170
171
172
173
174
175
ЗАПРАВКА-БУКСИРОВКА РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТВСТРЕЧА ПРИ ГАЛСТУКАХКогда «выпивка» у мотора закончилась, а в заначке нет и капли бензина, возможно, придется завязывать «галстук» на буксирной проушине, предупреждает Игорь Козлов. Продолжаем сравнивать десять популярных на нашем рынке автомобилей (ЗР, 2011, № 2, 4).Сегодня при развитой сети АЗС остаться с пустым баком маловероятно, тем не менее это не исключено. Поздно читать мораль: мол, надо было заранее запастись хотя бы двухлитровой пластиковой бутылкой (удобная, кстати, емкость для резерва топлива!). Однако на АЗС вам в нее могут и не налить – запрещает техника безопасности. Не беда, зальете самостоятельно, но только не под пробку! Оставьте около 5% воздуха, чтобы бутыль не разорвало при нагреве, – это правило касается любых герметичных емкостей. Излишне напоминать, что при заправке не курят и спичкойТОПЛИВНАЯ КАРТАв бак не светят. На некоторых АЗС не заправляют даже специально предназначенные для топлива и удобные пластиковые канистры с клеймом Gasoline (бензин) на боковине. Бесполезно убеждать оператора, что бензобак машины сделан из похожего пластика – проще найти другую заправку. Не заполняйте бак под завязку, максимум – до второй отсечки пистолета. Конечно, при нагреве бак не разорвет, но, например, в «Хёндай-Акцент» топливо убежит по боковой трубке наливной горловины в адсорбер, а оттуда в двигатель. Известны случаи, когда из-за подобного, казалось бы, пустяка выгорал нейтрализатор.Чтобы влить в бак резервный запас без воронки, потребуется известная сноровка: нужно отверткой или веточкой открыть верхний клапан горловины. На «Фокусе» с его беспробочной горловиной клапан с хитрецой, этот отверткой не откроешь. Зато в штатном комплекте есть переходник-открывалка – худо-бедно и воронкой послужит. И все же тем, кто выжигает бак досуха, желательно возить отдельную воронку с широким горлышком. Вредная привычка требует жертвы в виде стойкого запаха бензина в багажнике. Кстати, удобнее, когда верхняя кромка воронки загнута внутрь, – так топливо не выплескивается. (В крайнем случае воронку170 За рулем 06/2011 Бензин во все машины заливали из одной и той же 5‑литровой канистры. Она очень удобна для хранения резервного запаса топлива: узкий съемный носик проходит в любую горловину. У «Форда‑Фокус» горловина без пробки, поэтому, заправляясь из канистры, открыва‑ ем запорный клапан штатным переходником.легко сделать из той же пластиковой бутылки.) Но учтите: встречаются изделия с широким носиком и с узким. Пер‑ вые влезают только в переходник «Фокуса», а также горловины «Лан‑ сера» и «Мазды‑3». На всякий пожарный уравняйте электростатику машины, емкости с топливом и себя родного: держа в одной руке канистру, другой косни‑ тесь кузова. Бывает, бак лопается. Трещину заделаем бензостойким клеем (ПВА, «Момент») или мылом. Опыт пока‑ зывает: с «замыленным» бензобакомСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙВозите ли вы с собой резерв топлива?3% 7% да, более 5 литров да, до 5 литров90% нет, не вожуУДОБСТВО ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОММесто. Марка, модель 1 «Мазда‑3» «Шевроле‑ Лачетти» «Дэу‑ Нексия» Открывание лючка Расположение или пробки заливной заливной горловины горловины из салона, механический привод из салона, механический привод из салона, электропривод лючок и пробка не запираются лючок и пробка не запираются лючок не запирается, вместо пробки – клапан лючок не запирается, пробка под ключ зажигания из салона, механический привод из салона, механический привод из салона, механический привод справа Достоинства и недостатки Подходит воронка с широким носиком, есть держатель под канатик пробки. Нет. Есть держатель под канатик пробки. Нужна воронка с узким носиком. Есть