194
195
ЭКОНОМИКА | ФОРС-МАЖОРЧИП-ЦУНАМИВесной на Японию обрушилось сразу несколько катастроф невиданного масштаба: сначала землетрясение и цунами, затем авария на атомной электростанции… Как отголоски этих событий прокатятся по российскому авторынку, задается вопросом Игорь Моржаретто.Нельзя сказать, что власти островного государства не старались обезопасить свою промышленность от угрозы стихийных бедствий. Например, правительство стимулировало перевод производственных мощностей из северо-восточной, довольно сейсмоопасной части страны, где традиционно сосредоточены основные автозаводы, на более спокойный север. Там для переезда даже создалиспециальную инфраструктуру. Но, как показала нынешняя весна, уехали далеко не все. Прямые и косвенные потери от разгула стихии еще предстоит подсчитать, но уже ясно: подобного потрясения мировой автопром не знал давно. И дело даже не в том, что на недели, а то и месяцы закрылись сборочные заводы крупнейших японских автокомпаний. В конце концов, японскийавтопром давно уже перерос границы «метрополии». У компании «Тойота», к примеру, 52 завода по всему миру, из них только тринадцать в Японии. Остальные тоже не отстают. Так, у «Ниссана» из 22 автосборочных производств «дома» находятся лишь пять, а у «Хонды» из одиннадцати – шесть. За пределами Японии работают и многие научно-исследовательские и дизайнерские центры: в США, Европе,194 За рулем 07/2011 МЕРА ПРЕДОХРАНЕНИЯСообщения о том, что на Владивостокской таможне (а также на Сахалинской и др.) обнаружена партия «радиоактивных» подержанных автомобилей, последние месяцы активно обсуждаются в СМИ и блого­ сфере. Естественно, встает вопрос: насколько реальна для российского авторынка еще и такая напасть? Ответ прост: ее нет! Тут стоит сделать небольшой экскурс в прошлое. Еще несколько лет тому назад в РФ ежегодно завозилось до 300 тысяч подержанных автомобилей из Японии;с введением запретительных таможенных пошлин в январе 2009 года этот бизнес стал невыгодным. Ввоз упал более чем в 25 раз! В прошлом году из Японии привезли всего около 10 тысяч подержанных автомобилей, практически все под заказ – по заданию конкретных клиентов. Как правило, это машины в каких­то редких версиях, кото­ рые иначе не найти. Кстати, с 1 июля и этот бизнес прихлопнут: на каждый ввезенный автомобиль станут требовать одобрение типа транспортного средства, но как и где эту процедуру проходить в индивидуальном порядке, пока непонятно.Да, в Россию все­таки пытаются ввезти «фонящие» машины, несмотря на стро­ гий радиационный контроль на выезде, в Японии. Такие автомобили уже отлав­ ливают у нас в портах – как известно, проверяющих органов в России предоста­ точно. Пока поймали несколько десятков машин с незначительным превышением уровня радиации и мучительно решают, кто (а главное, за чей счет) будет делать дезактивацию. Но, повторим, это единичные случаи. И погоды они не делают – даже в масштабах города Владивостока.Китае. Так что формально остановка нескольких предприятий в отдельно взятой стране не должна была отра­ зиться на мировом автопроме… Случилось все иначе: ведь, помимо самих автомобилей, многие важнейшие компоненты для них делали именно в Японии и, как назло, от стихии сильно пострадали именно эти, ключевые для отрасли предприятия. Например, завод в городе Иваки выпускал коробки пере­ дач для доброй половины сборочных заводов «Ниссана» по всему миру. Еще одна расположенная в зоне катастрофы компания – крупный поставщик пиг­ ментов для автомобильных красок. Ее временный уход из бизнеса не только заставил многие фирмы сократить цветовую гамму своих машин – заодно на нескольких континентах останови­ лись химические предприятия, которые использовали эти самые пигменты для своей продукции. И это не единичные