204
205
ЭКОНОМИКА | ПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИСТАРЬЕ БЕРЕМ – ПОСПЕШИТЕ!В этом номере мы собирались подвести итоги экспериментальной госпрограммы утилизации автомобилей, которая должна была завершиться в марте. И тут глава правительства объявил, что она будет продолжена – до конца года. Игорь Моржаретто знакомит с промежуточными результатами самой удачной меры поддержки российского авторынка.ИСТОРИЯ БЕЗ КОНЦАО необходимости некой государственной программы, которая предоставляла бы серьезную скидку при покупке нового автомобиля взамен сданного в металлолом старья, заговорили чиновники Минприроды еще в начале 2009 года. Тогда дальше благих намерений дело не пошло. Однако в мире да и в стране разбушевался экономический кризис. Меры пришлось принимать чрезвычайные – глава правительства В. Путин распорядился запустить программу утилизации (назовем ее(с учетом проданных по программе утилизации, данные АВТОВАЗа)ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ «ЛАДА» в 2010 годудля краткости ПУ) аж в праздничный день, 8 марта 2010 года. На нее было выделено 11 млрд. рублей. Эффект оживления рынка сказался уже в апреле, а к августу прошлого года выделенные деньги подошли к концу – досрочно (планировалось, что их хватит до конца года). Тогда премьер-министр подписал еще одно постановление – о выделении 10 млрд. рублей на второй этап программы. В конце года стало понятно: рынок ожил. По итогам 2010-го было продано свыше 1,7 млн. новых легковых автомобилей. Но правительство, видимо, решило подстраховаться и вновь продлило действие ПУ, добавив на нее очередные 5 млрд. рублей. Тут уже и высокие чиновники успокоились: объявили, что дальше рынок будет развиваться самостоятельно. «Плавный выход из мер господдержки российского авторынка – главный вызов, на который нам придется ответить в этом году», – говорил в начале февраля глава департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. Но в марте премьер-министр В. Путин неожиданно заявил, что считает возможным продлить действие программы до конца нынешнего года – и распорядился добавить на нее еще 5 млрд. рублей. Говорят, к такому решению его подтолкнул глава Удмуртии А. Волков, сумев доказать, что оно поможет стать на ноги заводу «ИжАвто». Так это или нет, уже не важно. Главное – ПУ, на которую государство ассигновало свыше 30 млрд. рублей, реально помогла выжить в трудное время нашим производителям и поспособствовала восстановлению российского авторынка. Сегодня в списке автомобилей отечественной сборки, доступных в рамках ПУ, почти сотня моделей двадцати марок. Понятно, основной спрос пришелся на «лады» – 60% всех проданных по этой программе машин. АВТОВАЗ стал, как сейчас модно выражаться, ее главным бенефициаром, то есть выгодоприобретателем. Очень показательны данные за прошлый год. У АВТОВАЗа продажи на внутреннем рынке выросли почти на 48% (до 517 147 машин); в обмен на старье завод поставил 221 584 автомобиля (44% общего числа). А «классика» (ВАЗ-2105/2107), которую собирались снять с производства еще в 2009 году, по итогам 2010-го оказалась самой популярной в стране: ее продажи выросли в два с лишним раза – до 136 тыс. машин. Заметно поднялись и другие традиционные производители. «Группа ГАЗ» сообщает, что в 2010 году по программе реализованоКТО ВЫИГРАЛСАМЫЕ АКТИВНЫЕ РЕГИОНЫ РФ ПО ПРОГРАММЕ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ204 За рулем 06/2011 4110 легких коммерческих автомоби‑ лей (6,7% всех продаж) и 2601 машина модели «Сайбер» (каждая вторая!). Всего же ГАЗ за год продал 8064 «про‑ граммных» автомобиля. «Соллерс» за год действия ПУ продал 10 тыс. автомобилей допол‑ нительно (11% всех продаж). Больше других выиграл УАЗ: плюс 5,5 тыс. все‑ дорожников. Кстати, сегодня еще одним круп‑ нейшим бенефициаром ПУ стал упо‑ мянутый выше «ИжАвто». За первый квартал этого года в Ижевске собрали 6,1 тыс. автомобилей