226
227
228
RENAULT LOGAN CUP СПОРТ | РАЛЛИВ ПЕРВЫЙ КЛАССЧем мощнее автомобиль, тем дальше он улетает в лес.Народная мудростьДоступная спортивная машина дарит возможность учиться гоночным навыкам прямо по ходу состязаний. За руль раллийного «Логана», словно за школьную парту, сел Максим Гомянин. Фото Вадима Крючкова и «Рено».Когда начальник спросил, поеду ли я этап «Рено-Логан Кап», который пройдет в рамках Кубка России по авторалли, я сразу сказал «да» – спорить с руководством глупо. И только потом задумался: в ралли я никогда не стартовал, про скоростную стенограмму знаю лишь отчасти. А навыки, приобретенные в картинге, надо перестроить под управление переднеприводным автомобилем. Но часыуже тикали, предательски унося время. Мне предстояло научиться многому, причем в очень сжатые сроки…УКАЗЫВАЮЩИЙ ПУТЬ«Двадцать шесть их у меня было, как сейчас помню», – Сафоний Лотко смотрел на меня оценивающим взглядом. Опытнейший штурман, собравший в ралли богатый урожай наград и званий, готовился сесть справа к двадцатьседьмому, каковым посчастливилось стать мне. На тренировочном допе близ подмосковного Домодедова мы прикатались друг к другу, а заодно провели генеральную репетицию этапа. Сафоний еще и инструктор со стажем, потому, доверившись ему, стараюсь впитывать все, что он говорит. «Левый ноль, газ, газ, газ… Сто прямо. Не бросать газ!» Припорошенная снегом ледовая дорожка,226 За рулем 06/2011 петляющая меж высокими брустверами, становится все более понятной. «Вот сюда, на зацеп. Видишь, насколько быстрее пошло? Правый три-три. Передачу вниз – у тебя же четвертая, вот мы и не разгоняемся». Информация накрывает лавиной – каждую секунду узнаю что-то новое. Попробуй-ка переварить все это сразу! А от «Рено-Логан», на котором предстояло ехать гонку, такой прыти я просто не ожидал.ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКСПРЕСССедан, подготовленный для раллийного Монокубка «Рено-Логан Кап», стоит 450 000 рублей. Неприхотливый, имеющий репутацию неубиваемого, он идеально подходит для первых шагов в автоспорте и, главное, обучения. Избытка мощности здесь нет – под капотом стандартный 1,6-литровый мотор в 100 сил. Это должно уберечь начинающих от лишних вылетов в лес и придорожные кюветы. Серьезная авария ведь и по кошельку бьет. Для пилотажа не нужно большого спортивного опыта, а обслуживание доступно. К примеру, доставка автомобиля до Ростова Великого, где нам предстояло ехать этап, – 5000 рублей. Еще 42 000 – плата за полное техобслуживание в ходе гонки. То есть экипаж не ломает голову, где бы добыть погнутую тягу и сделать сход-развал. Этозабота профессиональных механиков. Еще одна статья расходов – гоночные шины. На этап нужно шесть колес. Передние изнашиваются быстрее, им-то на смену и пойдут дополнительные два. Чтобы мы прочувствовали, чего ждать от шин в гонке, механики поставили BFGoodrich с 4,5-миллиметровыми шипами. Пилотирование «Логана» на укатанном льду напомнило езду по мокрому асфальту. Машина на «шиповках» покорно слушается руля там, где на обычной резине она ни в какую не хотела поворачивать. А занос появляется, когда ход уже очень приличный.УДАЧИ ВАМ, МУЖИКИ!В воскресенье Ростов Великий встал пораньше, чтобы проводить более шести десятков экипажей на трассу ралли «Золотые купола». С 66-м номером на борту мы почти крайние. Для дебюта цифры подходящие, не хватает только третьей шестерки… Но я гоню от себя дурные мысли. Вокруг очень дружелюбная атмосфера. В разговорах нет обид и злобы, ведь здесь борются со временем, а не толкают друг друга бортами. Нам желают удачи, и мы выдвигаемся на первый спецучасток. «Главное – спокойней. С колеей не борись, она все равно победит. Всё, 30 секунд до старта». Время спрессовывается сильнее, когда понимаю, чтопосле