182
183
ТЕХНИКА | МУЗЕИЗАСТЫВШЕЕ ДВИЖЕНИЕ«Вольво» в переводе с латыни означает «я качусь». В таком случае экспозиция музея шведской корпорации – это гимн застывшему движению, считает Дмитрий Федоров. Фото автора.Еще двадцать лет назад у «Вольво» не было нормальной исторической экспозиции. Собственно говоря, автомобили из прошлого в собственности компании имелись, однако были раскиданы по самым разным заводам и ангарам. Коллекция формировалась едва ли не с самого момента образования марки в 1927 году, но только когда она разрослась под полусотню автомобилей, грузовиков и автобусов, решилиобеспечить ей постоянную дислокацию. Открытый в 1995 году музей расположился на острове Хисинген, в промышленной зоне Гётеборга, где с самого начала находились вольвовские заводы. Формально музей принадлежит корпорации Volvo AB, которая занимается производством грузовиков, автобусов, судовых двигателей и авиационных компонентов. Легковые машины с момента продажи этого отделения «Форду»в 1999 году к ней вроде бы уже не относятся, тем не менее занимают центральное место в экспозиции. На данный момент только легковых моделей в музее почти 80 штук. И это не считая двух десятков образцов прочей техники, включая судовые и авиационные двигатели и даже два боевых самолета CAAБ. Как они оказались здесь? Просто на них в свое время устанавливали двигатели марки «Вольво».В начале 1950‑х, вдохновившись успехами своих автомобилей на рынке США, руководство шведской компании решило наделить их броской внешностью и престижным имиджем в заокеанском вкусе. В 1952 году построили опытный образец под названием «Филип», внешне явно напоминавший американский «Кайзер». Однако машина с мото‑ ром V8 собственной разработки получилась слишком дорогой и в серию не пошла. Но наследие «Филипа» не пропало – похожий мотор вскоре стали предла‑ гать для грузовиков и моторных лодок.Вот он, первый «Вольво‑OV4» из числа десяти предсерий‑ ных образцов, собранных компанией «Галко» в Стокгольме (завод «Вольво» к тому моменту еще не был открыт). В обозначении машины скрыта краткая характеристика: «открытый автомобиль, четырехци‑ линдровый». Иногда эту модель называют «Якобом» – по прозвищу одного из опытных образцов, собранного 25 июля 1926 года, в день святого Якоба. Первые серийные машины скатились с собственного конвейера «Вольво» только 14 апреля 1927 года – теперь эта дата считается официальным днем рождения фирмы. В 1956 году шведская фирма попыталась впервые выйти на рынок спортивных машин. Родстер Р1900 щеголял сделанным из фибергласа открытым кузовом, чем сильно напоминал американский «Шевроле‑ Корвет». Правда, особой динамикой шведский спорткар не отличал‑ ся – чего ожидать от серийного 1,4‑литрового двигателя мощностью 70 сил! Да и качество изготовления необычного кузова было не ахти. В итоге, построив всего 68 машин, программу свернули – чтобы репу‑ тация фирмы не пострадала.182 За рулем 05/2011 А вот что получилось, когда отказались от проекта «Филип». Новинка, представленная в 1956 году, основывалась на предыдущих моделях (даже колесная база была той же), но кузов у нее совершенно оригинальный. Машине хотели дать название «Амазон», но выяснилось, что его уже зарегистрировала немецкая мотофирма «Крайдлер». Договорились, что «Амазоном» модель будет именоваться только у себя дома, а на всех остальных рынках она стала известна как 120-я серия. Нынешнее подразделение «Вольво констракшн», отвечающее за производство строительной техники, ведет свою историю с 1950 года, когда шведский автопроизводитель приобрел фирму «Болиндер-Мунктелль» (Bolinder-Munktell, ВМ), занимавшуюся выпуском разнообразных двигателей и сельхозмашин. Вскоре компанию переориентировали на строительную технику, и марка «ВМ-Вольво» быстро завоевала отличную репутацию во всем мире. На фото – погрузчик модели H10 1954 года из так называемого переходного периода, когда спецтехника еще создавалась на базе обычных тракторов.Тяжелый «Вольво-Титан» в 1954 году стал первым в мире серийным грузовиком, снабженным турбонаддувом. Конечно, этот метод повышения отдачи двигателя был известен и раньше, но в основном по морской, авиа- и железнодорожной технике. Применение небольшого турбонагнетателя на дизельном моторе грузовика принесло свои плоды – при увеличении массы мотора всего на 25 кг его отдача повысилась со 150 до 185 л.с.Долгое время производство тракторов (как под собственной маркой, так и под обозначением «ВМ-Вольво») было для шведского концерна одним из приоритетных направлений. Со временем этот бизнес сделался менее прибыльным, и в 1984 году от него избавились, продав cтавшее непрофильным отделение финскому концерну «Валмет». На фото – трактор из золотой поры сельхозтехники «Вольво», модель Т-24 1956 года. Вторая попытка сделать шведский спорткар оказалась куда более удачной. Дизайн модели Р1800 создавался в стенах итальянского ателье «Пьетро Фруа», но отвечал за него работавший там швед, сын технического консультанта «Вольво». Когда работу над машиной уже завершили, оказалось, что ее негде производить. К счастью, нашелся подрядчик – британская фирма «Дженсен», располагавшая свободными площадями. Но качество английской сборки оказалось не лучшим, поэтому под выпуск купе все-таки нашли место в Швеции. Стоила машина дорого, почти как «Ягуар E-Type», но зато получила отличный промоушн в телесериале «Святой» с Роджером Муром в главной роли. В начале 1970-х резко вырос интерес к системам, помогающим избежать аварии или, по крайней мере, уменьшающим тяжесть ее последствий. Все крупные фирмы начали строить прототипы «безопасных» машин. «Вольво», впервые в мире внедрившая ремни безопасности и продолжавшая активно разрабатывать эту тему, конечно, не могла остаться в стороне. Ее экспериментальный образец VESC уже в 1972 году мог похвастаться АBS, подушками безопасности, автоматически выдвигаемыми из кресел подголовниками и даже камерой заднего обзора, сделанной, конечно, на уровне тогдашнего развития технологий.За рулем 05/2011 183