»: 2196 км; 7,65 л/100 км.90За рулем 05/2011 | СПЕЦТЕСТ LADA PRIORA, RENAULT SANDERO, VOLKSWAGEN POLOСВЕТ ФАРна закате. А как на этом фоне смотрятся наши автомобили? «Фольксваген-Поло». Чем зажиточнее города (скажем, Котлас или Коряжма), тем больше этих пока еще редких даже в Москве автомобилей. Они – как показатель уровня жизни, как барометр стабильности. И не зря. Классная посадка, удобные регулировки и эргономика, вместительный салон – в «Поло» совершенно не устаешь. Правда, требуется немного привыкнуть к некоторым индивидуальным особенностям, например тесноватому для входа в зимней одежде дверному проему, нерегулируемой подсветке приборов, невзрачной кнопке, обнуляющей показания маршрутного компьютера. А в целом все очень симпатично, а главное – продуманно. Конечно, двигатель «фольца» звезд с неба не хватает. На низких оборотах (1200–1500 об/мин) порой проводит очень резкую границу между «едет» и «не едет». Но на трассе удобен и экономичен. Эту идеологию отражает большинство свойств автомобиля: акустический комфорт, управляемость, тормоза и плавность хода. Настройки добротны, но не идеальны. Подвески хороши на мелких неровностях, с которыми «Поло» справляется почти безупречно. Но стоит появиться пологим волнам, как возникают заметные колебания кузова. Ну а когда начинается настоящая полоса препятствий, свойственная«Лада-Приора». С ближним светом человека на дороге не видно, хотя в сравнении с испытанием «Рено» его положение, как и положение автомобиля, не изменилось. Здесь выручает лишь очень неплохой дальний свет.«Рено-Сандеро». Ближний свет – образец для подражания, дальний – неплохое дополнение к этому.«Фольксваген-Поло». Контраст с остальными настолько велик, что напрашиваются кардинальные улучшения. В темноте водитель «Поло» откровенно слеп.92За рулем 05/2011 | СПЕЦТЕСТ LADA PRIORA, RENAULT SANDERO, VOLKSWAGEN POLOДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬ LADA PRIORA RENAULT SANDERO VOLKSWAGEN POLOОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база 4330/1680/1508/2492 4020/1746/1535/2588 4384/1699/1465/2552 колея спереди/сзади 1410/1380 1480/1469 1460/1498 Объем багажника, л 444/777 320/1200 460 Радиус поворота, м 5,5 5,3 5,4 Масса снаряженная/полная, кг 1088/1593 1082/1600 1159/1660 Время разгона 0–100 км/ч, с 11,5 10,5 10,5 Максимальная скорость, км/ч 183 180 190 Топливо/запас топлива, л A95/43 A95/50 A95/55 Расход топлива: городской/ 9,8/5,4/7,2 9,8/5,8/7,1 8,7/5,1/6,5 загородный/смешанный цикл, л/100 км ДВИГАТЕЛЬ бензиновый бензиновый бензиновый Расположение спереди поперечно спереди поперечно спереди поперечно Конфигурация/число клапанов Р4/16 Р4/16 Р4/16 Рабочий объем, смз 1596 1598 1598 Степень сжатия 10,3 9,8 10,5 Мощность, кВт/л.с. 72/98 при 5600 об/мин 75/102 при 5750 об/мин 77/105 при 5250 об/мин Крутящий момент, Н.м 145 при 4000 об/мин 145 при 3750 об/мин 153 при 3800 об/мин ТРАНСМИССИЯ Тип переднеприводная переднеприводная переднеприводная Коробка передач М5 М5 М5 Передаточные числа: I/II/III/IV/V/з.х. 3,64/1,95/1,36/0,94/0,78/3,53 3,73/2,05/1,39/1,03/0,80/3,55 3,46/1,96/1,28/0,88/0,67/3,18 Главная передача 3,7 4,21 4,55 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ типа «Мак-Ферсон»/ типа «Мак-Ферсон»/ типа «Мак-Ферсон»/ Подвеска: спереди/сзади упругая поперечная балка упругая поперечная балка упругая поперечная балка Рулевое управление Тормоза: передние/задние Размер шин реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ барабанные 185/65R14 реечное с гидроусилителем дисковые вентилируемые/ барабанные 185/65R15 реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ барабанные 195/55R15Навигатор пытается увести нас на старую дорогу, через Никольск. Выручают карта и подсказки местных водителей. российской глубинке, понимаешь: «Поло» здесь не боец. Невысокая энергоемкость, небольшие ходы подвесок делают машину довольно уязвимой на серьезных неровностях, заставляют резко снижать темп. На плохих дорогах слишком рано срабатывает АВS. Пытаешься тормозить перед неровностями, а антиблокировка уже вовсю стрекочет, растормаживая колеса и лишая возможности нормально управлять замедлением. «Рено-Сандеро». Этот уступает «Поло» прежде всего в качестве ощущений. Неплохое, но слишком уж простецкое водительское сиденье с откровенно неудобной регулировкой по высоте, подчеркнуто спартанская обстановка, спрятанные от глаз тумблеры подогрева кресел, блеклые приборы, менее94За рулем 05/2011 | СПЕЦТЕСТ LADA PRIORA, RENAULT SANDERO, VOLKSWAGEN POLOСРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРЕВА САЛОНОВТемпература воздуха в области головы водителя. Температура воздуха в области головы заднего правого пассажира.