ГЕРМЕТИКИ КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАНаблюдать, как работают герметики, очень любопытно. На глазах мощная струя постепенно превращается в прерывистую струйку, а потом и вовсе исчезает. просто нет! Не беда, создадим свою, зарулевскую! Поскольку главная задача герметиков – закрыть течи из микроотверстий, то на установленном на стенд двигателе в трубопровод между термостатом и радиатором врезали контрольный элемент, а именно полую стальную трубку с четырьмя калиброванными отверстиями – 0,3; 0,5; 0,7 и 1,0 мм. Вначале оценим для каждого герметика время, в течение которого он «закроет пробоину». Если течь не возобновляется, ставим зачет. Оценим и влияние герметиков на элементы системы охлаждения: оседает ли препарат на стенках, меняется ли гидравлическое сопротивление и т. п. Все шесть участников с задачей справились, но очень по-разному. Если BBF и Liqui Moly закрывали отверстия поочередно – сообразно диаметру, то, к примеру, Gunk долго «думал»: даже самое маленькое отверстие затянулось только через 2 минуты 34 секунды, зато потом практически одновременно закрылись все три оставшихся: их время от 3 минут 34 секунд до 4 минут 5 секунд. Причем первой почему-то прекратилась течь из самой большой дырки – 1,0 мм! А вот многофункциональный герметик длительного действия K-Seal сравнительно быстро и надежно задраил только три меньших отверстия. Четвертое закупоривалось очень долго – 6 минут 20 секунд. Еще интереснее повел себя Hi-Gear. Все отверстия закрылись с рекордной скоростью – через 1 минуту 58 секунд! Но через три минуты… снова открылись большие дырки – 0,7 и 1,0 мм. Окончательно течь прекратилась только через 10 минут, и за это время мы два раза доливали антифриз в бачок.Можно ли самому ликвидировать течи в системе охлаждения? И каких последствий можно ожидать? Герметики тестируют Михаил Колодочкин и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.БОРЬБА С ТЕКУЧКОЙадиаторы системы охлаждения и отопителя салона иногда текут. Оправдание тому есть: большие перепады температур способствуют развитию термоусталостных процессов в тонкостенных трубках. Итог – появление микротрещин, через которые начинает сочиться жидкость. Надежнее всего заменить дефектную деталь. Но если до сервиса далеко, а ехать надо? Старый-престарый рецепт – возить с собой упаковку сухой горчицы. Ее порошок, добавленный в антифриз, способен на время уменьшить или даже ликвидировать небольшие течи. Однако после необходимо тщательно промыть систему охлаждения, ведь горчица может забить не только микротрещины, но и сами каналы для охлаждения, трубки радиатора и особенно – печки! К счастью, сегодня есть препараты посовременнее – их и оценим. Мы взяли шесть разных составов. Любопытно, что стандартных методик для проверки герметиков системы охлаждения нам найти не удалось – ихР5-6 местоГерметик системы охлаждения FillinnЗаявленный производитель ООО «Делфин кемикалс», Россия, по заказу и под контролем PRIDE USA Ориентировочная цена 60 руб.5-6 местоГерметик системы охлаждения Gunk Radiator Sealer SuperЗаявленный производитель Ориентировочная цена США 160 руб.Белая эмульсия. Похоже, полимерная. Легко разбалтывается, начинает действовать сразу после попадания в бачок. Не сумела залечить отверстие в 1,0 мм, с остальными справилась, но не быстро. Уровень остаточных отложений великоват.Сравнительно дешевый состав. При серьезных повреждениях может не спасти.Густая коричневая эмульсия работает эффективно и сравнительно быстро; отверстия разных диаметров закрылись практически одновременно. Но вот отложений на деталях осталось многовато. Для старых и грязных радиаторов это может быть опасно.Работает быстро и эффективно. Сравнительно высокий уровень остаточных отложений.132 За рулем 07/2011 место4Состав для ремонта радиаторов и системы охлаждения Hi‑Gear Stop Leak (Gold Formula)Заявленный производитель Ориентировочная цена США 190 руб.место3Герметик системы охлаждения K‑SealЗаявленный производитель Ориентировочная цена США 430 руб.Сине-зеленая волокнистая субстанция после размешивания лечила отверстия странно – течи то прекращались, то начинались снова. Полное закрытие отверстий наступило уже после того, как из расширительного бачка ушел антифриз, – пришлось доливать. В итоге «залечилось» даже сливное отверстие!