примеры. Раньше лишь специалисты знали о компании Renesas, которая, как вдруг выяснилось, выпускала 40% (!) миро­ вого объема микрочипов для автомоби­ лей. Ее завод пострадал очень сильно, к середине июня могли восстановить производство всего на 10%. И вот уже «Тойота» сообщает, что ее заводы будут работать лишь вполсилы, причем это касается также европейских и северо­ американских предприятий… Всё из­за отсутствия малюсенькой, с почтовую марку, детали. Аналогичная проблема коснулась компаний, не имеющих пря­ мого отношения к трагедии: «Дженерал моторс», «Пежо­Ситроен» и других. Слишком много различных компонен­ тов делали только в Японии. Конечно, рано или поздно все заводы заработают с удвоенной силой, чтобы компенсировать простой. Вза­ мен выбывших производителей ком­ плектующих появятся новые из других стран – но когда это произойдет? Окон­ чательное восстановление прежнихобъемов, к примеру, на заводах «Хонды» ожидается лишь к концу года. У «Тойоты» дела, похоже, чуть лучше: президент компании Акио Тойода заявил, что уже в июне производство достигнет 70% прежней мощности. Чтобы избежать повтора, часть предприятий начали спешно перено­ сить в более безопасные регионы Япо­ нии и за границу. «Ниссан», к примеру, принялся импортировать в Японию блоки и головки цилиндров с одного из американских филиалов. Кроме того, уже в следующем году концерн переведет в США выпуск некоторых моделей «Инфинити». Островитяне учатся на своих ошибках. Тем временем по всему миру дилеры японских (и не только) марок готовятся к самому сложному лету в своей истории. Запасы автомобилей закончились к концу весны, тогда же пришли последние транспортные суда из числа тех, что успели выйти из Японии до 11 марта. Представитель­ ства «Тойоты» и «Ниссана» в России официально сообщили об увеличении сроков исполнения заказов в среднем на два месяца. Покупатели пред­ видели это и в марте­мае буквально смели с торговых площадок попу­ лярные модели. Так, в апреле спрос на автомобили марки «Тойота» в РФ вырос на 110% (по сравнению с апре­ лем 2010 года), «Ниссан» – на 140%, «Мазда» – на 107%, а «Мицубиси» – на 181%! Можно полагать, что к осени (если не случится других катаклизмов!) ситуация на японских предприятиях стабилизируется и компании Страны восходящего солнца начнут отвоевы­ вать «временно оставленные позиции» на мировом рынке. Это будет непро­ сто, ведь, при том что все сочувствуют японцам, никто не упустил шанса откусить от их прежней доли. К при­ меру, по предварительным данным, «Хёндай» в апреле увеличил своимировые продажи на 40%; не отста­ вали и другие корейские произво­ дители. Сила корейцев заключается в стратегии опоры на собственные силы. Они весьма дальновидно осво­ или выпуск большинства комплектую­ щих на местных заводах, и, скажем, микрочиповый коллапс их не кос­ нулся. Более того, помимо автомоби­ лей, корейские компании оказались готовы быстро наладить экспорт дефи­ цитных комплектующих. Свято место, как известно, пусто не бывает.ГДЕ ВЫПУСКАЮТ САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ В РОССИИ ЯПОНСКИЕ АВТОМОБИЛИлегковые модели ВТ-50* «Мицубиси» «Аутлендер-XL» «Лансер», «Паджеро», ASX L200* «Ниссан» «Алмера Классик» «Инфинити-FX», ЕХ, 6, М «Инфинити-QX» «Кашкай», «Ноут» «Мурано», «Теана», «X-Tрейл» «Навара»*, «Пасфайндер» «Тиида» «Тойота» «Авенсис» «Аурис» «Королла» «Кэмри» «Ленд Крузер», RAV4 «Субару» все модели «Гранд Витара», «Сузуки» «Джимни», «Кизаши» «Свифт», «Сплэш» SX4 «Хонда» «Аккорд» «Джаз» «Пилот» «Сивик» CR-V*Пикап.«Мазда»Япония Таиланд Россия Япония Таиланд Южная Корея Япония США Англия Россия Испания Мексика Англия Англия, Турция Япония, Турция Россия Япония Япония Япония Венгрия Япония, Венгрия Япония Япония, Китай США Англия, Турция АнглияЗа рулем 07/2011 195