РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВИЗДЕЛИЕ НОМЕР ТРИПРИЗ!составляет 6141 м/с2. Если мысленно разбить чехол на мелкие элементы, то сила, отрывающая каждый из них, окажется примерно в 614 раз больше веса! Неспроста при быстрой езде даже очень грязный кардан вскоре самоочищается. По этой же причине вращающийся чехол стремится раздуться, его посадка на валы ослабевает. Но и это далеко не всё! Чем больше ось одного вала отклонена от оси другого, тем сильней при вращении меняются нагрузки на чехол. Натяжение резины в продольном направлении меняется при каждом обороте от минимума до максимума. Но у карданного шарнира есть еще одна особенность: по отношению к ведущему валу ведомый дважды за оборот ускоряет и замедляет вращение, так что чехол «трется по карданному шарниру» не только в продольном, но и в окружном направлении. Натяжение падает, защита все больше сползает с посадочных мест, изнашиваясь и нагреваясь. Сильней всего чехол «истирается в тех местах, которыми ложится на вилки шарнира – особенно на ведомую». И как только будет хоть в одной точке протерт насквозь, ему конец, «центробежные силы его разнесут в клочья». Это подтверждает и наш победитель: «Края фланцев вилок «аккуратно» трут среднюю часть плотно обтягивающего их резинового чулка. Благодаря центробежной силе при высоких оборотах вращения чуть надорванный от трения участок резины стал стремительно разрушаться дальше». Заметим: у Михаила была возможность спокойно наблюдать за развитием событий, так как ехал он со скоростью всего 70–80 км/ч. А на скоростях за сотню чехлы разрывает так, что никакие их фрагменты на валах не сохраняются! Всех, кто ломал голову над поведением резины, благодарим. Михаила Полякова поздравляем с победой!Михаил Поляков из Углича за ответ на задачу № 40 «Подвиг Геракла» (ЗР, 2011, № 4) получает от фирмы Mystery Electronics навигатор MNS‑520MP c высокопроизводительным процессором Samsung и GPS‑модулем NXP от компании Philips Semiconductors.Условие этой задачи самое простое. Владелец «Нивы», желая защитить шарниры карданного вала от грязи, натянул на них плотные резиновые чехлы – отрезки мотоциклетной камеры. Но в первой же поездке случился конфуз… В чем его суть, должны были ответить знатоки. И ответили! Конечно, идея подобной защиты общеизвестна, выглядит убедительно – где уж тут вспоминать о законах физики! Но попытки «зачехлить» шарниры всегда заканчивались плачевно. При оборотах тысячи в четыре карданный вал рвет чужеродные резинки в клочья и стряхивает, как грязь! Подобные «изобретения», необкатанные, но кажущиеся авторам очевидными, нет-нет да попадаются в почте «Советов бывалых»! Не зря с этого года некоторые рекомендации читателей мы решили проверять. Итак, попытки дополнительно защитить карданные шарниры – тема не новая. Хотя игольчатые подшипники крестовин давно уплотняют резиновыми сальниками, некоторые считают это недостаточным. Разумеется, лучше всех в тонкостях вопроса разобрались те, кто опробовал идею на собственном опыте. Досадно два-три часа провозиться под машиной, натягивая на кардан тугую резину, чтобы в итоге получить пшик! Обычно это делали при очередной замене крестовины, что само по себе требует серьезных навыков. Для «жигулевского» кардана чаще использовали куски камеры диаметром 3 дюйма: такие сидят очень плотно, но натягивать их – запаритесь! Смазывать или увеличивать диаметр чехла нельзя – держаться не будет. Итак, все готово, сбитые пальцы промыты перекисью и забинтованы – можно начинать испытания! Нам сообщают: «С чехлами не удалось проехать и двухсот километров». Ну и чудак автор: результат-то выдающийся! Из практики большинства: по достижении примерно 100 км/ччехлы сразу разносит в клочья! Поэтому версии насчет «вытекания смазки», «перегрева крестовин», «надоедливого скрипа резины» считаем чисто умозрительными: на шоссе опыты редко длились свыше минуты! В чем же корень зла? Карданный вал вращается примерно вчетверо быстрей, чем ШРУСы приводов колес. Если, например, на радиусе R кардана налипло тонкое пятнышко глины, то сила, отрывающая его, примерно в 16 раз больше, чем была бы на ШРУСе такого же радиуса. При скорости вращения вала 4000 об/мин центростремительное ускорение немалое: например, на радиусе 0,035 мЗАДАЧА № 43ГОНКИ ПРЕСЛЕДОВАНИЯНа юг двинулись группой из трех авто. Я с Нинкой и сыном – в «Нексии», Ильич с внуками – в «Акценте», а Юрик, молодой сосед, ехал в «Приоре» один, надеясь на приключения. Даже мобильник дома забыл, растяпа! Вижу, развлекается: то рвется вперед, то притормаживает и пропускает нас. Мне и Нинке надоел до чертиков! И вот за Богучаром отстал… Ждем, а его все нет. Спасаясь от жары, отъехали метров на тридцать, в тень лесопосадки. Первой машину Юрика увидела Нинка: «Во гонит, паразит! Думает, мы впереди». Увы, жена оказалась права. Автомобиль мчался как пуля, и «гонщик», увлеченный беседой с какой-то дамой, нас даже не заметил! Лишь минут через пять мы пустились вдогонку… Предлагаем вам самостоятельно дописать этот рассказ. Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 августа 2011 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e‑mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. (Победителя представим вам в октябрьском номере ЗР.)172 За рулем 07/2011