148
149
150
151
152
СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАСВЕЧА ДЛЯ НАРОДАНедорогие свечи зажигания решили испытать Михаил Колодочкин и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.Работодатель пушкинского Балды серьезно пострадал в погоне за дешевизной. И все же очередную экспертизу свечей зажигания мы решили посвятить недорогим изделиям, аналогам наших А17ДВРМ. Ведь именно такие свечи с шестигранником «на 21» поджигают смесь семейству вазовских восьмиклапанных моторов, а также множеству иномарок не первой свежести. А покупать на такие авто что-то утонченно-иридиевое нерационально. Поэтому решили ограничить расходы круглой суммой: не больше 100 рублей за свечу. Удивило разнообразие в этом ценовом сегменте – множество не только брендов, но и вариантов конструкции. Да и стоимость покупки, даже при жестком ограничении сверху, различалась почти втрое. Что ж, так даже интереснее.КЛАССИКА И ОРИГИНАЛЬНОСТЬмногоэлектродка – ЭЗ-Standard Т17ДВРМ Энгельсского завода, с тремя боковыми электродами. Во-вторых, за означенную сумму мы умудрились купить даже свечи с платиновыми электродами – Bosch Platinum WR7DPX, причем самой интересной схемы: с тонким центральным электродом, полностью утопленным в корпус изолятора. В эту компанию вошел и чешский иттриевый Brisk – с заточенным на конус боковым электродом. Насколько такие свечи лучше обычных (да и лучше ли?), покажет эксперимент. В качестве планки отсчета при проведении моторных испытаний мы взяли «классику жанра» – одноэлектродные ЭЗ-Standard А17ДВРМ. Сравнение проведем по четырем показателям: стабильность конструктивных параметров, результат комплексных моторных испытаний, экология, работа в нештатных ситуациях.место9TSN, TSITRON, страна не указанаА17ДВРМ Зазор Ориентировочная цена (за 4 свечи) Мотор работает, цена самая низкая. Проиграли всем и во всем.не указан 140 руб.Мы закупили по два комплекта каждого типа. Основную массу составили классические одноэлектродные свечи: отечественные марки Tsitron, «японцы» NGK и Denso и «европейцы» (судя по надписям на упаковке) BERU, Ween, HOLA. Но под наш ценовой критерий подошли и несколько не совсем обычных конструкций. Во-первых, это чуть ли не единственная российскаяЗАЗОРЫ И СОПРОТИВЛЕНИЯДля начала свечи обмерили, получив величины предустановленных искровых зазоров и электрических сопротивлений. Зачем? Чтобы сразу отсеять изначально негодные образцы. Таких на сей раз не оказалось (хотя прежде брак попадался). Кроме того, интересно оценить неравномерность конструктивных параметров по каждому бренду: чем она ниже, тем выше уровень производства.Свечи, продающиеся в полиэтиленовых пакетиках, то есть практически россыпью, – такое сейчас не везде встретишь! Нечеткая маркировка, большой разброс по сопротивлениям и зазорам сразу вызвали опасения за результат. Применяемость указана на бумажке, прилепленной на пакетике. Увы, явный аутсайдер…148 За рулем 05/2011 Лучшими оказались NGK, Denso, а также Bosch. К сожалению, Tsitron показал невысокую стабильность, особенно на фоне лидеров. Закончив с щупами и омметрами, мы перетасовали свечи и сформировали для каждого бренда новые комплекты: назовем их условно «хороший» и «обычный». Первый – из тех свечей, параметры которых наиболее близки к средним по выборке. Второй – из того, что осталось. Задавать уровень отсчета при моторных испытаниях будут два комплекта одноэлектродных свечей ЭЗ-Standard А17ДВРМ.