138
ЗР РАЗРЯД-ЗАРЯД КОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОИНТЕЛЛЕКТ ПРОТИВ БЛЭКАУТАПроверяем новинку российского рынка – интеллектуальный сенсор батареи (IBS) фирмы «Хелла», предупреждающий об опасности глубокого разряда.Монтаж системы, если ограничиться лишь встроенным зуммером и не подключать программируемые выходы, доступен любому автомобилисту. Главное, чтобы вокруг минусовой клеммы батареи нашлось место для датчика. Сам прибор с дисплеем размещают в любом удобном месте салона. После подключения прибор сразу способен измерять ток в цепи батареи, а вот для вычисления актуального состояния аккумулятора ему понадобилось около трех часов покоя. После этого на экранчике появилась картинка с изображением батарейки, частично «заполненной электричеством», и три числа: время в часах (вверху), которое осталось до полного разряда при данном токе, а также проценты оставшейся (внизу) и навсегда утерянной (вверху справа) емкости. Отметим, что прибор отображает любую силу тока в цепи – как миллиамперы, так и сотни ампер при пуске. Так мы узнали, что стартеру нужно 177 А, а бортовой электронике достаточно и 0,14 А. Генератор же заряжал АКБ током в 17,2 А. Продвинутым автомобилистам это может многое рассказать о работевсего электрооборудования. Но нам интереснее другое: выбираем в меню настройку зуммера и задаем, например, порог в 50% емкости. Осталось отключить генератор и ездить, поглядывая на укорачивающийся зеленый столбик заряда. Когда он съежился наполовину, раздался сигнал. Еще интереснее возможности программируемых выходов (но это требует уже определенных познаний: необходимы дополнительные реле и вмешательство в электропроводку). Можно, например, настроить систему так, чтобы при разряде на 25–30% отключались самые прожорливые потребители – обогрев стекла, сидений Так ставится датчик. Если в этом месте вашего авто очень тесно, от прибора придется отказаться. Пределы измерения тока автоматически переключаются.и т. п. Тогда удастся предотвратить дальнейший глубокий разряд. Еще одна полезная функция – контроль остаточной емкости. Прибор подскажет, когда станет бесполезно заряжать аккумулятор и придется покупать новый. Но вот стоит ли все вышеописанное примерно 12 000 рублей? Вопрос спорный.ЛОВУШКА ДЛЯ СОЛНЦАЗарядить севший аккумулятор необычным способом решили Алексей Воробьев‑Обухов и Михаил Колодочкин.Поставлять солнечную энергию на пользу людям пытались еще герои фильма «Весна» в далеком 1947 году. Изделие Velleman образца 2011 года, по сути, делает то же самое: обещает выходное напряжение 13,5 В при токе нагрузки 350 мА. По автомобильным меркам – негусто. Впрочем, если вообразить драматическую ситуацию: пустынный пляж, жаркое солнце, полностью севший аккумулятор и отсутствие цивилизации поблизости, – то фантазия подскажет все остальное. Проверку провели в лоб: для начала исправный аккумулятор на 60 А.ч нагрузили лампочкой от фары и разрядили бедолагу «в ноль». Затем вытащили приборспаситель на солнышко и подключили к батарее.Цена изделия – примерно 4000 рублей. Слышим подсказки: мол, можно новую батарею купить. Верно, но интересно же! Кстати, прибор рассчитан на подзарядку батареи через гнездо прикуривателя (если машина позволяет). Для справки: если на улице ток зарядки составил 200 мА, то в том же «Солярисе» с его слегка тонированными стеклами он уменьшился до 160 мА.Выбрать правильное место для реанимации – залог успеха. В тени каштана ток зарядки составил всего 5 мА – даже не смешно. Зато на открытой площадке он подпрыгнул сразу до 200 мА. Правда, обещанных 350 мА мы не увидели, однако и в таком режиме уже можно рассчитывать на успех. День выдался солнечным и безоблачным, а потому ток заряда не снижался. За два с половиной часа зарядки батарея получила 0,5 А.ч, или 1800 «ампер-секунд» заряда (единицу измерения придумали по ходу дела). То есть если стартер в жару потребует примерно 180 А, то на десяток секунд его работы мы уже накопили. Подопытный «Хёндай-Солярис» пустился от нашей батареи практически мгновенно! Честно говоря, даже расстроились: уж больно всё просто. Конечно, на руку сыграла летняя погода, в пасмурный день ничего не получилось бы. Хотя… Хотя кто потащился бы в пасмурную холодную погоду на далекий пляж?!138 За рулем 07/2011