196
ЭКОНОМИКА | ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫДОРОГОЙ ДЛИННОЮДесять лет назад их не стало, но недавно в России вновь появились дорожные фонды. Чего ждать от их возрождения, выяснял Игорь Моржаретто.Их ликвидировали в 2001 году – ссылаясь на нерыночность наполнения (за счет обо‑ ротного налога с прибыли), немалое количество случаев нецеле‑ вого использования средств… Так это было или не так, уже не важно. Отказ от принятой во всем мире практики, когда строительство и содержание дорог ведется из специального бюд‑ жетного «кармана», куда лазить с иными целями, даже самыми бла‑ гими, запрещено, – привел практи‑ чески к коллапсу. Объем финансиро‑ вания дорог сократился с 2,8% ВВП в 2001‑м до 1,1% в 2009 году. За это же время было списано около 20 тыс. км региональных дорог (они разруши‑ лись, потому что не ремонтирова‑ лись). По состоянию дорожной сети в ежегодном рейтинге Мирового банка Россия оказалась на 111‑м месте, про‑ пустив вперед даже такое «развитое» государство, как Лесото… В общем, решение о воссоздании дорожных фондов было, наверное, единственно правильным. Федераль‑ ный дорожный фонд появился уже в этом году, региональные намечено воссоздать до 2013‑го. Средства из них, как заверяют, пойдут исключи‑ тельно на проектирование, строитель‑ ство и капитальный ремонт автотрасс.по федеральным трассам. В регио‑ нальные фонды, кроме их части акци‑ зов на топливо, попадут еще деньги, собранные в виде транспортного налога. Того самого, что нам обещали отменить с этого года или хотя бы уменьшить. Но только три региона из восьмидесяти трех налоги на мало‑ литражки действительно несколько сократили. Основой доход фонду прине‑ сут акцизы на бензин и дизельное топливо, которые будут увеличиваться на 1 руб. ежегодно. В результате поступление дополнительных средств только от акцизов составит в 2011 году 82,9 млрд. руб., в 2012‑м – 170,2 млрд., в 2013‑м – 265,6 млрд. И тратить их, повторяю, можно только на дороги. Это – закон. Федеральный дорожный фонд рабо‑ тает с января, но конкретных изме‑ нений автомобилисты пока не почув‑ ствовали (кроме увеличения цены бензина). Впрочем, активные работы, как обычно, развернутся в июне – сентябре, в разгар дачно‑курортного сезона. Но речь не только об этом. В США основное правило работы дорожных фондов – абсолютная прозрачность.А СУДЬИ КТО?ПО СОСТОЯНИЮ ДОРОЖНОЙ СЕТИ В ЕЖЕГОДНОМ РЕЙТИНГЕ МИРОВОГО БАНКА РОССИЯ ОКАЗАЛАСЬ НА 111‑м МЕСТЕ, ПРОПУСТИВ ВПЕРЕД ДАЖЕ ЛЕСОТО. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХакцизы на топливо, шины, налог с продажи грузовиков и трейлеров, налог на использование большегрузного транспорта, иные источники (включая размещение ценных бумаг) налог на топливо, сжиженный нефтяной газ, на тоннаж транспортного средства, Япония на местные дороги, налог на приобретение транспортного средства топливный сбор, налог на сельскохозяйственную продукцию, сбор Бразилия за лицензирование транспортного средства сборы с большегрузных (дизельных) Новая автомобилей Зеландия акцизы на бензин и дизельное топливо Индия налог на импорт автомобильного топлива, Швейцария на внутреннее потребление топлива сборы за бензин и дизельное топливо, налог на прибыль организаций (0,5%), налог Казахстан на автотранспортные средства массой свыше 10 т, сбор за международные грузовые перевозки транспортный налог, ввозная пошлина на нефтепродукты, таможенный сбор Украина за импортные автомобили СШАПОДАЙТЕ ТОЛЬКО НА ДОРОГУ!Если десять лет назад федеральный дорожный фонд представлял собой целую организацию с солидным шта‑ том, то сейчас это просто строчка в бюджете, тот самый «карман», куда нельзя забираться с иными целями. Состоять он будет из базового объема бюджетных ассигнований (254,1 млрд. руб. в 2011 году) и допол‑ нительной переменной части. Сюда войдут новый акциз на автомобиль‑ ное топливо (1 руб. с каждого литра в 2011 году), плата за присоединение объектов дорожного сервиса к трас‑ сам, за проезд по федеральным доро‑ гам автотранспортных средств общей массой свыше 12 т (а также штрафы за нарушение правил – с 1 января 2012 года) и т. д. С будущего года, видимо, начнут также брать сборы за проезд иностранных грузовиковЛюбой житель штата Техас, к примеру, может зайти на сайт и проследить, как расходуются средства. Это его право – как налогоплательщика и автовла‑ дельца. У нас ничего подобного нет, как нет и механизма общественного контроля за поступлением и расходо‑ ванием денег. В законе, который, как всегда, принимали в спешке, этот важ‑ ный пункт прописали скороговоркой. Вроде контроль есть, но какие права у общественных контролеров и кто их назначает – неизвестно. Торопились принять закон и выполнить поручение президента? Или «забыли» не слу‑ чайно? Словом, пока вопросов насчет того, как будут работать «новые ста‑ рые» фонды, больше, чем ответов. Но очень не хотелось бы, чтобы через некоторое время их снова прикрыли – по причине «непрозрачности» и «неэффективности». Мы это уже проходили. Последствия – налицо.196 За рулем 07/2011