МОЩНОСТЬ, РАСХОД, ТОКСИЧНОСТЬВ какой мере качество и особенности свечей способны повлиять на характеристики двигателя? Отлавливать придется считаные проценты, поэтому нужны стендовые условия, чтобы полученные эффекты не съела погрешность измерений. Последовательно ставим каждый комплект на вспрысковой мотор ВАЗ-2111 и в фиксированных режимах оцениваем изменение мощности, расхода топлива и токсичностиотработавших газов относительно ЭЗ-Standard А17ДВРМ. Сначала прогнали на моторе «хорошие» комплекты, затем «обычные». Итоговый результат складывался из достижений обоих наборов. А разброс результатов должен был показать степень зависимости показателей двигателя от стабильности параметров свечей. Среди классических свечей из «хороших» комплектов разброс по мощности и экономичности сравнительно невелик – до 2…3%, по экологии чуть больше – до 7…9%. А вот «оригиналы» дали заметное улучшение параметров. Наиболее эффективными оказались платиновые Bosch, вторыми пришли на финиш – внимание! – отечественные трехэлектродные ЭЗ-Standard! Тут явно сработал принцип открытой искры, реализуемый в многоэлектродных схемах, о чем мы неоднократно писали (например, ЗР, 2006, № 10). Brisk оказался только седьмым по моторным показателям. Изюминка этих свечей – иттриевый сплав, но он в основном продлевает ресурс,место8HOLA, Нидерландыместо7BRISK A‑LINE, ЧехияS14 Зазор Ориентировочная цена (за 4 свечи) Низкая цена, аккуратное исполнение.1,1 мм 175 руб.13LR15YCY‑1 Зазор Ориентировочная ценане указан 230 руб.Известный бренд, аккуратное изготовление. Отсутствие каких-либо ощутимых преимуществ.Не самая высокая стабильность конструктивных параметров.Самые дешевые среди импортных свечей. Подробное описание, куча сертификатов – все это хорошо. Особо не блеснули, но будут в самый раз, если хочется порадовать машинку чемнибудь импортным и недорогим.Иттриевые свечи с заточенным на конус боковым электродом и увеличенным выступом центрального электрода. Должны прослужить долго, но в наших испытаниях ничего выдающегося не показали. Да и цена не самая привлекательная.На правах рекламы | ЭКСПЕРТИЗА СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯТЕРМИНОЛОГИЯ И МЕТОДИКАВнешняя скоростная характеристика. Характеризует изменение мощности (или крутящего момента) двигателя в зависи‑ мости от числа оборотов его коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке (для бензинового мотора). Параметр мощности. Рассчитывается как среднее увеличение (уменьшение) мощ‑ ности на всех замеренных точках внешней скоростной характеристики по отношению к базовому комплекту. Параметр токсичности (отдельно по ком‑ понентам СО, СН, NОx). Рассчитывается как средние увеличения (уменьшения) содер‑ жания указанных токсических компонентов по отношению к базовому комплекту. Параметр экономичности. Рассчитыва‑ ется как среднее увеличение (уменьшение) удельного расхода топлива на всех заме‑ ренных точках нагрузочных характеристик по отношению к базовому комплекту. Усредненный моторный показатель аварийный. Принимается равным параметру экономичности. Усредненный моторный показатель. Рассчитывается как взвешенная сумма пара‑ метров мощности и экономичности. Усредненный показатель токсичности. Рассчитывается как взвешенная сумма пара‑ метров токсичности по всем компонентам. В качестве базового был выбран ком‑ плект ЭЗ‑Standard А17ДВРМ. Перед расче‑ том итоговых показателей качества привели к стандартным условиям данные замеров и построили аппроксимации зависимостей, позволяющие использовать одни и те же точки сопоставления по нагрузке. В каждом виде испытаний участники получали коэффициенты по пятибалль‑ ной шкале: 5 баллов за лучший результат и 1 балл – за худший. Остальные оце‑ нивались пропорционально положению в таблице. По итогам четырех видов испытаний определяли сумму коэффициентов (кон‑ структивный, моторный, экологический, аварийный), которая и учитывалась при распределении мест.не оказывая особого влияния на качество искрообразования. Заточив боковой электрод на конус, конструкторы, по нашему мнению, ошиблись. Подобная форма целесообразна, когда он заканчивается над центральным электродом (так, например, делают NGK и Denso). В этом случае образуется зона локального повышения интенсивности электрического поля и, стало быть, меняются условия искрообразования. А в варианте, предложенном Brisk, боковой электрод далеко выступает за центральный – и поэтому условия образования искры здесь практически не меняются. Кстати, обратите внимание: при проверке «обычных» комплектов преимущество лидеров выражено сильнее! Потому совет: даже экономя, приглядитесь повнимательнее к лидерам. Чем меньше различаются параметры свечей, тем лучше поедет ваша машина!