Температура воздуха в ногах водителя. Температура воздуха в ногах заднего правого пассажира.внятное управление коробкой передач. Сцепление схватывает в самом конце хода педали, а вкупе с немного задумчивым при небольших нажатиях акселератором оно превращает процесс троганья в событие, к которому необходимо заранее готовиться. Мотор тоже вяловатый на низах, зато на средних и высоких оборотах он определенно веселее фольксвагеновского. Тормоза хорошо ведут себя на любом покрытии. А уж подвески «Сандеро» – настоящий пример для подражания. Жесткие и упругие на мелочовке (где «Поло» выигрывает), они приятно удивляют защищенностью на самых коварных неровностях. Там, где на «Фольксвагене» под лязгОтогревается потихоньку… Такие автономные измерители температуры позволяют фиксировать ее изменения в течение нескольких суток.ограничителей сбрасываешь ход, «Сандеро», как упругий мячик, пролетает над ямами и колдобинами. Высший класс! «Лада-Приора». Да, отечественный автопром тоже меняется. Но – как? Если взять появившийся на «Приоре» датчик дождя или автоматическое включение света фар, не говоря уже о «климате», просто гордость берет за родную промышленность! Эх, сюда бы еще обещанную систему ГЛОНАСС – и в данном ценовом сегменте мы будем точно вне конкуренции! Потом, ломая ногти и рукоятки, начинаешь мучительно устраиваться на передних сиденьях, чей продольный диапазон перемещения примерно вполовину меньше, нежели у конкурентов.96За рулем 05/2011 | СПЕЦТЕСТ LADA PRIORA, RENAULT SANDERO, VOLKSWAGEN POLOЗдесь возникает первый вопрос: почему? Может, иногда стоит позабыть о высоких технологиях и малую толику охотно выделяемых государством миллиардов потратить на дешевое, но удобное кресло или, скажем, на эргономику интерьера, до сих пор не приспособленного для мелких вещей и бутылок с водой? А заодно оснастить надежными уплотнителями и шумоизоляцией. Недостатки тем более обидны, что есть неплохой двигатель (ничем не хуже, чем у соперников), приличные тормоза, а также пусть слишком жесткие, но способные противостоять самым серьезным препятствиям подвески. Есть даже не очень внятная, на троечку, но все же управляемость. А вот главного – способности автомобиля конкурировать в целом, увы, нет. принявших участие в этом пробеге, оказались единодушны: лучший – «Фольксваген-Поло». Он в дальней дороге удобнее и комфортабельнее. И даже те недочеты, с которыми мы столкнулись, сути дела не меняют. Но по большинству житейских критериев (за исключением разве что топливной экономичности) лидировал «Рено-Сандеро». Он и заводится легче, и салон прогревает быстрее, не говоря уже об отличном свете фар и куда лучше приспособленных к нашим условиям подвесках. Тем более что в этом споре участвует еще и такой фактор, как цена, явно разделяющая потенциальных потребителей «Сандеро» и «Поло». Что же касается третьего участника, его последнее место не повод для обид (дескать, не любим отечественное). Просто очень хочется, чтобы «Лада-Приора» стала, наконец, настоящим автомобилем. Пока ей до этого далеко. Скорее, убеждаешься в обратном, ворча по-стариковски: «Вот раньше умели делать…»LADA PRIORAВместительный багажник, энергоемкие, длинноходные подвески, большой дорожный просвет. Безобразное качество уплотнителей и шумоизоляции, неудобный для дальних поездок салон, недостаточный диапазон продольной регулировки водительского сиденья, посредственные микроклимат, ближний свет фар, пусковые качества.RENAULT SANDEROРационален, удобен для пассажиров, сбалансированные ездовые возможности, отличные пуск и свет фар, быстрый прогрев салона, прекрасно адаптированные к нашим дорогам подвески. Небольшой багажный отсек, посредственная эргономика, жестковат на мелких неровностях, прожорлив, не оптимален в распределении воздушных потоков.УМОМ ИЛИ СЕРДЦЕМ?Как же непросто сделать выбор… Если привычно заполнить протокол экспертной оценки, выбор лидера будет однозначный. Да и большинство водителей,VOLKSWAGEN POLOХорошая эргономика, удобен для водителя и пассажиров, сбалансированные ездовые качества, вместительный багажник, хорошая система отопления и вентиляции, комфортен на мелких неровностях. Работа АВS на неровной дороге, раскачка кузова на высокой скорости, ограниченные возможности подвесок на плохих дорогах, слабый свет фар, медленный прогрев на месте.«Всем громко выдохнуть», – приказал фотограф, начав съемку. Слева направо: Сергей Клочков, Павел Леонов, Александр Крапивин, Сергей Воскресенский, Евгений Михалкевич и Александр Батыру (за кадром).98За рулем 05/2011