механический дублер электропривода лючка. Нет держателя для пробки, нужна воронка с узким носиком. Есть держатель под канатик пробки. Нет замков ни для пробки, ни для лючка, нужна воронка с узким носиком. Хорошо хоть, лючок справа. Нет замков ни для пробки, ни для лючка, нет держателя для пробки, нужна воронка с узким носиком. В штатный переходник встает воронка с широким носиком. Бывает, запорный клапан начинает сбоить, не позволяя вставить ни пистолет, ни переходник. На лючке есть держатель для пробки. Неудобно каждый раз вынимать ключ из замка пробки, нужна воронка с узким носиком. На лючке есть держатель для пробки, встает воронка с широким носиком. Кроме того, что горловина слева, – нет. На лючке есть держатель для пробки. Нужна воронка с узким носиком. Нет. слева Нет держателя для пробки, нужна воронка с узким носиком.2справа3справа4–6 «Лада‑ Приора» 4–6 «Лада‑ Калина» 4–6 «Форд‑ Фокус» 7 «Рено‑ Логан» «Мицубиси‑ Лансер» «Тойота‑ Королла» «Хёндай‑ Акцент»справасправасправасправа8слева9слева10На правах рекламы | ТЕСТ-РЕМОНТ ЗАПРАВКА-БУКСИРОВКАНа «Дэу-Нексии» замок лючка электромеханический. При отказе электрики открываем его, потянув за петельку на правой боковине обивки багажника (для наглядности часть обивки сняли).Ловчее всего открывать лючок бензобака, потянув за рычажок на полу. Так сделано на «японцах», «Акценте» и «Лачетти». удастся преодолеть не один десяток километров. Пятилитровую тест-канистру перелили в баки машин за почти одинаковое время – 2 минуты 10 секунд (плюс-минус 3 секунды). Поэтому места распределили не по времени, а по удобству расположения и способа открытия горловины, наличию1 местоВоронка с широким носиком годится только для «Мазды», «Мицубиси» и «Форда». держателя для пробки и пр. Машины поделили на два лагеря – с правои с левосторонним расположением горловины. «Левые» здесь справедливо оказались на последних позициях, ведь заправляться, стоя на проезжей части, небезопасно. «Приоре» с «Калиной» начислили штрафные очки из-за отсутствия2 местокакой-либо защиты – ни на лючке, ни на пробке нет замка. Что стоит какому-нибудь шутнику залить в бак ведро воды?! Среди «правых» последнее место у «Логана», хотя у него пробка под ключ. Но не оставишь же столь привлекательную связку висеть на лючке. Да и в карман вместе с пробкой3 место«Лада-Калина», универсалК проушинам, приваренным к кузову, легко прицепить трос с крюками, петлями или привязать обычную веревку. Петли троса удобнее продевать сверху вниз, фиксируя баллонным ключом.Трос с петлями фиксируем баллонником. Чтобы при буксировке ехать лесенкой, желательно на ведущем авто иметь проушину слева…«Хёндай-Акцент»Приваренные почти на продольной оси автомобиля проушины приемлют любой такелаж, разве что узел на веревке сзади нужно вязать ближе, чтобы не терся о бампер.При такой фиксации петли баллонник никуда не денется: не позволят прорези в силовой защите моторного отсека.«Мицубиси-Лансер», седанНа могучем съемном рым-болте впору не только буксировать «Лансер» по дороге, но и при необходимости тащить подъемным краном, например, из болота.Скорее порвется кузов, чем рым-болт «Лансера»! Заглушка в бампере – на привязи, что очень удобно.…а на «Калине» она справа. Поэтому в качестве ведущего предпочтительнее «Акцент», «Лачетти» или «Королла».При затяжке узел сместится к проушине и не будет касаться «юбки» бампера. Развязывать неудобно: далековато тянуться.