ДАЖЕ НЕДОРОГИЕ СВЕЧИ СПОСОБНЫ ИЗМЕНИТЬ ПОВЕДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ.место6BERU, Германияместо5WEEN, Нидерландыместо4DENSO, Япония14R-7DUX Зазор Ориентировочная цена (за 4 свечи) Ровное выступление на всех этапах. Хотелось бы подешевле.1,1 мм 280 руб.121-1370 Зазор Ориентировочная цена (за 4 свечи) Неплохое соотношение цена/качество.1,1 мм 210 руб.W20EPR-U11 Зазор Ориентировочная цена (за 4 свечи)не указан 380 руб.Высокая стабильность конструктивных параметров. Дороже только Bosch.Практически ни слова по‑русски на блистере.Свечи классической конструкции с громким именем, при этом не самая высокая цена. Ре‑ зультаты как бы в тени: ни провалов, ни лидер‑ ства ни в одной из номинаций. Честно говоря, бренд приучил видеть его в призерах, но мы же специально выискивали, что подешевле.Малоизвестные в России голландские свечи оказались ровно посередине таблицы, обогнав куда более раскрученные бренды. По стабильности конструктивных параметров эти свечи – четвертые.Японские свечи проявили себя лидерами в группе классических коллег. Впрочем, определенная оригинальность есть и в них – U‑образная выемка на боковом электроде, которая, по мнению фирмы, стабилизирует разряд. Похоже, так оно и есть.150 За рулем 05/2011 Следующие два испытания. Мы всегда подчеркиваем, что за ограниченное время смоделировать в полном объеме все беды реального двигателя – отложения, износ свечей, холодные пуски и т. п. – не удастся. Но можно косвенно оценить устойчивость работы свечей в экстремальных условиях по тому, как они поведут себя при пониженном напряжении в бортовой сети. Например, при 9 В вместо привычных четырнадцати. Само собой, над топливным насосом и электроникой издеваться не будем: нас интересует только разница в поведении свечей. Потому переходим на стенд с карбюраторным мотором. В этих испытаниях участвуют «лучшие». Итоги подтвердили результаты предыдущей серии – удачнее других выступили платиновые тонкоэлектродные свечи Bosch и отечественныепо зазорамНаименованиепо сопротивлениямBosch WR7DPX ЭЗ-Standard Т17ДВРМ 1.0 NGK BPR6ES-11 Denso W20EPR-U11 Ween 121-1370/KMR6C11 BERU 14R-7DUX Brisk LR15YCY-1 Hola BH7CR11 Tsitron А17ДВРМ4,8 4,8 4,9 4,9 4,9 5,0 4,9 3,0 1,04,8 4,3 5,0 4,9 4,5 4,2 3,9 4,2 1,0Примечание. Итоговые конструктивные коэффициенты выставлялись согласно среднему результату измерений зазоров и сопротивлений.КОМПЛЕКСНЫЕ МОТОРНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ«Обычный» комплект «Обычный» комплект «Хороший» комплект «Хороший» комплект Наименование Экологический коэффициент 5,0 4,7 3,7 3,5 3,4 3,2 3,0 3,0 1,0 Аварийный коэффициент 5,0 4,4 4,3 3,5 4,0 3,9 4,1 3,4 1,0 Моторный коэффициент Усредненный моторный показатель, % Усредненный показатель токсичности, %Bosch WR7DPX ЭЗ-Standard Т17ДВРМ 1.0 NGK BPR6ES-11 Denso W20EPR-U11 Ween 121-1370/KMR6C11 BERU 14R-7DUX Brisk LR15YCY-1 Hola BH7CR11 Tsitron А17ДВРМ4,68 3,98 2,94 2,62 1,94 2,31 1,65 1,43 –0,456,12 5,52 4,28 3,26 2,92 3,66 2,23 2,1 –1,715,0 4,6 3,9 3,5 3,2 3,5 2,9 2,8 1,013,11 11,34 7,16 6,36 4,24 5,51 5,37 3,75 –4,4913,72 12,7 8,67 8,06 7,63 6,03 4,18 6,85 –2,86Примечание. Промежуточные моторный и экологический коэффициенты выставлялись согласно среднему результату испытаний двух комплектов свечей.