Высокая эффективность, формирует пробки даже в больших отверстиях. Работает довольно медленно и скачкообразно. Сравнительно высокий уровень остаточных отложений.Густая коричневая эмульсия заявлена как долгоиграющая, не требующая последующей замены деталей. Содержит медную пудру, формирующую прочные пробки. Работает достаточно эффективно, но залечивание больших отверстий идет медленно. Зато отложений совсем немного.Малый уровень остаточных загрязнений. Самый дорогой препарат в нашей выборке.место2Герметик системы охлаждения Liqui MolyЗаявленный производитель Ориентировочная цена Германия 200 руб.место1Герметик радиатора «BBF Супер»Заявленный производитель Ориентировочная цена Россия 55 руб.Металлосодержащий препарат. Осадок после сливания сиял блестками всех цветов. Явный лидер по скорости заделывания отверстий, причем течи, прекратившись, больше не возобновлялись. Уровень остаточных отложений средний.Высокая эффективность работы. Цена.Белая эмульсия работает классически – последовательно и сравнительно быстро закрывает отверстия от меньшего к большему. Остаточных отложений совсем немного. После вскрытия на месте отверстий видны аккуратные грибки полимерных пробок. И при этом самый дешевый состав среди испытанных!Наилучшее соотношение цена/качество. Самый низкий уровень отложений. Не обнаружено.Fillinn миллиметровое отверстие так и не закрыл. Через 20 минут после начала испытаний нам надоело пере‑ ливать из пустого в порожнее и мы выключили мотор. Дырки меньшего диаметра затянулись, но тоже на свой лад: дольше всего текло из отверстия 0,5 мм – более 10 минут. Причем 0,7‑миллиметровое к этому моменту уже давно закрылось. А каков долго‑ играющий эффект герметиков? Пятьиз них (препарат Fillinn по упомяну‑ тым выше причинам в длительных испытаниях участия не принимал) честно отстояли 10 стендовых мото‑ часов. Каких‑то изменений в тепло‑ вом режиме двигателя мы не увидели. Печки грели, краники открывались и закрывались, термостаты работали штатно. Вскрытие, проливка и взвеши‑ вание контрольных элементов – радиа‑ торов, кранов и термостатов – чудесРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ГЕРМЕТИКОВПрепарат «BBF Супер» Liqui Moly K‑Seal Hi‑Gear Gunk Fillinn126 612 292 – 277,426 279,161 +1,735 795,5 810,0 +14,5 18,38 19,76 1,38 ВРЕМЯ ПОЛНОГО ЗАКРЫТИЯ КАЛИБРОВАННЫХ ОТВЕРСТИЙ, с 0,3 мм 20 30 75 35 154 0,5 мм 85 62 115 96 224 0,7 мм 124 88 315 345 245 1,0 мм 146 118 380 630 218 ИЗМЕНЕНИЕ МАССЫ ТЕРМОСТАТОВ, г До испытания 277,435 275,344 276,705 274,198 275,180 После испытания 278,889 276,668 277,692 276,168 277,978 Разница +1,454 +1,324 +0,978 +1,970 +2,798 ИЗМЕНЕНИЕ МАССЫ РАДИАТОРОВ ОТОПИТЕЛЕЙ САЛОНА, г До испытания 787,5 776,5 777,0 779,5 786,5 После испытания 797,0 790,0 790,0 792,0 801,0 Разница +9,5 +13,5 +13,0 +12,5 +14,5 ИЗМЕНЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОЛИВКИ РАДИАТОРА ОТОПИТЕЛЯ САЛОНА, с До испытания 18,19 18,24 18,32 18,51 18,46 После испытания 19,10 19,17 19,43 20,13 20,02 Разница 0,91 0,93 1,11 1,62 1,56не выявили. Масса их возросла, гидравлическое сопротивление уве‑ личилось после применения всех составов. Больше всего – после Fillinn, Hi‑Gear и Gunk. В общем, этого следо‑ вало ожидать, судя по исходному виду препаратов. Но даже с такими отложе‑ ниями системы охлаждения остались работоспособны. Еще забавные моменты. При сливе антифриза проблемы создал лишь состав Hi‑Gear. Он настолько хорошо залечил все отверстия, что, отвернув сливную пробку, привычной струи мы так и не дождались. Пришлось ковы‑ рять отверткой. Отложения наблю‑ дались также на крыльчатке помпы и в каналах блока. А после слива анти‑ фриза с герметиком Liqui Moly дно посудины разукрасилось цветными блестками – будто мишура с новогод‑ ней елки осыпалась. Итак, можно ли рассчитывать на герметики системы охлаждения? Те, что мы проверили, доказали свою работоспособность. Распределение по местам определила сумма результатов по четырем видам испытаний, сведен‑ ных в таблицу. Польза от препаратов есть, но не забывайте: эти составы имеют чисто аварийное предназна‑ чение.За рулем 07/2011 133