СПОРТ | «ЛАДА-ГРАНТА СПОРТ»ГРАНТ ЗА СКОРОСТЬ«Лада-Гранта» еще на пути к конвейеру, а спортивная версия давно ожидаемой новинки уже заняла место на старте кольцевых гонок. «Гранту Спорт» строили, опираясь на опыт создания «Приоры WTCC», выступавшей в кузовном чемпионате мира 2009 года, потому новая машина появилась на свет очень быстро.Коробка передач – пятиступенчатая, производства ТМС, кулачковая, с последовательным переключением передач, позволяющая менять передачи в движении без выжима сцепления. Главная передача 3,7:1 заменена более короткой 3,9:1. Межколесный дифференциал – повышенного трения, степень блокировки настраивается при сборке. Шумоизоляция отсутствует, передние крылья пластиковые, потому снаряженная масса гоночной версии, несмотря на значительные переделки, близка к массе серийного образца.Для лучшей управляемости приводы колес на «Спорте» равной длины – машину при разгоне не тянет вправо. Для этого правый же привод снабжен промежуточной опорой.С приоровского шестнадцатиклапанника объемом 1,6 л в спортивном варианте снимают 235 сил против 98 в стандарте. Для «Спорта» первым делом увеличили сечение впускных и выпускных каналов, снабдили выпуск приемными трубами для каждого цилиндра, заменили распредвалы оригинальными, с иными фазами газораспределения и увеличенной высотой подъема клапанов.Пожалуй, главный элемент спортивного мотора – турбокомпрессор «Гаррет» с давлением наддува 1,2 бар. Он-то и закачивает в цилиндры более чем двойную порцию воздуха. Но если все прочее оставить как есть, то давление в цилиндрах в конце такта сжатия перевалит далеко за 20 бар. Чтобы избежать детонации, исходную степень сжатия понизили до девяти. Для этого использовали низкие кованые поршни и укороченные шатуны.218 За рулем 07/2011 В подвеске спереди и сзади применены составные пружины KW. Амортизаторы той же компании позволяют регулировать усилия сжатия и отбоя, а также клиренс, выставляемый в пределах 80–100 мм. Рычаги передней подвески сварные, из высокопрочной стали, со сферическими шарнирами, смонтированы на подрамнике. Благодаря такой конструкции машина отменно держит дорогу и мгновенно реагирует на действия рулем.ВЫЕЗЖАЕМ НА ТРЕКШтатный передний стабилизатор заменен полым, диаметром 28 мм. Его жесткость можно регулировать, изменяя активную длину рычагов. Задний тоже трубчатый (30 мм), вынесен из балки, чтобы изменять и его жесткость. Сама балка усиленная, коробчатого сечения, с двумя реактивными растяжками с каждой стороны. Ступичные узлы передней и задней подвесок унифицированы, позволяют регулировать развал в пределах 4–6 градусов, колеса стоят домиком.Сергею МИШИНУ удалось опробовать «Гранту Спорт» на участке трассы «Тольятти-Ринг». Вот его краткий рассказ о впечатлениях. За руль пробираюсь через хитросплетения труб каркаса безопасности. Пробую достать педали – почти как раз. Заодно выясняю, что сцепление очень тугое, с необычно коротким ходом и работает по принципу «включеновыключено», промежуточного состояния нет. У педали тормоза ход еще меньше. Хорошо хоть, газ как у гражданской машины. Руль – обычный «бублик», а вот передачи придется переключать необычно высоким рычагом. Пускаю двигатель: работает жестко, сотрясая дрожью всю машину, поскольку прикручен к кузову без каких-либо подушек. Тронуться удалось не сразу – при первой попытке мотор заглох. Здесь первая передача заметно длиннее (передаточное отношение 2,75), чем на обычной машине, практически как вторая. К тому же момент включения тяжелого сцепления без привычки найти нелегко. Пробую еще раз, добавляя газ и играя сцеплением. Получилось! Коробка передач рычит громче, чем двигатель, – прямозубые шестерни работают шумно, с подвыванием. На газ мотор реагирует без промедления и откликается уверенным набором скорости. К четырем тысячам ускорение начинает энергично вжимать в спинку сиденья – это подхватил турбонаддув. На мгновение сбрасываю газ и резко вбиваю вторую передачу. Снова накатывается волна мягкого набора скорости, на гребнекоторой попадаю в ураган ускорения! И никакого намека на пробуксовку колес. Сцепление сликов с асфальтом будь здоров! Рулится «Гранта Спорт» в высшей степени четко, будто подвески и нет вовсе. Руль при этом легкий, как на обычной машине. Говорят, потяжелеет в ходовых поворотах, когда скорость под двести. Как только повернул колеса на боьшой угол, трансмиссия отчаянно заскрежетала. Но это нормально, так работает дифференциал повышенного трения. О том, что тормоза без усилителя, вспомнил, лишь когда вылез из машины. Очень чуткая, строгая и при этом совсем не тяжелая педаль. На мой взгляд, «Гранта Спорт» по гоночным меркам вполне комфортна. Конечно, коробка передач ворчлива, особенно под сброс газа. Голый металл кузова (на полу нет даже тонких резиновых ковриков) звенит, аккомпанируя трансмиссионным шумам. Но это из-за не характерного для гонки режима движения. На спортивном автомобиле скорость гасят не двигателем, а тормозами. У настоящего мастера в гонке всего два режима: полный газ или максимальное замедление. Заканчиваем тестовый заезд. Для остановки двигателя щелкаю красным выключателем, но мотор продолжает работать: выключатель лишь запускает программу остановки. И действительно, двигатель заглох спустя полминуты. Что же, получился вполне современный гоночный автомобиль, практически по всем параметрам соответствующий требованиям WTCC. Пройти омологацию – и можно участвовать в мировом чемпионате!