Сзади заглушка столь же хороша, но рым-болт вкручивается глубже, отчего баллонник для троса с петлями едва не касается бампера.172 За рулем 06/2011 не положишь, когда пойдешь в кассу. Конечно, ключ можно вынуть, но это, согласитесь, дополнительное неудобство. Если бак выработан досуха и в топливную систему попал воздух, придется дольше обычного крутить стартер. Чтобы снизить нагрузку на него, в «Калине» или «Приоре» легко прокачать систему: при включенном зажигании нажмите золотник клапана на топливной рампе и дождитесь, пока бензин пойдет без плевков (значит, воздух вышел). Ниже по течению подложите ветошь. На других авто подобного клапана нет вообще либо добраться до него намного сложнее. Ну а с дизелем в подобные ситуации лучше вовсе не попадать, поскольку «работа на воздухе» вредит насосу высокого давления. Если такое случилось, обязательно прокачайте топливную магистраль с помощью встроенного в корпус фильтра насоса. Предположим, нет резервного запаса. Взять бензин из бака донора вряд ли будет просто (если авто4 местоиз тестовой десятки, а не случайный грузовик): трубка наливной горловины со множеством изгибов не позволит протолкнуть шланг и дотянуться до заветного уровня (если только донорский бак не под завязку). Кроме того, на всех подопытных авто обнаружили дополнительное препятствие – лабиринт или сеточку на входе в бак. Если все же удалось добраться до бензина, не наглотайтесь его, это здоровью во вред. Хорошо, когда есть шланг с грушей для перекачки. Еще можно снять шланг с топливной рампы и, включив зажигание, заполнить резервную емкость штатным бензонасосом. Только не проще ли доползти на буксире до ближайшей АЗС?ОТДАТЬ КОНЦЫДва троса из числа тестовых – пожалуй, самые распространенные: один оснащен крючками, другой – петлями. Такие ленточные тросы чаще всего встречаются в дорожных наборах. Третий трос – обычная веревка. Она менее удобна, поскольку нужно суметь5 место«Шевроле-Лачетти», седан«Лачетти» с его приваренными петлями не требователен к фасону «галстука», но для фиксации петли в передней про­ ушине предпочитает что­нибудь покоро­ че, чем родной баллонник.Если трос с петлей зафиксировать таким образом, рукоять баллонника будет чиркать по земле, а расположи ее «лежа» – ключ выпадет.«Тойота-Королла», седан«Тойота» – и вдруг целых два рым­болта спереди! К ним можно закрепить любой буксир. Сзади трос с петлей приспособить сложно: мешает пластиковый щиток на днище.Удобнее зафиксировать петлю таким вот образом: и ключ не вывалится, и бампер не поцарапает.Задняя проушина «Лачетти» отстоит дальше всех от среза «юбки» бампера: 360 мм. Чтобы дотянуться, приходится вставать на колени.Кронштейн задней проушины – с острыми заусенцами, способными перегрызть любой текстильный трос.На правах рекламы | ТЕСТ-РЕМОНТ ЗАПРАВКА-БУКСИРОВКАправильно ее привязать (один из вариантов показан на фото). Стальной трос в тесте не участвует – он не столь популярен из-за худшей гибкости, большей жесткости и, если уже успел ощетиниться проволоками, травмоопасности. Конечно, на дороге привередничать не станешь, тем более когда тянешь не ты. Бывало, ради спасения в ход шли ремни безопасности – что уж говорить о грубом стальном тросе. Если выбора нет, то знайте, что лучше других для него приспособлены буксирные съемные рым-болты. У «Короллы», «трешки» и «Логана» они только спереди, а у «Фокуса» с «Лансером» и спереди, и сзади. Затягивать рым-болты нужно с усилием, вставив в ушко баллонный ключ. Если машина с автоматом, четко следуйте инструкции по эксплуатации: при неработающем двигателе допускается буксировка только с малой скоростью на небольшие расстояния. Селектор рычага при этом занимает положение N – «нейтраль».6–8 местоОдин из множества вариантов самозатягивающихся узлов: он прост, но, если веревка намокнет, развязать будет трудно.6–8 местоБезопасность буксировки зависит от опыта обоих водителей. Задача ведущего – трогаться внатяг, быстро не ехать и резко не тормозить. Выезжая на перекресток с интенсивным поперечным потоком, помнить о ведомом. То же касается перестроения в потоке. Ведомый должен постоянно держать трос натянутым и, предвидя дорожную обстановку, вовремя тормозить. Для лучшего обзора желательно