АВТОПАРК РФ в 2010 году ЭКОНОМИКА | СТАТИСТИКАСТАРЬЕ ОТСТУПАЕТСделать вывод о том, что экономический кризис в России миновал, можно по разным признакам. Например, по уменьшению числа безработных или по улыбкам на лицах людей… Игорь Моржаретто посчитал основанием данные об изменении состава автопарка страны в прошлом году.К оптимистичным выводам прийти довольно просто – стоит лишь сравнить пока‑ затели роста количества легковых автомобилей в России за послед‑ ние три года. Так вот, в пред‑ кризисном (и самом успешном) 2008 году был показан рекордный прирост автопарка: 2,6 млн. штук (+ 8,2%). А вот дальше поступа‑ тельное движение хоть и про‑ должалось, но уже куда более умеренными темпами. В 2009‑м парк легковых автомобилей увеличился на скромные 1,1 млн. (+ 3,3%). Но в 2010‑м снова рывок: прибавилось 2 млн. машин (+ 6,6%). Теперь на учете стоит 34 040 838 легковых автомобилей и 3 536 974 легких коммерческих (полная масса до 3,5 т). Львиная доля (95%) легко‑ вого транспорта находится в собственности физических лиц. Что касается географической принадлежности «по рождению»,ВОЗРАСТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ в РФ*ВОЗРАСТ ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ в РФ*то около 40% парка составляют иномарки. Наибольшую долю в парке легковых авто занимает марка «Лада» – 38,5% (13,2 млн. штук). Однако доля российского бренда сокращается – год назад она составляла 40,8% (13,5 млн. штук). Более половины всех заре‑ гистрированных в стране вазов‑ ских автомобилей приходится на «классические» модели (их доля в общероссийском парке – 20,8%).ПАРК ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ (LCV) в РФ (на 1 января 2011 года)*Марка Asia Avia BAW БелАЗ Bogdan Chevrolet Citroen Daewoo Daihatsu Dodge DongFeng ЕрАЗ FAW FIAT Ford Foton Freightliner ГАЗ Hino Honda Hyundai Isuzu IVECO ИЖ JAC Всего 1347 1898 5882 77 249 1215 17 809 1603 2556 487 0 18 092 4423 39 629 98 313 3586 26 1 301 195 1258 463 57 066 48 811 7851 243 662 250 2010 год выпуска 0 0 38 0 248 69 4296 1 0 0 0 0 16 11 513 3317 22 0 47 075 0 0 1988 191 632 497 0 Марка Jinbei JMC KIA Maxus Mazda Mercedes-Benz Mitsubishi Nissan Nysa Opel Peugeot Polarsun RAF Renault Skoda SsangYong ТагАЗ Tata Toyota УАЗ ВИС Volkswagen Yuejin ВСЕГО Всего 133 1802 11 679 3820 80 591 97 416 97 432 120 609 5756 5043 29 381 13 40 815 38 666 449 12 433 354 126 263 522 689 253 26 833 152 207 893 3 536 974 2010 год выпуска 0 9 397 1 0 1263 6 289 1 0 9226 0 0 382 0 0 168 0 339 18 764 2467 3557 0 106 772*По данным агентства «Автостат».Свыше миллиона – точнее, 1,5 млн. автомобилей несут марку ГАЗ (1,5 млн. штук), еще 1,3 млн. – «Москвич». Но их доля неуклонно сокращается (–5,7% и –5,9% за прошлый год соответственно). На фоне падения доли тра‑ диционных отечественных марок обращает на себя внимание рост парка иностранных авто‑ мобилей –10,7%, до 13,3 млн. машин. Но вот примечательная тенденция: если прирост числа иномарок, произведенных в Рос‑ сии, составил 40,6% (до 2 млн. штук), то парк «праворульных» автомобилей сократился на 65,8% (до 0,8 млн.). Это отрадно, потому что первые прибывают в наш парк новыми, а вторые – старыми… Наибольшее количество лег‑ ковых автомобилей по-прежнему в Центральном федеральном округе – там ныне 10,1 млн. еди‑ ниц (29,5% от всех). Вторым по численности является Приволж‑ ский ФО (6,6 млн.; 19,1%). Самые скромные показатели у Дальне‑ восточного и Северо-Кавказского федеральных округов, в каждом из которых зарегистрировано немногим более 1,5 млн. легко‑ вых автомобилей. Так у них все еще впереди! В нынешнем году мы решили отказаться от привычной ста‑ тистической таблицы с числен‑ ностью российского автопарка по регионам. Честно говоря, принятый в МВД шаблон нас не очень удовлетворял, ведь он давал подробную разбивку только по российским маркам. Теперь появилась возможность подробно изучить модельный и возрастнойсостав парка – спасибо