Коленчатый вал серийный, только упрочнен еще на стадии изготовления. В нижней части блока установлены масляные форсунки для струйного охлаждения поршней – температурный режим мотора весьма напряженный. Максимальные обороты ограничены пределом 6500 в минуту, поскольку дальнейшая раскрутка не добавляет мощности, а ресурс сокращается.За рулем 07/2011 219 | «ЛАДА-ГРАНТА СПОРТ»Топливный бак штатный, 50-литровый, заправочная горловина вынесена в проем багажника и упрятана под его крышкой. Это снижает вероятность повреждения горловины при контакте автомобилей на трассе. Чтобы сгорание протекало нормально, необходимо спортивное топливо с октановым числом 102. Игра стоит свеч: 235 л.с. при 6000 оборотов, а момент в диапазоне 2600–6000 об/мин не опускается ниже 260 Н·м. Это позволяет разгонять «Гранту Спорт» до 100 км/ч за 5,6 с и достигать 220 км/ч. Причем прогнозируемый ресурс двигателя – 2000 км боевого режима.Передние тормоза – дисковые вентилируемые, диаметром 330 мм, с четырехпоршневыми суппортами, задние – без вентиляции, 280 мм, с двухпоршневыми. Роль стояночного тормоза, как водится на гоночных машинах, исполняет гидравлический кран, действующий на задний контур.Передняя и задняя колеи расширены проставками на 150 мм по сравнению со стандартной подвеской. Эти значения могут немного изменяться в пределах настройки кастора и развала. Выступающие колеса укрыты от набегающего потока воздуха легкосъемными пластиковыми накладками.Гоночная версия автомобиля «ЛадаГранта» создана для участия в Кубке чемпионата России Lada Granta Cup. В этом году планируют выпустить серию из 20 экземпляров. Для участия в гонках спортсмены покупают либо арендуют машины. Все они одинаковы, а чтобы исключить хитрости и вмешательство в конструкцию, агрегаты опломбируют. Шины – слики либо дождепредовая резина «Иокогама», топливо предо ставляют организаторы соревнований. Соревнования будут проведены в семь этапов на гоночных треках автодромов «Москва», «Смоленское кольцо», «Ниже «Нижегородское кольцо», «Каньон» в Казани и на городской трассе «ТольяттиРинг». Первый этап намечался на 10–12 июня в Мячкове, финальный пройдет 30.09–2.10 в Тольятти. На каждый этап отводится три дня. Первый – свободные тренировки, во второй-третий – два часовых заезда с предшествующей квалификацией. кажПо замыслу организаторов, каж дая команда должна состоять из двух человек – так называемого бизнес-пилота (им может стать просто состоятельный человек, имеющий гоночные навыки) и боевого гонщика. Такое сочетание обеспечит и накал борьбы, и массовость соревнований. Очередность выхода гонщиков на трек определяет команда. Они обязательно должны смениться на питстопе во время замены шин.КУБОК «ЛАДЫ-ГРАНТА»Виктор ШАПОВАЛОВ, тест-пилот «Гранты Спорт», участник и призер многих российских и международных кольцевых гонок, пилот «ЛадыПриора WTCC» в 2009 году. В «Гранте» нашли место многие идеи, которые появились после участия в чемпионате мира на «Приоре». Настройка машины прошла без каких-либо сложностей. Получился быстрый, приемлемо комфортный автомобиль. По управляемости ничуть не хуже гоночных иномарок. Мне нравится!Аккумуляторная батарея перенесена в багажник. Здесь ей не так жарко, как в моторном отсеке, да и для развесовки полезнее. Рулевая рейка сохранена серийной, но электроусилитель заменили гидравлическим. Родному быстро не свернуть тяжелый руль из положения «прямо», причем не столько из-за липучих сликов, сколько из-за большого кастора – он здесь от 6 до 8 градусов (настраивается под конфигурацию трассы смещением назад верхних опор передних стоек).За безопасность пилота отвечает каркас, вваренный в кузов, и система пожаротушения – огнетушитель размещен на месте правого переднего сиденья. Стандартное сцепление даже диаметром 200 мм здесь не годится, потому поставили металлокерамическое на 184 мм, способное передать 350 Н·м, а кратковременно (при старте) до 400 Н·м. Тросовый привод уступил место гидравлике – у гоночного сцепления повышенное усилие нажимной пружины и короткий рабочий ход.Более подробная информация – на сайте granta-cup.lada.ru220 За рулем 07/2011