216
217
218
ЭКОНОМИКА | СДЕЛАНО В РОССИИПОДПИСКА О НЕВЫЕЗДЕМинпромторг и Минэкономразвития в феврале подписали договоры с рядом автомобильных компаний о новых условиях промсборки. Далеко не все фирмы отважились вступить в игру по измененным правилам.  Позиции сторон анализирует Игорь Моржаретто.опубликован 2 февраля, а подписать соглашение следовало до 28 февраля)? При том, что речь шла об инвестициях в полмиллиарда долларов в среднем! Ларчик открывался просто: наше правительство решило, что Россия должна обязательно (наконец-то!) вступить в ВТО в 2011–2012 году. Условия вхождения в эту организацию предусматривают семилетний переходный период, в течение которого новичок обязан снизить таможенные пошлины. РФ будет вынуждена уменьшить пошлину на автомобили с 35 до 15%. Вот и решили, пока этого не случилось, экстренно организовать крупные авто­ сборочные проекты… Лихо задумано! Иностранные компании отлично понимают, в какую игру вступают. Сделка, на первый взгляд, выгодная, но самые разные риски никто не отменял. Главное сомнение: сможет ли российский рынок переварить такое количество автомобилей? Ведь каждый производитель берет на себя обязательство создать мощности для ежегодного выпуска 300–350 тыс. машин да еще локализовать за пять лет производство 60% комплектующих, включая выпуск в России как минимум 100 тыс. моторов… Неудивительно, что пока меморандумы подписали представители лишь трех интернациональных альянсов, а также трех самостоятельных компаний.Начиная с 2005 года автомобильные компании, как зарубежные, так и российские, заключали соглашения, согласно которым обещали открыть в России сборочные производства при условии предоставления им таможенных льгот на ввоз комплектующих. Такие документы подписали 18 фирм. Не все заявки воплотились в реальные заводы (от сборки машин, отказалась, к примеру, «Сузуки»), но все-таки уже запущенные предприятия благодаря таким условиям выжили, а к ним прибавились новые сборочные площадки. Теперь автопроизводителям предложили взять «повышенные обязательства», в обмен пообещав дополнительный льготный период – восьмилетний (подробнее от этом – ЗР, 2011, № 3).ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ШЕСТЕРКАНА ПУТИ В ВТОНо почему выбран именно такой временной период и почему претендентам дали так мало времени на раздумья – всего месяц (приказ былКто эти шестеро? Альянсы «Фольксваген – Группа ГАЗ», «Соллерс – Форд», АВТОВАЗ – «Рено-Ниссан» (с примкнувшим к ним «ИжАвто»), а также «одиночки»: «Дженерал моторс», ФИАТ и «Магна». Кроме того, КамАЗ и «Даймлер тракс» договорились о совместном производстве грузовых автомобилей – но это отдельная история за рамками данной статьи. Союз АВТОВАЗ – «Рено-Ниссан» уже сейчас обладает необходимыми производственными мощностями. Собственно, под него и писались, видимо, новые правила. Сам АВТОВАЗ готов216 За рулем 05/2011 выпускать ежегодно 600–700 тыс. автомобилей и такое же количество моторов; в Тольятти есть моторное производство и современный научно-технический центр (создание такого центра в России также входит в пакет новых условий). На московском «Автофрамосе» можно собирать до 160 тыс. машин в год, а у «Ниссана» около двух лет работает завод в Ленинградской области, возможности которого – 50 тыс. кроссоверов и люксседанов. «ИжАвто», переходящий в ближайшее время под полный контроль АВТОВАЗа, может собрать уже в этом году до 120 тыс. машин. В долгосрочной перспективе производство альянса АВТОВАЗ – «РеноНиссан» в 2020 году достигнет 1,9 млн. автомобилей: по 400 тыс. иномарок и 1,1 млн. «лад». Причем это будут как бюджетные модели (всех трех брендов!), собранные на базе платформ В0 («Логан») и «Калина», так и очень недешевые машины (включая «Рено-Латитюд» и «Колеос», «НиссанКашкай» и «Пасфайндер», а также некоторые модели «Инфинити»). Конечно, объемы производства этих автомобилей будут небольшими – 5% от заявленных. Зато компании получают право в течение трех летНОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРОМСБОРКИ ПРИНЯЛИ ТРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АЛЬЯНСА И ТРИ ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ.(с момента подписания соглашения) ввозить с льготными пошлинами комплектующие для крупноузловой сборки (кузов + силовая установка + ходовая). Остается возможность собирать дорогие модели и по окончании трехлетнего периода. Через пять лет уровень локализации должен составлять 60%. Но это средняя цифра, размазанная по всему модельному ряду, – для каких-то моделей она может быть больше, для других меньше. У того же АВТОВАЗа, который выпускает исключительно бюджетные автомобили, уровень локализации превышает 80%. Таким образом, большое количество дешевых моделей уравновесит небольшое число дорогих и очень дорогих машин с невысокой долей местных деталей… «Фольксваген» договорился о создании СП с «Группой ГАЗ». Планируется организовать на Горьковском автозаводе полный цикл сборки автомобилей «Фольксваген»и «Шкода» – до 120 тыс. штук в год, а собственный завод немецкого концерна в Калуге сосредоточится на выпуске популярного седана «ФольксвагенПоло». Кроме того, ГАЗ создает СП с «Даймлером» для сборки с 2012 года 30 тыс. легких коммерческих автомобилей «Спринтер». Совершенно новый альянс созда­ ют «Соллерс» и «Форд». Появления такого союза никто не ожидал! Видимо, ставка на ФИАТ в крупной игре показалась слишком рискованной. В альянс войдут сборочный завод «Форда» во Всеволожске и предприятия «Соллерса» в Набережных Челнах и особой экономической зоне «Алабуга». Кстати, «Соллерс» продолжит собирать вседорожники «СанЙонг» и грузовики «Исудзу»; какое-то время продлится и контрактная сборка ФИАТов. Хотя итальянский концерн и подписал соглашение о намерениях работать по новым правилам промсборки, ему теперь необходимо найти другого российского партнера и (или) место для нового завода. По словам директора департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрия Левченкова, ФИАТ изучает различные площадки дляНа правах рекламы | СДЕЛАНО В РОССИИАЛЬЯНСЫ В РОССИЙСКОМ АВТОПРОМЕНе факт, кстати, что все участники «шестерки» выйдут на финишную прямую: по оценке Алексея Рахманова, директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга, к моменту подписания окончательных соглашений их может остаться четырепять. Зато в будущем к созданным альянсам могут примкнуть и другие компании. К примеру, «Тойота» уже договорилась о сборке на площадке «Соллерса» во Владивостоке вседорожников «Ленд Крузер Прадо» – по 1000 машин в месяц с 2012 года. Возможно, аналогичное соглашение с «Соллерсом» подпишет и «Мазда». А еще, по словам Рахманова, новый режим промышленной сборки автомобилей вызвал интерес у более чем двух сотен производителей компонентов. «И это только начало! Мы надеемся, что в Россию их придет не меньше четырехсот!»УСПЕТЬ ДО ИЮНЯстроительства – в частности, в Липецкой области. Кроме того, итальянский концерн вел переговоры с ТагАЗом. В похожей ситуации очутился и канадский консорциум «Магна». В России у него уже работают три завода по выпуску комплектующих, но канадцы не оставили надежды отхватить контракт на сборку автомобилей в России. У «Дженерал моторс» другие проблемы. Крупнейший американский производитель построил в СанктПетербурге собственный автозавод (мощность 75 тыс. машин в год), такжеу него остается доля в тольяттинском СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ». Кроме того, он инвестировал средства в калининградский АВТОТОР. Все эти площадки пока используются не в полной мере, и, видимо, «Джи-Эм» подстраховался на будущее, договорившись о контрактной сборке седана «Шевроле-Авео» нового поколения на конвейере ГАЗа (30 тыс. автомобилей в год). Таким образом, у американцев есть возможности для дальнейшего развития – как с использованием собственных мощностей, так и с помощью партнеров.Пока имеющиеся меморандумы – не более чем соглашения о намерениях, «подписантов» они ни к чему всерьез не обязывают. До июня компании должны представить в Минэкономразвития и Минпромторг подробные бизнес-планы с графиками развития производств и объемами инвестиций, а после их согласования выйти на этап подписания конкретных соглашений – для этого установлен срок до конца года. За бортом новых соглашений остались несколько иностранных компаний, которые уже имеют в России свое производство, – «Хёндай» и КИА с заводом в Питере, «Мицубиси», «Пежо», «Ситроен», собирающие машины в Калуге. Они предпочли работать на старых условиях, тем более что срок их действия истекает нескоро (например, у «Хёндай» только в 2019 году!). Алексей Рахманов уверяет, что правительство будет свято соблюдать положения действующих соглашений и ни в коем случае не планирует наказывать «отщепенцев». У этих компаний есть резон отказаться от новых обязательств. Они не получили новых льгот, но пока вроде и старых хватает… Зато они вправе сами решать, увеличивать мощности или нет, они не связаны обязательством создать с нуля моторное производство. А новоподписавшимся предстоит изрядно вложиться в развитие бизнеса – пока не ясно, с каким результатом. В этом и заключается главный риск для подписавшихся, хотя в Минпромторге их предпочитают именовать «компаниями, которые рассматривают российский рынок как стратегический».218 За рулем 05/2011