субботней прописи всех СУ первый забыл напрочь… «Логан», как гончая на морозе, почуяв снег, выдыхает горячий воздух из ноздрей решетки радиатора. Зеленый сигнал – понеслись! Падаем в колею, и трасса тут же затягивает в опасный омут бесконечных поворотов. Выезжая на прямую, вижу «Субару», торчащий из снежного бруствера. Чуть дальше «Мицубиси», повисший на сугробе. «Минус два в общем зачете, – спокойно констатирует штурман. – Газу!» И снова несемся в колее. Белый снег весь в грязных разводах: когтистые покрышки машин разрыли дорогу до грунта. Где-то просто ползем на защите картера. «Не бросай газ, – слышу в наушниках, – закопаемся моментально». И вот она, отсечка. Выдохнули. Я еще не знал, чтоМне предстояло научиться многому буквально за считаные часы. Первое знакомство с гоночным «Логаном» на тренировочной трассе близ Домодедова.За рулем 06/2011 227 | РАЛЛИ RENAULT LOGAN CUP«Логан» на резине с 4,5‑миллиме‑ тровыми шипами оказался на редкость быстрым автомобилем. Сафоний Лотко – опытнейший штур‑ ман и инструктор. Он добился в россий‑ ском ралли всего.мы оказались на 37‑м месте в общем зачете. Пришло лишь ощущение, что здесь можно уверенно ехать. Вырулив на дорогу для пере‑ езда на СУ‑2, понимаю, что асфальт гоночным шинам противопоказан. Нагрузка на шипы большая. Драгоцен‑ ных «гвоздей» можно лишиться после пары сильных торможений, поэтому едем по обочине, где есть хоть какая‑то снежная каша. На СУ‑2 осторожничаю. Сафоний читает стенограмму и успевает заме‑ чать все мои ошибки. «Не надо в эту шнягу, здесь хода нет. Вон где зацеп, левее!» Финиш – откатываемся на 49‑е место. Но все‑таки опережаем двух коллег по зачету «Логан кап». СУ‑3. Здесь полностью скон‑ центрировался на спокойном голосе в наушниках. «Трамплин, сто прямо…» Прикрываю газ, и тут же следует пояснение: «Сто прямо за трампли‑ ном». Нога снова нажимает на правую педаль, наш «Логан» разгружается, оттормаживаемся на прямой и ныряем в следующий вираж. Отсечка. 38‑е место. Мы практически всё отыграли!Но время идет – выбираемся и начи‑ наем наверстывать упущенное. «Левый два, прямо сто пятьдесят. Не заводиться!» – Сафоний отлично понял мое настроение. Колея петляет вправо‑влево. Мы несемся по ней, как по рельсам, подобно экспрессу «Сап‑ сан». На финише ничего не теряем. По‑прежнему 38‑е. На СУ‑5 надо прибавить, чтобы улучшить результат. Здесь я и забыл наставления штурмана – завелся! В один из поворотов зашел с перебором газа. Тормоз, клевок, зад автомобиля разгрузился, занос… Нас аккуратно вынесло наружу виража. Сели защитой картера на островок снега, утрамбо‑ ванного до твердости камня. Лопатус собой не взяли, думали – плохая при‑ мета. А то бы откопались. В общем, машина целая, двигатель работает, до бруствера еще метр, а не едем.ПЕРЕВЕДЯ ДУХЧто же, это моя ошибка, винить некого. Но разочарования нет. Первая в жизни раллийная гонка подарила ценнейший опыт. А уроки Сафония Лотко, без которого мой выезд мог закончиться «крышей», я запомню на всю жизнь. Энергетик под названием «ралли», впрыснутый в кровь этапом «Рено‑ Логан Кап», вызвал моментальное при‑ выкание. Как только выпадет возмож‑ ность стартовать еще раз – скажу «да», не раздумывая.ЧУЖАЯ КОЛЕЯПервая секция ралли дарит надежду на хороший результат, да и машину стал понимать лучше. Но перерыв не пошел на пользу. Занимаем позицию перед СУ‑4. И тут колея впервые показывает характер. Старт! Отпускаю сцепление, колеса прокручиваются в каше из снега с землей – и машина закапывается… Ну нельзя же так! Место старта, вообще‑то, должны чистить. Напри‑ мер, в Финляндии его еще и водой поливают, чтобы лед схватился.Каждый участник Монокубка волен выбирать, кому ремонти‑ ровать его машину в парке сер‑ виса. Наш «Логан» обслуживала команда DriveTECH.228 За рулем 06/2011