сместиться ступенькой к ведущему. Обоим следует иметь в виду: двигатель ведомого автомобиля не работает, а значит, не работают усилители тормозов и руля. И не забудьте включить аварийку. «Конкурсанты» здесь распределились иначе, нежели в бензиновом тесте. Первое место – у «Калины». Поздравляем! Но не спешите радоваться за соотечественницу: будь она не гражданским универсалом, а хэтчбеком в комплектации «Спорт», все сложилось бы не в ее пользу – из-за других бамперов с макси-«юбками». Под такие подлезешь с трудом, а если трос все же зацепишь, рискуешь лишиться модного6–8 место«Лада-Приора», хэтчбекПроушины навечно приварены к кузову – они, как модные рым-болты, уж точно не потеряются. Трос с крюками подходит без ограничений, с петлями – только сзади.Передняя проушина «Приоры» – пожалуй, самая неудачная. Вернее, неудачна форма бампера, из-за которой та оказалась в тесноте.«Дэу-Нексия»Буксирные приборы «Нексии» привередливы: к двум приваренным петлям спереди можно прицепиться крюками или простой веревкой, петлей – сложнее, так как трудно зафиксировать баллонник.При расположенном так ушке баллонник постоянно норовит выпасть.«Рено-Логан», хэтчбекК переднему рым-болту можно прицепить хоть крюк, хоть петлю, хоть веревку. К проушине сзади крюк не подходит: из-за толстого прутка проушины не защелкивается карабин крюка.Ввернув рым-болт от руки, обязательно затяните его – так исключите ударную нагрузку на резьбу.К задней проушине претензий нет. Жаль, однако, что она лишь с правой стороны машины.Задняя проушина формально есть, но воспользоваться ею, не повредив бампер, вряд ли получится.Если баллонник вставить таким образом, он и не вывалится, и бампер не поцарапает.174 За рулем 06/2011 обвеса – цепляющийся за него трос наверняка натворит бед. Места со второго по пятое с мини­ мальным отрывом заняли «Акцент», «Лансер», «Лачетти» и «Королла». Последнюю подвела задняя про­ ушина, пригодная, по сути, только для троса с крюком. Места с шестого по восьмое – у «Приоры», «Нексии» и «Логана». У занявшего девятое место «Фокуса», казалось бы, не было при­ чин опуститься столь низко: рым­ болты удобные, заглушки в бамперах легко подцепить ключом зажигания… Но чтобы достать рым­болт с баллон­ ником (его используем для затяжки проушины и фиксации троса с пет­ лями), нужно вынуть запаску, потратив дополнительное время. На последнем месте «Мазда», задняя проушина которой попросту не предназначена для буксировки! Об этом четко сказано в инструкции по эксплуатации. Конечно, случись беда, и ее используешь, но ответствен­ ности за последствия фирма не несет.9 местоПриходилось ли ездить на буксире?1% регулярно приходится 20% только в роли тягача 21% пока не довелось 58% приходилось, но редкоСтранными выглядят и прописанные в инструкции ограничения насчет передней проушины: допускается буксировка только на небольшие расстояния и по дорогам с твердым покрытием. Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда», а также клуб www.priorovod.ru за предоставленные на тест автомобили.10 место«Форд-Фокус», хэтчбекПросто и бесхитростно. Штатный рым-болт вкручивается спереди или сзади. Привязать к нему можно все что угодно. Единственное неудобство – болт этот в походном положении упрятан под запаску.К проушинам претензий нет. Спереди и сзади они расположены справа по ходу автомобиля.«Мазда-3», седанСпереди – съемный рым-болт, к которому подходит практически любой буксир. Сзади – проушина, но она не предназначена для буксировки!К передней проушине претензий нет: любой из тестовых тросов зацепили без проблем.Заглушки в бамперах под отверстия рым-болта легко потерять: они полностью съемные.А вот таскать другие машины «трешке» запрещено, хотя есть приваренная к кузову проушина.На правах рекламыСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