170
СПЕЦИАЛИСТЫ ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ ДИСКИ РЕМОНТ и СЕРВИС | ОТВЕЧАЮТДИСКОВОДАлюминиевых колес нынче едва ли не больше, чем традиционных стальных, а производителей вовсе не счесть! Однако исчерпывающей информации у продавцов, как правило, не получишь. На вопросы читателей ЗР отвечает Вячеслав Оносов, заместитель начальника управления маркетинга и продаж ВСМПО.1Верно ли, что шина, установленная на слишком широкий или узкий диск, работает хуже? Есть ли какие-то допуски? Ефим Уткин, Курск Конечно, колесо (часто его называют диском) и монтируемая на него шина по ширине должны в идеале соответ­ ствовать друг другу. Тем не менее суще­ ствуют некоторые допуски, в пределах которых отклонения не оказывают заметного влияния на поведение автомобиля. Разработаны таблицы, где указано, какой ширине обода соответствует оптимальная ширина шины, а также возможность посадки на этот обод других шин. Например, чем ниже профиль, тем меньше допуск по ширине. Так, для 175/70R13 реко­ мендуемый обод 5×13 дюймов, но допу­ скается монтаж и на обод шириной от 4,5 до 6 дюймов.немного деформируются. Из недостат­ ков – меньшее разнообразие дизайна и на 20–30% более высокая цена.36Как центрируются диски относительно осей? Нужна ли проставка между центральным отверстием и ступицей? Егор Раков, Мурманск Между центральным отверстием колеса и центрирующим пояском на ступице автомобиля не должен ощущаться зазор. Если он есть, необходимо использовать центрирующее кольцо (адаптер) подходящего размера.Существуют сервисы, ремонтирующие литые диски. Но насколько надежен такой ремонт? Юрий Саакян, Адлер При производстве колесо прошло тер­ мообработку, а последующие пластиче­ ские деформации зарождают в металле микротрещины – впоследствии это грозит бедой. Кроме того, выправляя даже небольшую вмятину, не всегда удается уложиться в допустимое биение посадочных полок.42Насколько принципиальна разница между литыми дисками и коваными? Сергей Дахно, Пермь Литье очень технологично, позволяет легко реализовать фантазии дизай­ нера, почти не дает отходов, обходится недорого. Главный недостаток – круп­ ное зерно и, как следствие, непрочная структура металла. Диск при сильном ударе трескается, что особенно опасно на высокой скорости. Стремясь повы­ сить прочность, увеличивают тол­ щину стенок, снижая столь желанный выигрыш в массе! Мы же производим колеса из сплавов на основе алюминия методом горячей объемной штам­ повки («ковка»). У них более прочная структура металла. После термооб­ работки они очень прочные и жесткие. В сравнении с литыми они еще и легче на 15–20%. Грузоподъемность кова­ ного колеса выше, чем у такого же по весу литого. С точки зрения безопасности кова­ ные колеса предпочтительнее. Так, пре­ дел прочности поковки 30–34 кгс/мм2, а отливки – 18–20 кгс/мм2. Относитель­ ное удлинение (показатель пластич­ ности металла) кованого составляет 10–17%, а литого 5–8%. При ударах кованые колеса не трескаются, а лишь 170 За рулем 07/2011Говорят, для тяжелых условий эксплуатации больше подходят стальные диски. Но некоторые алюминиевые тяжелей… Марат Сабитов, Уфа Требования ГОСТов к легкосплав­ ным колесам жестче, чем к стальным. Повторюсь: даже при очень сильном ударе кованое колесо деформируется минимально. Давление воздуха в бес­ камерной шине сохраняется, позволяя продолжать движение. При аналогич­ ном ударе обод стального колеса гнется больше, а если при этом давление в бес­ камерной шине резко упадет, автомо­ биль может стать неуправляемым. Что касается большого веса легко­ сплавного диска, то это чаще всего объ­ ясняется причудливостью дизайна. При выборе колеса стоит его взвесить. Как правило, болты и гайки для легкосплавных колес иные, чем для стальных. Какие к ним требования? Илья Коган, Москва У болтов и гаек для крепления колес из легких сплавов увеличены длина стержня и площадь крепежного конуса. Это вызвано тем, что толщина диска в месте посадки на ступицу больше, чем у стального, а материал мягче. Но моменты затяжки точно такие же, как и для стальных колес. Например, для моделей ВАЗ – около 80–120 Н.м. Но есть важное дополне­ ние: после первых 50–150 км пробега крепления следует дополнительно подтянуть.7Насколько можно отступить от величины вылета, рекомендованной изготовителем автомобиля? Борис Котов, Ухта Чем ближе эта его величина к «род­ ной», тем ближе к расчетным нагрузки на подвеску и подшипники, лучше управляемость. На легковых машинах можно увеличивать или уменьшать вылет на 3–5 мм. Для вседорожников допускают лишь уменьшение вылета в пределах 10 мм. Как маркируются легкосплавные диски? Андрей Козлов, Омск Пример маркировки и его расшиф­ ровка: 5J×13 H2 ET 29 58,6 Fb4.5kH 245317 1005 ОТК. Здесь: 5 – ширина обода в дюймах; J – форма бортовой закраины обода; 13 – посадочный диаметр обода в дюймах; Н2 – код конструкции хампов; ЕТ 29 – вылет обода, мм; 58,6 – диаметр централь­ ного отверстия, мм; Fb4.5kH – мак­ симально допустимая статическая нагрузка на колесо, кН; 245317 – инди­ видуальный номер колеса; 1005 – дата изготовления (год, неделя), ОТК – клеймо контролирующего органа. Кроме того, на упаковке указыва­ ются диаметр расположения крепеж­ ных отверстий (pcd), цвет, основные параметры колеса и номер сертификата соответствия. Для покупателя наиболее важны такие параметры колеса, как диаметр, ширина обода, вылет, диаметр центрального отверстия, количество и диаметр расположения крепежных отверстий, нагрузка, на которую колесо испытано, и знак соответствия требова­ ниям Росстандарта.85