181
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВДЫМОВАЯ ЗАВЕСАИгорь Огнев из Республики Тува за ответ на задачу № 39 (ЗР, 2011, № 3) «Комбинированные съемки» получает от фирмы Mystery Electronics навигатор MNS‑520MP c высокопроизводительным процессором Samsung и GPS‑модулем NXP от компании Philips Semiconductors.ЗПРИЗ!работающей топливной системой, содержание СН обычно выше нормы: виноваты пары масла. Кстати, они могут резко сократить жизнь нейтрализатора – далеко не дешевого устройства. Вот мнение нашего победителя: «Сизый дым образуется в пристеночном слое… где температура сравнительно низка (до 300 °С). Из-за этого значительная доля масла не сгорает, а испаряется и недоокисляется, образуя большое количество углеводородов СН и их недоокисленных продуктов». Итак, вся соль задачи в том, что подопытные двигатели были исправны – лишнего масла на стенках цилиндров, поршнях, клапанах практически не было, – неоткуда взяться и дыму. Как же его получить? Кое-кто посоветовал «лить масло струей прямо в дроссельный патрубок или карбюратор». Логика проста. Струя масла плохо распыляется воздухом, и оно, не сгорая, растечется по впускному коллектору, попадет в цилиндры, а оттуда в выпускную систему: сизого дыму не оберешься! (Кстати, наши киношники в итоге так и сделали.) Можно было поступить иначе. Если в двигатель залить столько масла, что коленчатый вал начнет его взбивать, масляный туман с картерными газами попадет в систему вентиляции, а оттуда опять-таки в цилиндры. У исправного четырехтактного двигателя в выпускной системе должно быть сухо. Если ее детали еще не прогреты, внутри нередко конденсируется вода – один из основных продуктов сгорания топлива. Если же в выпускной системе появилось масло, двигатель явно неисправен. При долгой его работе с малыми нагрузками пары масла тут конденсируются, образуется «месторождение». А по мере выхода на повышенную мощность масло начинает испаряться – и мы видим сизый дым. Всех благодарим за участие в конкурсе. Игоря Огнева поздравляем с победой! Просим победителя сообщить нам почтовый адрес для отправки заслуженного приза.За рулем 06/2011 181адача № 39 вроде бы проста, но ответов на нее мы получили немного. Напомним условие. При съемках учебного фильма требовалось показать «масляный», сизый выхлоп изношенного двигателя. Такого под рукой не оказалось, и хитрый режиссер предложил, казалось бы, очевидный выход – заправить «десятку» бензином с добавкой масла. Сделали, но сизого дыма так и не дождались. Ничего не получилось и с карбюраторной «Нивой». Почему же моторы не дымили? И как следовало поступить? Изучив ваши письма, отмечаем: режиссер забыл, что для чистого, полного сгорания топлива его нужно смешивать с достаточно большим количеством окислителя, причем смесь нужна гомогенная, то есть равномерного состава, без локальных зон со слишком плотными парами топлива либо, наоборот, их дефицитом. Например, если поджечь лужицу бензина, лишь в первый миг можно увидеть чистое голубое пламя, – оно тут же багровеет и появляется черный дым. В двигателях же сгорание происходит более организованно. Насколько важно сказанное, показывает другой пример. Многие владельцы мастерских пользуются отопителями, питающимися отработкой. Сгорает продукт неясного состава и происхождения, но над трубой лишь прозрачная струя горячего газа! А все просто: масло тонко дозируется, испаряется и, смешавшись с нужным количеством воздуха и бушующим в топке пламенем, отлично сгорает. Задача упрощается тем, что процесс в печке непрерывен – в ней можно сжигать даже такую бедную смесь, которую искра свечи не смогла бы поджечь. Но вернемся к двигателю. К бензину подмешали примерно 5% масла. Если и такое горючее правильно дозировать, оно сгорит так же, как бензин. ЭБУ контролирует расход горючего, опираясь на показания датчиков, вот только не знает, подается чистый бензин или его смесь с маслом. Но не все тут просто: в контакте с относительно холодными стенками цилиндров топливо окисляется медленней, а этоодна из причин присутствия в отработавших газах СН, то есть неокисленных углеводородов. Остается и незначительное количество кислорода. Выбросы СН токсичны – они жестко нормированы, но уложиться в нормы не всегда легко. Пример. Некий гражданин доездился до того, что маслосъемные кольца перестали удалять пленку масла со стенок цилиндра. При рабочем ходе вместе с бензином сгорит и часть паров масла, но остальное, даже продолжая испаряться, останется без кислорода. При дальнейшем движении поршня к НМТ откроется выпускной клапан – и поршень вытолкнет в систему выпуска отработавшие газы, смешанные с масляными парами. За старой машиной часто стелется сизый дым, особенно после торможения двигателем, когда в цилиндры подсасывается дополнительное масло. В отработавших газах изношенного двигателя, даже с исправноЗАДАЧА № 42ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНАУже вечерело, когда Толя предложил заночевать в знакомом ущелье. Сказано – сделано. И вот наши УАЗы остывают возле хрустального ручейка, а экипажи занялись шашлыком. В приемнике, под треск далеких атмосферных разрядов, Высоцкий поет: «Здесь климат иной…». А нам хоть бы что. Тихо, тепло, костер потрескивает, звезды с кулак. Местный егерь возник из ниоткуда – блеснули пуговицы, золотой зуб, дробовик. И мы услышали: «Уже через пят минут здэсь нэ должна ступат нага человэка! А то и джипы не спасают. Вон, видите – там?..» – и повел стволом дробовика. Как вы думаете, что насторожило егеря? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 июля 2011 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. (Победителя представим вам в сентябрьском номере ЗР.)