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ НАДЕЖНОСТИ В НЕШТАТНЫХ УСЛОВИЯХРезультаты испытаний в аварийном режиме Усредненный показатель токсичности, % Усредненный моторный показатель аварийный, % Напряжение прекращения искрообразования, В Промежуточный коэффициент Промежуточный коэффициент Промежуточный коэффициентНаименованиеBosch WR7DPX ЭЗ-Standard Т17ДВРМ 1.0 NGK BPR6ES-11 Denso W20EPR-U11 Ween 121-1370/KMR6C11 BERU 14R-7DUX Brisk LR15YCY-1 Hola BH7CR11 Tsitron А17ДВРМ8,87 6,36 4,94 3,22 4,59 4,89 5,04 3,05 –2,755,0 4,1 3,7 3,1 3,5 3,6 3,7 3 111,83 10,81 9,31 5,87 9,49 7,5 7,78 4,07 –8,65,0 4,8 4,5 3,8 4,5 4,2 4,2 3,5 1,05,88 6,15 6,06 6,42 6,33 6,31 6,2 6,48 7,345,0 4,3 4,5 3,5 3,8 3,8 4,1 3,4 1Примечание. Итоговый аварийный коэффициент выставлялся с учетом трех промежуточных коэффициентов, полученных на всех этапах испытаний при пониженном напряжении.Конструктивный коэффициент 4,8 4,6 5,0 4,9 4,7 4,6 4,4 3,6 1,0Промежуточные коэффициентыНа правах рекламыКОГДА ГАСНУТ СВЕЧИ…РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СТАБИЛЬНОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ | ЭКСПЕРТИЗА СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯместо3NGK V-LINE, Францияместо2ЭЗ-STANDARD, Россияместо1BOSCH PLATINUM, Германия№ 13 BPR6ES‑11 Зазор Ориентировочная цена (за 4 свечи)не указан 360 руб.Т17ДВРМ 1.0 Зазор Ориентировочная цена (за 4 свечи) Устойчивое место в первой тройке.1,0 мм 230 руб.WR7DPX Зазор Ориентировочная цена (за 4 свечи)1,1 мм 400 руб.Высокие результаты во всех номинациях. Одни из самых дорогих среди классических свечей.Лидирующие позиции по всем моторным номинациям. Самые дорогие. Увы, не самые стабильные по параметрам.Если бы не разброс параметров, оказались бы... Впрочем, куда уж выше?Французский «японец» повел себя хорошо. Первое место по конструктивной стабильности параметров, третье – во всех остальных номинациях. Отметим, что эти обычные, классические свечи тоже относятся к категории V-Line, где мы привыкли видеть канавку в центральном электроде.Единственный представитель многоэлектродных свечей, попавший в установленный ценовой предел, оказался российским. За вполне доступную цену проявил свои лучшие стороны, заняв вторые места в трех номинациях из четырех!Эта фирма всегда умела делать достойные свечи. Лучшие в трех номинациях из четырех – в итоге золото! Немножко удивило только одно: почему по стабильности параметров «немцы» оказались лишь третьими? Но не будем цепляться к победителям.трехэлектродки. Причем разброс между лидерами и аутсайдерами заметно вырос, особенно по токсичности отработавших газов. Последний тест. Проверяем, при каком минимальном напряжении питания свечи продолжают искрить. Это испытание подскажет, какая из свечей будет работать до последнего даже при неблагоприятных условиях. Стендовый двигатель выводим на стабильныетемпературные параметры, а потом плавно понижаем напряжение до полного прекращения искрообразования. Лучший показатель по этому параметру вновь выдал Bosch, сдавшийся только на рубеже 5,88 В. А первым капитулировал Tsitron: 7,34 В.БАЛДА НЕ СОВСЕМ ПРАВ!Итоги – в таблицах. Неожиданность, причем приятная, одна: давненькороссийские изделия не выигрывали наших тестов. А здесь трехэлектродные и при этом недорогие свечи заняли чистое второе место, вклинившись в группу признанных мэтров между Bosch и «японцами». Жаль, что последнее место тоже наше. А Балда, представьте себе, был не вполне прав! В погоне за дешевизной иногда удается отыскать и нечто достойное…ИТОГИ ИСПЫТАНИЙ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯНаименование Bosch WR7DPX ЭЗ-Standard Т17ДВРМ 1.0 NGK BPR6ES-11 Denso W20EPR-U11 Ween 121-1370/KMR6C11 BERU 14R-7DUX Brisk LR15YCY-1 Hola BH7CR11 Tsitron А17ДВРМ конструктивный 4,8 4,6 5,0 4,9 4,7 4,6 4,4 3,6 1,0 Коэффициенты моторный экологический 5,0 5,0 4,6 4,7 3,9 3,7 3,5 3,5 3,2 3,4 3,5 3,2 2,9 3,0 2,8 3,0 1,0 1,0 аварийный 5,0 4,4 4,3 3,5 4,0 3,9 4,1 3,4 1,0 Сумма 19,8 18,3 16,9 15,4 15,3 15,2 14,4 12,8 4,0 Место 1 2 3 4 5 6 7 8 9СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКакие свечи зажигания вы предпочитаете для своего авто?27% самые крутые: иридиевые, многоэлектродные и т. п. не имею: езжу с теми, 29% понятия что ставят в сервисе 44% те, что подешевле, – просто чаще их меняю152 За рулем 05/2011