специали‑ стам аналитического агентства «Автостат». Объем полученной информации возрос настолько, что не позволяет привести эти данные в региональном разрезе: получится таблица, намного превосходящая площадь жур‑ нального разворота. Посему от подробной разбивки мы скрепя сердце отказались, но одну цифру все же назовем: в прошлом году был побит важный рекорд – число легковых автомобилей, зарегистрированных в столице и Московской области, превысило 7 млн. штук. Поэтому в таблицах отражена лишь федеральная информация, зато с разбивкой по маркам и отдельно для легко‑ вых и для легких коммерческих машин (см. таблицы). Обратите внимание на ту колонку каждой таблицы, в которой машины 2010 года выпуска. Но реально новых автомобилей поступило в эксплуатацию в тот год гораздо больше – не забывайте, что дол‑ гое время распродавались экзем‑ пляры, выпущенные в 2009‑м. Абсолютный бестселлер России – вазовская «шестерка»: их на учете свыше 2,1 млн. штук. А всего «жигулей» у нас бегает 7,2 млн.; считай, каждый четвер‑ тый автомобиль в России – «клас‑ сика». На втором месте «самары» разных моделей (3,5 млн.), а на третьем – «десятки» и «при‑ оры» (2 млн. штук). Впрочем, тут все предсказуемо. Среди иномарок картина куда более сложная. На первом месте, понятное дело, японская «Тойота» – во многом благодаря220 За рулем 05/2011 Марка Acura Alfa Romeo Asia Aston Martin Audi Bentley BMW Bogdan Brilliance Buick BYD Cadillac Chery Chevrolet Chrysler Citroen Dacia Daewoo Daihatsu Derways Dodge DongFeng «Донинвест» FAW Ferrari FIAT Ford ГАЗ Geely Great Wall Hafei Honda Hummer Hyundai Infiniti Iran Khodro Isuzu ИЖ JAC Jaguar Jeep JMC KIA «Лада» LamborghiniВсего 2010 год выпуска 4873 62 8478 0 333 0 295 15 462 735 15 160 1985 61 337 925 13 124 7010 7000 1158 0 982 1 8729 75 9487 712 79110 5394 896 800 87 862 32 699 64 71 644 9724 1293 3 519 529 54 800 27 894 0 1846 2 39 367 124 19 0 3540 0 2556 0 379 26 77 740 4360 954 697 69 269 1 545 792 4482 14 025 1520 40 706 4725 3161 1 633 289 9279 6014 3 763 304 53 580 36 181 3094 10 359 0 23 871 1 245 876 1 198 12 8600 592 34 830 562 56 0 482 060 87 707 14 173 227 443 276 136 2Марка Landmark Land Rover Lexus Lifan Lincoln ЛуАЗ Marussia Maserati Mazda Mercedes-Benz Smart MG Rover MINI Mitsubishi «Москвич» Nissan «Ока» Opel Peugeot Plymouth Pontiac Porsche Proton Renault Rolls-Royce SAAB Saturn Scion SEAT Skoda SsangYong Subaru Suzuki ТагАЗ Tata Tatra Toyota УАЗ Volkswagen Volvo Vortex Xin Kai ЗАЗ ИТОГО ЛЕГКОВЫЕВсего 2010 год выпуска 1045 0 77 837 7695 125 939 9253 15 372 7447 5095 6 74762 1 12 0 519 25 493 825 17 297 371 359 16 658 2608 6 11 065 4 3262 462 800 416 35 797 1 407 760 4 1 243 390 65 333 454 221 5 602 261 31156 192 087 18131 3477 0 12 908 0 17 453 1088 843 0 53 0203 81 431 440 38 23 097 0 1266 0 2043 1 12 996 291 233 374 36 667 54 584 9017 195 126 3675 255 876 20 575 15 725 6932 126 0 250 0 2 848 981 64 824 666 210 18 675 698 271 47 339 165 804 9491 9427 2692 324 1 834 411 12 900 34 040 838 1 401 592безумной популярности «праворуких» машин на Дальнем Востоке и в Сибири. Там они до сих пор составляют основу автопарка. Кстати, в России на учете стоят «тойоты» аж 104 моделей! Итак, самая популярная иномарка в России – «ТойотаКоролла» разных поколений (596,3 тыс.); если прибавить сюда вариации на ее основе типа «Спринтера», насчитаем еще больше. На втором месте – ура! – российский «Форд-Фокус» (437,7 тыс.),на третьем – «Дэу-Нексия» (323,8 тыс. штук). Далее идут «Рено-Логан» (322,6 тыс.), «Фольксваген-Пассат» (318,8 тыс.), «Шевроле-Нива» (304,4 тыс.), «Мицубиси-Лансер» (283,6 тыс.)… Даже по этому короткому списку понятно, что новые машины («Фокус», «Логан» и т. д.) активно теснят модели, которые раньше ввозили подер жанными. А это – хороший признак. Кризис, похоже, и вправду практически миновал…На правах рекламыПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ в РФ (на 1 января 2011 года)*