ВАЗ‑2104, ‑2107 и фургонов Иж‑27175; львиная доля этих машин нашла своих покупателей именно благодаря ПУ. Cреди иностранных компаний лидер по объему «программных» про‑ даж – компания «Рено»: c момента запуска ПУ по 8 марта 2011 года на ее долю пришлось 35 938 сертификатов. С ними «Рено» в общей статистике про‑ граммы занимает около 6%. У осталь‑ ных «иностранцев» доля новых машин, купленных по ПУ, не превышает в луч‑ шем случае 2%. Всего же за год обладателями новых автомобилей взамен сданного старья стали полмиллиона россиян. И это, конечно, главное достижение. А еще на наших дорогах (во дворах, на обочинах дорог) убавилось полмил‑ лиона древних колымаг.или невостребованными; найдутся, без сомнения, владельцы и для них. Заме‑ ститель главы Минпромторга Андрей Дементьев уверен, что «авторынок России уже давно возобновил свой рост после кризиса» и «мы не получим того отката, который получили наши коллеги в Германии и ряде евростран». Вообще же, Россия дольше других нянчится со своими автопроизводите‑ лями: в других странах подобное стиму‑ лирование спроса действовало недолго и уже повсеместно прекратилось. К при‑ меру, в США акция Cash for Clunkers продлилась всего два месяца (июль‑ август 2009 года). Правда, потратили на нее больше, чем у нас, – почти 3 млрд. долларов. В Германии за год действия подобной программы рас‑ ходы госбюджета составили 1,5 млрд. евро. Последним действие своей ПУ прекратил Китай – в декабре прошлого года; в Европе они завершились в конце 2009‑го – начале 2010 года.ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО ПРОГРАММЕ УТИЛИЗАЦИИ (ПУ) (март 2010‑го – апрель 2011 года)*Доля марки в продажах по ПУ, % 2,0 1,9 1,7 1,1 0,8 0,4 0,4 0,3 0,1 – 0,1 Доля продаж по ПУ в общем итоге, % 10,6 8,0 11,7 13,8 21,8 2,4 2,2 Продано всего 88 927 113 642 66 314 34 473 18 220 84 653 82 805 Продано по ПУ 9407 9078 8076 5155 3974 2011 1835Марка/модельА ТЕПЕРЬ – АВТОБУС!ЧТО ДАЛЬШЕ?Программа в нынешнем ее виде будет работать, видимо, до конца 2011 года – во всяком случае, пока не закончатся выделенные правительством 100 тыс. сертификатов на 5 млрд. рублей. Еще порядка 40 тыс. сертификатов оказались по разным причинам испорченнымиНо в России утилизацию автохлама намерены продолжить и в будущем году. Теперь возьмутся за грузовой транспорт и автобусы. Для этого Мин‑ промторг запросил у правительства по 3,5 млрд. рублей ежегодно в течение «трехлетки» обновления автобусного парка и еще 7,4 млрд. на утилизацию грузовиков. По предварительным данным, получить сертификат смо‑ гут владельцы машин старше 15 лет; за каждый грузовик дадут от 100 тыс. до 270 тыс. рублей в виде скидки на приобретение нового. В какой‑то форме, возможно, продлится и ПУ для легковушек. Как рассказал А. Рахманов, дирек‑ тор «автомобильного» департамента1 «Лада» 2 «Рено» «Соллерс» 3 в т. ч. УАЗ («Фокус», 4 «Форд» «Мондео») «Фольксваген» 5 (включая марку «Шкода») 6 ГАЗ 7 «Шевроле-Нива» 8 «Пежо-308» 9 «Шевроле» (включая 10 ТагАЗ «Хёндай-Акцент») 11 «Ситроен-С4» 12 «Ниссан» 13 «Опель» 14 Иж-27175 Итого557 348 300 940 54,0 62,6 105 120 26 881 25,6** 5,6 87 440 10 898 12,5 2,3 51 450 5222 10,1 1,15280 692 13,1 90 363 255 0,3 44 462 229 – 1047 294 28,1 1 386 094 481 111 34,7*Данные производителей, АЕБ, Минпромторга и журнала «За рулем». **В 2010 году по ПУ было продано 32,5% всех автомобилей модели «Логан» и 36,8% – «Сандеро». В 2011 году показатели составляют по моделям 6–12%.Минпромторга, его ведомство подго‑ товило концепцию новой программы, Она, по его словам, обеспечит 8‑про‑ центное обновление парка автомобилей ежегодно. Правда, бремя оплаты самого процесса утилизации, по‑видимому, переложат на плечи последнего вла‑ дельца машины (он и сейчас «отстеги‑ вает» на это 3 тыс. рублей из 50‑тысяч‑ ного бонуса). Но, может, новая программа даст толчок к созданию эффективных предприятий по утилиза‑ ции автохлама? Давно пора...На правах рекламы