134
ЗР ПРОТИВОСОЛНЕЧНЫЕ ЭКРАНЫ КОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОБЛЕСТЯЩАЯ ЗАЩИТАРеально ли защитить салон от палящих лучей солнца? Таланты экранов оценивали Алексей ВоробьевОбухов и Михаил Колодочкин.Кондиционеры перебрались в разряд привычных опций, и это хорошо. Но когда машина часами стоит на открытом летнем солнце, неко­ торые детали кузова и, главное, салона могут нагреться градусов до восьмидесяти, а то и больше! Рука невольно отдергивается от раскаленной поверхности, а голова начинает соображать: как бы помочь кондишену спра­ виться с жарой? Простейшее реше­ ние – противосолнечные экраны. Разновидностей подобных экранов не счесть – мы без труда приобрели пять изделий, закры­ вающих ветровое стекло. Конструк­ ция у всех схожая: две светоотража­ ющие поверхности, выполненные на алюминиевой основе, разделяет пенистая сердцевина – теплоизо­ лятор. Примерная цена – 150– 200 рублей, родословная – вос­ точная, различия – в размерах, дизайне поверхности и способах крепления: присоски, завязки и т. п. Однако не удалось найти указания, где, собственно, крепить экран – снаружи или внутри? Вопрос не банальный. В подав­ ляющем большинстве припар­ кованных машин экраны прячутвнутри, и причина этого понятна. А вот с точки зрения физики внеш­ нее размещение гораздо предпочти­ тельнее: отраженному теплу лучше рассеиваться в свежем воздухе, чем гулять внутри салона. Подобные экраны препят­ ствуют выгоранию панелей и обивки. А вот конкретное пони­ жение температуры производители не декларируют. Восполнить про­ бел мы решили самостоятельно, для чего воспользовались пирометром (бесконтактный измеритель темпе­ ратуры). Подопытными стали наши «Хёндай­Гетц» и «Солярис». Дождались солнечной погоды, когда в тени термометр показал 25 °С. К полудню спинки сидений, на которые не попадало солнце, нагрелись до 48°, торпедо – до 70°, а козырьки комбинации при­ боров (они почти перпендику­ лярны направлению лучей) – аж до 80°! Что ж, берем две шторки, одну – блестящую с двух сторон, другую – с рисунком, и наклады­ ваем на ветровые стекла, причем снаружи! Теперь не грех и пообе­ дать – тепловые процессы инер­ ционны, так что необходимо подо­ ждать часок, а то и другой. Есть эффект! Солнце греет еще сильнее,но в «Солярисе», прикрытом бле­ стящей наружу шторкой, торпедо остыло до 46°, козырек – до 47°, а сиденье – до 41°. Это уже не смер­ тельно и на сауну больше не похоже. «Гетц», которому досталась шторка с рисунком, тоже остыл, но чуть меньше: 50, 51 и 43 °С соответ­ ственно. Журналистская фантазия сразу подсказала способ сильнее осту­ дить салон: надо купить еще пару таких же шторок и положить их… на крышу. Особенно эффективно это будет для черного «Гетца». А стоит ли вообще охлаждать салон таким способом? Полагаем, стоит. Особенно это необходимо электронным приборам, которые хранятся в бардачке или – боже упаси! – стоят на торпедо. Мы имеем в виду навигаторы, спикер­ фоны, антирадары и т. п. Кроме того, кондиционеру (если он, конечно, есть) так гораздо легче справиться с жарой и привести температуру салона к норме. А это, в свою очередь, позволит сэконо­ мить немного топлива. От рекомендаций, какая именно шторка лучше, воздержимся: ориен­ тируйтесь на размер и способ креп­ ления.134 За рулем 07/2011